Svetlana Suslova
27 февраля 2015
9333

Тибетцы - некоторые секреты жителей вершины мира

Тибет... Сколько загадки в этом слове. Кажется, что именно там сокрыты все тайны человечества и, если туда попасть, то обязательно откроется третий глаз ну или хотя бы случится какая-то форма просветления.
Наверно, примерно с такими ожиданиями я отправлялась в путь. И хотя третьего глаза у меня не открылось и сложно сказать, стала ли я немного более просветленной, определенные открытия во время поездки я, безусловно, для себя сделала. И эти открытия были связаны в первую очередь с людьми, которых я встретила.

Про то, как я сидела в маленьком кафе в компании двух тибетцев и двух тибеток, и мы распевали тибетские и русские песни, я напишу когда-нибудь отдельно. Также как напишу отдельно и про то, как повязывала белый шелковый шарфик певцу на сцене в местном клубе в знак восхищения его талантом, а удивленные моим присутствием завсегдатаи аплодировали мне стоя. Постараюсь не забыть написать про то, как в ночи в палатке, сооруженной из пивных банок, мы играли в какое-то подобие костей, а в другой день местные бабушки, отмечавшие юбилей подруги в ресторанчике, зазывали меня танцевать с ними. Да и, пожалуй, надо будет написать про тибетскую дискотеку. Да-да, бывает и такое!

Но сейчас, как фотограф и пытливый "физиогном", расскажу о моих впечатлениях от жителей Тибета.

Местные жители Тибета – это настоящие "произведения искусства". Суровые черты лиц, потемневших от высокогорного солнца, национальные одежды, сделанные саморучно, украшения из бирюзы (серьги, перстни, нити украшающие волосы), которые носят как мужчины, так и женщины… И, конечно же, коронная прическа «а-ля Юля Тимошенко», которую можно увидеть как у представителей сильного, так и слабого пола. В длинную черную косу вокруг головы вплетают пряди цветных нитей (в основном красных) и другие декоративные элементы. Кстати, если своя коса не уродила ее можно прикупить на местном рынке. Причем из натуральных волос.


Мужчины Тибета большие модники. Серьги, бусы, перстни из бирюзы - неотъемлемые элементы одежды. А некоторые обожают ковбойские шляпы. Это наверно чтобы лучше соответствовать их определению самих себя как "Як-Бой". Напомню, что як – это национальное животное Тибета, кормилец и поилец многих семей.
Этот живописный ковбой, а точнее як-бой встретился мне в небольшом городке по пути в Шигатзе, и когда я попросила его попозировать для фото, он согласился, а потом попытался или продать или подарить мне свои бусы. Только потом я вспомнила, что читала именно про эти бусины "Дзи", с которыми в Тибете связано много преданий.
Одна легенда гласит, что это окаменевшие крылатые существа божественной природы, которых пытались поймать люди и бросали в них комья земли, от чего они превращались в бусины. Другая легенда говорит, что когда-то Дзи были насекомыми, которые жили в земле, но превращались в камень при контакте с человеческой рукой. Бусины Дзи - это очень мощный талисман.



Говоря об одежде женщин, необходимо отдельно обратить внимание на крупные металлические пояса, которые носят многие из них. Они просто изумительной работы, с причудливыми коваными узорами, иногда инкрустированные камнями. Многие из этих поясов заняли бы достойное место в любом музее мира. Жалко я себе такой не привезла. :)


Одежда для самых маленьких обладает интересной функциональной особенностью, которую я обнаружила, когда мы остановились перекусить в небольшом городке по пути в Шигатзе. Городок представлял из себя одну большую центральную улицу. Неподалеку от нашего ресторанчика располагалась «стоянка телег», где местные жители парковались и усаживались на землю в кружок пить чай из термоса и пиво. Мой вид «белой обезьянки» с огромным фотоаппаратом их ничуть не смущал, и они приветливо улыбались мне. Вокруг трапезничающих бегал этот чудесный малыш с колесом и дыркой в штанах на причинном месте (для естественного справления нужд). Благо у меня еще оставался запас специально привезенных для местной детворы конфет – местная валюта фотографа в расчете с маленькими моделями.



В целом, конечно, тибетские ребятишки чумазые - им приходится работать по хозяйству, ухаживать за яками, да и бытовые удобства весьма скромные судя по всему.


Если говорить про общительность тибетцев, то многие довольно охотно вступали в контакт. Например, эти очаровательнейшие ребятишки, которые встретились мне в одном из монастырей Лхасы. Затерявшись в дальнем уголке монастыря, я вышла видимо к одному из выходов, который смотрел на живописную гору, украшенную изображениями Будд на крупных камнях. Мимо этих изображений в направлении меня шла процессия молодых людей. Разумеется, я быстрее стала снимать и когда ребятишки достигли меня, они стайкой налетели, показывая жестами, что они хотят посмотреть, что получилось. Здоровенный телеобъектив в сочетании с моей блондинистой внешностью на аборигенов всегда производил сильное впечатление, поэтому детвора стала с удовольствием позировать, а после очередного кадра подбегать к экрану и шумно обсуждать новое фото. Не слова по-английски конечно. Как выяснилось позднее, они занималась ремонтными работами в монастыре, а именно переноской огромных камней, которые они вешали на специальную приспособу на спину и несли в гору. Работа не легкая прямо скажем, особенно для девушек. Но хлеб в Тибете всегда добывается нелегким путем.


Надо заметить, что у тибетцев добрые открытые лица. Они очень любят улыбаться. Замечая неподдельный интерес к своей персоне и добрую улыбку, в ответ тоже улыбаются, машут руками, кланяются. Хотя в фильме "7 лет в Тибете" высказывается версия, что Тибетцы смеются дабы отогнать демонов, а белые демоны это собственно говоря туристы. :)


Важная часть жизни каждого Тибетца - духовная. И несмотря на то, что было сделано многое в борьбе с религией, в доме многих тибетцев есть молильная комната, в которой почетное место занимает портрет Далай Ламы.
Ритуальные барабаны – это неотъемлемый элемент Тибетских монастырей. Обычно они окружают монастырские стены и молящиеся по часовой стрелке идут и раскручивают их. Внутри барабанов находятся молитвы и каждый поворот барабана равносилен прочтению молитвы. Бывают и маленькие персональные барабанчики, которые можно носить с собой и раскручивать в руках, просто ходя по городу. Рядом или внутри религиозных сооружений буддистов можно часто увидеть небольшие ступы полые внутри, куда прихожане приносят какие-то специальные травки и разжигают их.


Огромное количество монастырей было разрушено, тем не менее остались действующие монастыри, в которые могут заглянуть и туристы.
Мне удалось увидеть ежедневную церемония в Тибетском монастыре Лхасы. Суть церемонии в том, что несколько монахов (двое-трое и более) выступают в качестве слушателей, а еще один в качестве оратора. Оратор постулирует какой-либо религиозный вопрос, а его слушатели-оппоненты должны опровергнуть его. Чтобы слушатели не заснули, оратор постоянно делает резкие движения – выпады вперед, хлопает в ладоши, машет четками. Всего в церемонии принимает участие более 200 монахов. Зрелище завораживающее.


Среди монахов и стар и млад. Некоторые из них кажутся сошедшими из кадров кинофильмов - примеры самообладания и мудрости. А можно увидеть и тех, кто простодушно болтает и смеятся с братией - это не считается зазорным.


Особо стоит рассказать о монахах-желтошапочниках (школы Гэлуг). Этот кадр был сделан перед началом церемонии, которая выглядит следующим образом… Монахи одевают желтые шапки и плащи и сначала начинают хаотично бродить по внутреннему дворику монастыря распевая мантры. Затем они выстраиваются в линию и заходят во внутреннее помещение монастыря, где ровными рядами расположены длинные скамьи ведущие к алтарю, на которые садятся монахи. Они садятся в позу лотоса и продолжают раскачиваясь петь мантры. Основная конечно «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» – это главная мантра в буддизме и ее можно очень часто услышать от прихожан, совершающих паломничество в монастыре и от жителей бредущих по городу. Пение монахов в кельи произвело на меня самое сильное впечатление во время поездки. Жалко нельзя было снимать! Их низкие голоса, доносящиеся из полумрака монастыря в сочетании с запахом благовоний как бы пронизывали тело, вводя в состояние легкого транса, так что даже мороз по коже шел. Очень хотелось присесть где-нибудь в уголке монастыря и слушать, слушать эти сказочные звуки из какого-то другого мира. Но, к сожалению, туристам давали не так много времени на то, чтобы приобщиться к таинству.



И конечно в Тибет хочется вернуться. Ведь там еще гора Кайлас, Шамбала... и надежда на просветление. :)
Комментарии
Sergey Antonov
27 февраля 2015, в 10:27

Отличная статья) Спасибо)

Svetlana Suslova
27 февраля 2015, в 11:45

Рада, что понравилась! Спасибо большое! :)

Ягодка Волчья
27 февраля 2015, в 14:15

Прочитала и посмотрела с огромным интересом

Svetlana Suslova
27 февраля 2015, в 16:45

Спасибо большое Вам! :)

Елена Савкина
27 февраля 2015, в 15:06

Спасибо, очень интересно! Хорошие фотографии. Я видела более печальные фото и более бедных и грязных людей на фотографиях в парке "Этномир" (в домике Тибета). Только всё же непонятно, зачем мужчинам косы на голове?

Svetlana Suslova
27 февраля 2015, в 16:46

Елена, спасибо за комментарий! Коса - мужская краса. У кого толще и краше - тот самый видный парень на деревне. :)

Светла Багинска
28 февраля 2015, в 16:07

Отличный репортаж!

Наташа Мельникова
28 февраля 2015, в 23:34

и мне понравилось! очень познавательно. благодарю!

Ольга Хлебникова
1 марта 2015, в 09:18

Очень понравилось! Как хорошо, когда есть возможность путешествовать и познавать этот необъятный мир! ?

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Раз в году, посещай место, где ты никогда не былДалай Лама