Страна белых Шевроле. Ташкент

Поездка в Узбекистан началась с огромной толпы на посадке в Шереметьево: такое чувство, что никто и не слышал про такую вещь как очередь, все лезут, будто боятся опоздать на самолет. Мой вам совет - на стойке регистрации заранее просите места поближе в выхожу носовой части самолета, иначе посадка и высадка немного омрачат ваш полёт. Однако я перечитал порядочно форумов, где описывалась эта ситуация, поэтому ко всему, в том числе и к огромной очереди в ташкентском аэропорту, относился философски. Наконец-то я оказался в самолете, посаженный между двумя узбеками, один из которых совсем не говорил по-русски, а второй, наоборот, отлично говорил. Вот со вторым мы и проболтали полполета. Ещё одна отличительная черта узбеков - они совершенно не слушают то, что говорит им бортпроводница - и взлет и посадка сопровождались орами оной: "Выключите ваши электронные приборы! Займите ваши места, самолет находится в движении! Это опасно для вас и для окружающих!" Но ничего не помогало - пассажиры продолжали звонить родственникам и посылать смс друзьям прям во время взлета и посадки, и, конечно же, вскакивать с мест, как только самолет приземлился (это свойственно большинству пассажиров, не только узбекским). - Я вот, брат, работал в Москве, на стройке, все документы есть, вот сейчас лечу домой, в Фергану, - рассказывает мне сосед по креслу. Узбеки любят называть собеседников "брат". Но у вас в столице невозможно нормально работать - жилье очень дорогое, менты постоянно обирают, черножопыми называют - неприятно. Мы вот с братьями и друзьями за всю жизнь ничего не украли, мы сюда не для этого приехали - просто у вас работы много, у нас вообще нет, сам увидишь. Вот в Фергане недавно какие-то турки завод открыли - появилось много рабочих мест, но через какое-то время его правительство закрыло и все. Про МТС ваш тоже наверное слышал - взяли и закрыли - а теперь связь у оставшихся Юселл и Билайн еле работает - людей то не убавилось, ну тех, кто пользуется сотовыми. - А что, менты прям постоянно деньги требуют? - Конечно, регулярно, независимо от того, есть у тебя документы или нет - просто если нет, то денег надо больше дать и все. Я из-за всего этого и уехал в Тверь работать - там хоть платят меньше, зато жилье дешевле, двушку на четверых снимали, и местные нормально относятся, как к людям. А в Москве все совсем не так. В Москве и в Санкт-Петербурге, в остальных городах, говорят, все нормально. - Да, у нас в Нижнем, по-моему, особых проблем с мигрантами нет. - Ну да, в Нижнем, говорят, тоже хорошо, красивый город...
Уже почти по прилету он провожает меня до таможни и подробно рассказывает, как заполнять декларацию и сколько платить таксиситам, приглашает к нему домой заехать погостить, но я вежливо отказываюсь, так как в эту поездку Фергана не входит в планы. На таможне в аэропорту Ташкента творится такой ад, что тут точно лучше ко всему отнестись с пониманием и просто спокойно ждать и терпеть людей, которые лезут вперед вас: дипломаты и люди в форме, бабушки и женщины с детьми, а учитывая что нет ни одного окошка для иностранных граждан, вам приходится просто ждать. На прохождение таможни у меня ушло 2.5 часа. И это в 3 часа ночи. Подробно про все организационные моменты я расскажу в отдельном посте. После прохождения всех формальностей я поймал таксиста и отправился с ним в первый предложенный им отель, коим оказался Орзу - довольно неплохой отель почти на проспекте Руставели. Про отели я тоже расскажу в том самом отдельном посте. Немного поспав, я направился смотреть столицу Узбекистана, кстати, третей город по величине бывшего СССР, после Москвы и Киева. Я не планировал особо его смотреть и отвел на него всего один день, но не спать же все время до вечернего поезда в Бухару? На самом деле сейчас это пустой город, такое чувство, что тут остались только школьники, студенты, таксисты и престарелые.

В парке на Руставели
Это воскресение Обратите внимание на машины - характерная картина: матисы и нексии, которых больше не выпускают и спарки с лачетти, причем все белого цвета. В Ташкенте, правда, ещё можно увидеть и другие машины, иногда даже БМВ и Мерседесы, а вот в других городах это исключительно белые модели, перечисленные выше. В городском парке Детская ЖД Бродить по полупустому городу было не очень интересно, хотя в парке гуляло немного людей, да ещё и какое-то мероприятие от местного бутылочного чая проходило, даже с битбоксерами, поэтому я пошел на рынок - сердце любого азиатского города. Медресе Кукельдаш Тут жизнь кипела полным ходом!
Ещё одна характерная черта Узбекистана - практически весь хлеб, а точнее лепешки, продают в детских колясках! Да не в абы каких, а в старых, советских колясках! Такое чувство, что все эти средства передвижения младенцев мигрировали в эту солнечную страну!

Мечеть у рынка
Вообще Ташкент произвел впечатление такого довольно современного большого постсоветского города, автобусы причем - новенькие мерседесы. Как вы видите, весь транспорт на газу, и не потому, что бензин дорогой - его просто нет. Я видел очереди на бензоколонках (да и за метаном) в несколько километров!
Немного фотографий с рынка
Желтый мет =) Люди очень добрые, отзывчивые, открытые и очень любят фотографироваться! От рынка Чорсу я двинулся в район старого города - небольшого района, где остались ещё небольшие домики, выстроенные вдоль каналов - арыков. По пути меня угостили самсой, прям из тандыра! Разделка бараньих голов А вот так выглядит "Ташкентская Венеция", как её назвал уважаемый , собственно, по чьей наводке я сюда и пришел. Все дома максимум одноэтажные, из глинобитного кирпича, но аккуратно побелены или покрашены. Называется это все "махалля" - традиционная узбекская одноэтажная застройка такого рода. Она есть в каждом городе. Стырю немного текста у Саши "В современном понимании в Узбекистане и среднеазиатских республиках бывшего СССР, а также в Восточном Туркестане, под махаллёй, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организация общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.
Возникли махалли в много столетий назад (подозреваю, что и тысячелетий). Раньше ими руководили аксакалы, старейшины, а сейчас - председатель. Он избирается общим собранием жителей, им, как правило, является уважаемый человек, вхожий во властные кабинеты, равно как и дружащий с религиозными деятелями. Да, наибольшее число мечетей расположенно именно в махаллях, здесь религиозность населения существенно выше, чем в обычных спальных районах. Ну, а русских здесь традиционно было существенно меньше, чем узбеков. Гуляя же по махалле в эти дни, я не встретил ни одного русского вовсе. То ли все уехали, то ли и раньше не могли выживать в этом чрезмерно традиционном и консервативном сообществе." На самом деле все это напоминает Венецию (хотя в оной я никогда не было и не очень рвусь), но по каналам тут никто не плавает, но все же вся жизнь идет вокруг них Недалеко от этого "средневековья" находится один из центральных архитектурных ансамблей - комплекс Хазрати Имам

Вечером меня уже ждал поезд в Бухару, про что я расскажу в следующий раз.