Три шага к острову Гогланд




У вас никогда не было ощущения, что вы уже были здесь? Я не имею в виду понятие «дежа вю». А то, что вы действительно здесь были. Я видел разные острова. На одном из них я жил более двух лет и ярких воспоминаний об этом периоде у меня не осталось. Но, когда моя нога в первый раз вступила на остров Гогланд, то возникло ощущение, что я вернулся домой. Это действительно было странно…

Остров находится в Финском заливе в 150 км западнее острова Котлин (Кронштадт). Как и в советские годы Гогланд закрыт для посещения, так как находится в пограничной зоне и является «режимным объектом». Попасть сюда можно только после согласования допуска с Федеральной пограничной службой России. И в этом нет ничего удивительного. Вам достаточно только взглянуть на карту. К югу и юго-западу от Гогланда мы видим Эстонию. До эстонского городка Кунда (Kunda) всего 60 км. К северу и северо-западу расположена Финляндия. Ближайший город Котка (Kotka) расположен в 40 км к северу. А посему, Гогланд – это западный форт-пост Финского залива.

Первый шаг

Самое оптимальное время года для посещения Гогланда - это поздняя весна. Остров просыпается от зимней спячки и предстает перед вами во всей красе. Сюда я попал абсолютно случайно, в командировке. Мне нужно было обследовать инфраструктуру северного маяка. Итак, 5 мая 2016 года наш катер вышел из порта Кронштадт. И уже через девять часов, вечером, мы высадились на эту прекрасную землю.
Первое, что меня поразило, это идеальная чистота и настоящая природа. Безумно красивый и девственный, остров казался необитаемым.


Он вытянут с севера на юг. Длина в районе 11 км, а максимальная ширина порядка 2,5 км. Ландшафт его очень разнообразный. Хвойный лес может переходить в болотистые низины, а сопки упираются в пресные озера. Озер здесь четыре. Очень красивый песчаный пляж в районе бывшей финской северной деревни не оставит путешественника равнодушным. Здесь очень много бухт. Одна из них до сих пор достаточно удачно эксплуатируется для швартовки небольших судов и катеров. А когда «флотские» навели новый пирс, то появилась возможность швартовать суда и катера длиной до 50 м. Старая финская причальная стенка давно нуждается в реконструкции, но к ней до сих пор можно швартоваться небольшим катерам и яхтам.
Ну что ж, вернемся к 5 мая. Вечером мы пришвартовались у бывшей северной деревни (Suurkyla). Расселили нас в двухэтажном коттедже. Дело в том, что благодаря бардаку, который творился в нашей стране в 90-х годах, один предприниматель умудрился получить разрешение на строительство турбазы. Расчет был сделан на то, что на Гогланд будут ездить финны. С бизнесом не особо заладилось, да и времена поменялись. Поэтому, вся инфраструктура теперь находится в ведении Министерства обороны.

В переводе со шведского Hogeland означает «высокая земля», финны же звали его Suursaari – «большой остров». Дело в том, что для судоходства остров всегда считался и считается одним из самых опасных мест в Балтийском море. Связано это с тем, что вокруг Гогланда очень много гранитных островов и отмелей. Моряки их называют банками. Поэтому за сотни лет вокруг Гогланда скопилось целое кладбище кораблей. Именно для того, чтобы обезопасить мореплавание в этом районе на острове находится два постоянно действующих маяка: «Северный» и «Южный».


Маяки здесь возводили еще с восемнадцатого века, но до наших дней дожили два. Южный Гогландский маяк был полностью перестроен в 1905 году и он по праву считается одним из самых старых действующих маяков России. Северный маяк был перестроен в 1965 году и возвышается в северной части острова на высоте 106 метров над уровнем моря.

На обратном пути я не мог отказать себе в удовольствии побродить по заброшенным постройкам. Как мне объяснили, это были старые финские дома, которые пережили войну, но не устояли перед «лихими девяностыми». В советские годы здесь располагалась воинская часть Балтийского флота, но в 1998 году пришел приказ уничтожить всю инфраструктуру и вывезти всю материальную часть. Дело в том, что Гогланд хотели полностью демилитаризовать. Многие думали, что остров вообще отдадут финнам. В итоге, наши военные в спешно все уничтожили и покинули остров. А потом вернулись обратно, но уже на руины.


На острове есть «каменные реки».Миллионы лет назад ледники ушли и тысячи тонн камней представляют собой неописуемое зрелище. Как будто время замерло на мгновение.

Знаменитым ученым Василием Яковлевичем Струве в первой половине девятнадцатого века был предложен революционный способ измерения дуги меридиана нашей планеты. Это был совместный международный проект России, Норвегии и Швеции. Порядка сорока лет возводились контрольные точки так называемой «скандинавской дуги» на территории этих стран. Спустя двести лет от дуги Струве практически ничего не осталось. А на территории России мы можем увидеть только два пункта. И оба они находятся на острове Гогланд. Это «Пункт Мякипяллюс» и «Точка Z» - они находятся в северной части острова.

Через весь остров проходит одна единственная дорога. Остатки финского наследия. К сожалению, сегодня она разбита и размыта многочисленными ручьями и лужами. От дороги отходят тропы, но их немного. Шагая по обочинам в мае, создается ощущение, что ты в сугробах из мха и травы – нога утопает. Май для главной дороги – это очередное испытание на прочность. С сопок и холмов текут целые реки воды. При солнечной погоде картина удивительной красоты. Такое ощущение, что идешь по живому серебру.


Меня очень поразило Первое озеро (Liivalahden). Над ним возвышается высокая скала (Variskallio). С финского переводится, как «вороний утес». Как будто, за озером наблюдает «черный ворон».

Сегодня Южная деревня (Kiiskinkylä),заброшенная и разрушенная, все еще прекрасна. Сама она расположена прямо на берегу у бухты. В мае, когда еще не зацвела пышно зелень на деревьях, очень хорошо видно, что деревня не была маленькой. Большое количество фундаментов и стен домов это отчетливо показывают.


Бродить по берегу бухты, наслаждаясь прекрасным видом на Финский залив, это эйфория.

А в последние часы на закате я спустился к старому финскому лютеранскому кладбищу. К сожалению, оно давно заброшено и за ним никто не ухаживает. За кладбищем находится красивая бухта. Здесь, в 1942 году, гибли защитники острова под командованием полковника Баринова. Возвращаясь по берегу можно увидеть и остатки финских укреплений и поклонный крест,


7 мая, в день радио, пришел катер с офицерами из Кронштадта. Все началось у стелы контр-адмирала Святова.

Капитан 2 ранга Святов Иван Георгиевич в августе 1941 года возглавлял отряд прикрытия, который базировался на острове Гогланд. Именно ему предстояло возглавить спасение 12160 человек из конвоя печально известного «таллиннского перехода». События тех дней настолько глубоко оставили раны в его душе, что он завещал после своей смерти кремировать свой прах и развеять над водами острова Гогланд. Здесь же, рядом со стелой Святова, находится и мемориальная табличка, посвященная жертвам «таллиннского перехода».


Были отданы воинские почести согласно Ритуалу. Ну, а дальше мы отправилась в дальний путь на «сопку Попова». А ехать предстояло около двух часов
.
«Сопка Попова» является самой высокой точкой острова (176 м). Именно это место является культовым для каждого человека, имеющего отношение к радио. Все началось 13 ноября 1899 года, когда на скалу сел броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Это произошло вблизи острова к юго-востоку. Именно тогда для снятия корабля со скалы руководством военно-морского флота было принято решение об установке радиостанции на Гоганде. Возглавил это деяние «гений радио» - Александр Степанович Попов. Таким образом, именно здесь впервые в мире был осуществлен практический сеанс радиосвязи.

На сопке находится три памятных знака: обелиск, стела и памятный камень.
Сама церемония прошла душевно в виде бесед и исторических экскурсов. Ну, и конечно, фотографировались на память.


Второй шаг

После первой поездки на остров, группой единомышленников было принято решение о реконструкции обелиска, который был установлен в 1954 году. Получив поддержку у руководства военно-морского флота, в заводских условиях мы начали изготавливать точную копию. Конструкторы разработали чертежи, и к апрелю 2017 года обелиск был полностью готов.


Нам выделили «окно» и десантный катер для доставки обелиска на остров. Легкая и маневренная "серна" доставила нас к пункту назначения за шесть часов. И ночью с 17 на 18 мая 2017 года мы выполнили установку. Осталось дело за малым – провести официальное открытие.


Третий шаг

Дату открытия постоянно сдвигали. К октябрю стало ясно, что шансов в этом году практически не осталось. Вообще, октябрь – худший месяц для посещения островов Финского залива. Постоянные шторма, ветра и дожди могли «на нет» перечеркнуть всю операцию.
Но кто-то «сверху» смилостивился над нами, и 19 октября оркестр, салютный взвод и участники предстоящего мероприятия вышли на катере из Кронштадта в Финский залив. Ну, а 20 октября представилась возможность прогуляться по Острову.
В этот раз я подготовился более основательно. У меня были старые финские карты острова, обеих деревень и схемы укреплений обороны 1942 года. Хотелось пройтись по Гогланду «более осознанно».


В конце тридцатых годов Гогланд был густо заселен. Северная и южная деревни вполне выглядели маленькими городками. Здесь ловили рыбу и активно торговали. О точном количестве жителей в конце тридцатых годов я информации не нашел. Но, учитывая бурное развитие острова, как «туристической Мекки» (здесь были построены казино и санаторий), предположу, что население могло достигать 1300 человек. После окончания советско-финской войны, население острова было полностью эвакуировано в 1940-м году.


20 октября погода была великолепной. Наша группа после северного маяка спустилась к "Леониду Демину". Легендарный «трудяга» был построен в 1978-м году и за свою тридцатилетнюю историю совершил более тридцати походов, пройдя 843265 км. При буксировке в 2003-м году судно попало в шторм, и было выброшено на камни Гогланда. Сегодня его остов медленно умирает на отмели.

Утром 21 октября пришли два катера с командованием ВМФ, представителями СМИ, юнармейцами, ветеранами и гостями.


Как и в прошлом году, все началось на «стеле Святова». Был и дождь, и ветер и холод. После окончания ритуала мы выдвинулись на «сопку Попова».


Наверху все было готово: оркестр, памятник, обеспечение.
Удивительно, но небо рассеялось от туч и ветер «уснул». Вот и не верь после этого в приметы.
И мы открыли обелиск.


Прощание было откровенно душевным. "Рапторы" умчали в ночь, а мы ушли утром на своем уже родном учебном катере.



Друзья! Я уверен, что Гогланд навсегда меня пленил. При первой же возможности я буду рваться в этот «затерянный мир». Если тебе, дорогой Читатель, представится возможность прикоснуться к Истории – не раздумывай! Хватайся за нее обеими руками!