В Стокгольм за любовью



Стокгольм с недавних пор почему-то считается столицей свободной любви. Люди со всего мира едут в Швецию, чтобы увидеть воочию, что же такое «шведская семья», и часто бывают разочарованы.
Несмотря на распространённое заблуждение, в Стокгольме нет обилия секс-шопов (кажется, в Петербурге их даже больше). Хотя на карте города, которую я взял в одном из кафе, к удивлению своему обнаружил отмеченные места встреч сексуальных меньшинств.

Я полюбил Швецию с первого взгляда. Знакомство с этой близкой и такой далёкой страной началось с фильма «Посол Советского Союза», который в обязательном порядке водили смотреть всех школьников. Из фильма я узнал, что нейтральная Швеция во времена второй мировой войны была не такой уж нейтральной.

После разгрома шведов под Полтавой, рачительная Швеция решила не вести больше разорительных войн и заняла разумный нейтралитет.
Россия во времена царствования Петра I потеряла каждого четвертого жителя, но от ведения войн не отказалась. Таково бремя великой державы.

По каким критериям определяется величие страны? Если по социальному комфорту и продолжительности жизни, то Швеция – великая держава!
Одним из показателей цивилизованности является комфорт удовлетворения естественных потребностей. По наличию туалетов (в том числе и бесплатных) Швеция, возможно, на одном из первых мест в мире, чего нельзя сказать о России.

Швеция самая чистая в экологическом плане страна в мире. Говорят, будто мэр Стокгольма заявляет, что может прямо у стокгольмской ратуши выпить воды из озера Меларен, а рыбаки даже могут поймать лосось возле Королевского дворца.
В Швеции можно пить воду из-под крана, поскольку она минерализованная (даже в туалете). Причём везде в туалетах вода экономиться автоматическим включением и выключением.

В отличие от нас, шведская цивилизация находится в гостях у природы. А потому там запрещено рвать полевые цветы, рубить деревья, там не газуют на холостом ходу и не мусорят на природе.
Животных запрещено держать в клетках. Даже не разрешается купировать хвосты собакам.

В детстве я, как и все, хотел жить на крыше вместе с Карлсоном. Потом я изучал шведов по фильмам Ингмара Бергмана: «Земляничные поляны», «Седьмая печать», «Фанни и Александр», «Причастие», «Лицо», «Персона», «Из жизни марионеток». И сейчас я с удовольствием пересматриваю эти фильмы, ставшие классикой мирового кинематографа.

Мне нравится нордический стиль – строгий, выдержанный и экономный, без изящества и без излишеств. Я всегда с удовольствием посещаю шведский супермаркет «Икея». Как же там всё для людей! А для детей просто рай – столько там игровых площадок и развлечений. Всё так продумано и рассчитано, что иногда даже противно.

Если России прагматизм не свойственен, то для Швеции он составная часть национального менталитета, дух идеологии протестантизма.
Кстати, король Швеции Густава Вазу в 1527 году отказаться от католицизма в пользу лютеранства по прозаической причине – чтобы не платить долгов римскому папе. Смена веры привела к обогащению короля за счет имущества католических иерархов и монастырей (в 2000 году Швеция официально перестала считать лютеранство государственной религией).

Наверное, материальное процветание Швеции обусловлено идеологией протестантизма, которая напрямую связывает материальное благополучие на земле с благополучием после смерти; раз человек богат, значит на нём благодать божия.

На фоне их благодати наши проблемы кажутся чем-то несусветным. Но кто считает, что следует во что бы то ни стало жить в Швеции, тем я советую посмотреть фильм Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» – торжество индивидуальности и комфорта закономерно приводят к одинокому существованию. В благополучной Швеции один из самых высоких уровень самоубийств.

В Стокгольме решена проблема велосипедистов и мотоциклистов. Везде сделаны специальные дорожки. Даже депутаты предпочитают пользоваться велосипедом, поскольку так быстрее добраться до работы.
В Швеции, если транспортное средство не уступает дорогу пешеходу, пешеход может вызвать полицию, которая тотчас появится словно из-под земли.

Да, в Стокгольме не плохо. Но и у нас постепенно становится не хуже. Вот и родной Петербург становится всё больше похож на открытый всему мира город Стокгольм.
В Стокгольме, как и в Париже, везде можно бесплатно получить карту города. Почему бы и в Петербурге не сделать то же?!

Наше счастье и наша беда – огромные пространства, которые нам, кажется, не по силам освоить.
Маленькой страной, как известно, управлять проще.

Жить в благополучных в материальном отношении странах легко. А вот чем ты будешь жить в наших ужасных условиях?
Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на все, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.

Вот ведь весь мир живет умом, только у нас от ума одно горе, — а все потому, что русский сердцем живет! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.

Мы, русские, все сумасшедшие, потому что не такие нормальные, как шведы. В нас менее чем в ком-либо, развит дух прагматизма. Русские — это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причем безо всякой выгоды для себя.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература