Винный тур по Пьемонту и Лигурии

Организация винных поездок – это моё призвание. Сочетая отличные знания о вине, производстве, винных регионах, лучших производителях…. с дотошностью и перфекционизмом организатора, я создаю уникальные программы, абсолютно независимые от портфелей импортёров и раскрученных имён.
Мы всегда путешествуем маленькой компанией любителей вина, гастрономии и природы. Природу, пожалуй, стоит поставить на первое место, учитывая, что живём мы в небольших семейных гостиницах (агритуризмах), окружённых виноградниками, лесами или садами, в зависимости от региона. В случае нашей последней поездки, о которой я хочу рассказать, мы остановились в отеле семьи Собреро - Relais Casa Sobrero, в деревушке Кастильоне Фалетто, в самом центре зоны производства вина Бароло.


Вид из отеля Relais Casa Sobrero


В первый день мы сравнивали двух традиционных производителей Бароло из двух разных деревень: Sobrero из деревни Castiglione Faletto и Aurelio Settimo из La Morra.
Хозяйство Собреро было основано в 1940г Франческо Собреро, у которого было 9 детей. И сейчас его внуки, дети его седьмого сына (по имени Settimo – седьмой), управляют предприятием. Флавио Собреро занимается виноградниками и винодельней, а его 2 сестры, недавно построенным отелем на 7 номеров. Они владеют 16 га виноградников, из которых 13 га расположены на лучших участках в Кастильоне Фалетто и 3 га в зоне Москато д’Асти. Своё Бароло Собреро винифицирует в нержавейке и выдерживает в больших ботти. Стиль вин традиционный, очень элегантный, отражающий минеральный характер почвы Кастильоне Фалетто.


Флавио Собреро



Виноградник на окраине деревни Castiglione Faletto


Следующее хозяйство Aurelio Settimo (Аурелио Сеттимо) находится в деревне La Morra, где почвы более молодые, и считается, что Бароло из Ла Морры поэтому имеет более мягкую бархатную структуру. Но в случае с нашим супер традиционным производителем это было мало заметно. Аурелио Сеттимо – это хозяйство с около 6 га виноградников, производящее всего порядка 40тыс бут в год. Своё базовое Бароло и Бароло крю Рокке дел Аннунциата они ферментируют в цементных ёмкостях с продолжительной мацерацией, а затем выдерживают в больших ботти из французского дуба емкостью 2500 – 3500 л. Вина получаются очень развитыми и глубокими, требующими ещё очень продолжительной выдержки в бутылке.


Дегустационная комната хозяйства Aurelio Settimo


На следующий день, мы снова вернулись в Ла Морру для того, чтобы посетить хозяйство первого модерниста в зоне Бароло Elio Altare (Элио Алтаре) и встретиться с его дочерью Сильвией Алтаре.


Сильвия Алтаре


Трудные послевоенные годы и экономический кризис заставили Элио отправиться во Францию за новым опытом. Вернувшись из Бургундии в 1976 г., он решил полностью изменить процесс винификации. Схватив бензопилу, он распилил надвое старые традиционные ботти и освободил место для новых французских барриков. Он сам спроектировал первый ротоферментатор для непродолжительной мацерации винограда неббиоло, что позволило ему вытянуть все фруктовые оттенки этого сорта, но не его танины. Его отец, разгневанный поведением сына, не разговаривал с ним до конца своих дней. И скончавшись в 1985 году, лишил Элио наследства.


Французские баррики



Винный погреб семьи Алтаре


Сейчас Сильвия Алтаре работает вместе со своим отцом Элио, и, кажется, полностью разделяет его методы.
После обеда с видом на виноградники, мы переместились в следующую деревушку – Монфорте д’Альба. Здесь у нас была запланирована встреча с Claudio Fenocchio (Клаудио Феноккио), который является внуком Giacomo Fenocchio, основателя винодельни. Клаудио – человек с потрясающей положительной энергией. Глядя на него, хочется всё время улыбаться. Тем более, он так непосредственно рассказывает о своей истории: о том, что он родился прямо на винограднике Буссия, о том, что пьет вино каждый день, о биологическом подходе в работе… Вместе с Клаудио мы дегустируем вино из ботти с разных виноградников. Такой опыт даёт почувствовать развитие вина с каждым годом, до его бутилирования.


Клаудио Феноккио



Виноградник Буссия (правый ближний угол)



Послевоенный отцовский мопед, который Клаудио мечтает отреставрировать


Следующий день был посвящён Барбареско!!!
И на утреннюю дегустацию нас ждали в самом известном хозяйстве – GAJA ! Ассистент Анджело Гая, Соня Франко рассказала, с чего началась история этого семейного предприятия, какой вклад внесло каждое следующее поколение. Соня очень доступно смогла объяснить все технические нюансы производства. И после экскурсии, была подготовлена великолепная дегустация Барбареско разных урожаев: Barbaresco 2004, Sori Tildin 2005, Sperss 1999 и завершало дегустацию Шардоне Gaia&Rey 2005.


Хозяйство GAJA. Напротив производственного здания с вывеской так же здание принадлежащее семье, между ними под улицей прокопан туннель, он же погреб



Соня Франко


Вторая половина дня стала же абсолютно эксклюзивной и необычной. Подъехав к неказистому жилому дому в полях, туристы уже начали шутить по поводу ожидаемого их производства. Вышел молодой парень – Luca Roagna (Лука Роанья), винодел в четвёртом поколении, и предложил проехаться посмотреть их владения, то есть виноградники. На одном холме он остановился и указал на маленький зелёный треугольник, очень явно выделявшийся на всём склоне. “Это наш виноградник Монтефико 0, 24 га !”


Виноградник Монтефико (справа по центру)


Лука Роанья продолжает работать на винограднике и на винодельне в самой традиционной манере. Он считает, что максимально выразить терруар могут лишь лозы старше 50 лет. А его почва на столько “живая”, что в междурядьях можно встретить такое разнообразие дикорастущих трав как мята, крапива, трилистник, одуванчики, дикие бобовые, и даже листья салата! В погребе же Лука ферментирует все вина в ботти, с мацерацией 2-3 месяца!!!



Лука Роанья


На сколько вина его семьи долгоживущи, мы узнали в процессе Слепой! Дегустации. Когда в качестве сюрприза, Лука предложил нам отгадать год очередного очень сочного и свежего вина. Это был 1982г…


Дегустация вина в погребе Луки


После нескольких дней общения с красными винами, мы с удовольствием переместились в зону производства белых вин, а именно в Гави. Здесь мы посетили очень красивое поместье La Raia, которое с 2007 года работает придерживаясь биодинамических принципов земледелия, сформулированных Рудольфом Штайнером. Управляющий Роберто Скотти кратко рассказал о том, что Биодинамика впервые в мировой практике отказалась от применения внешних для сельского хозяйства веществ – минеральных удобрений, ядохимикатов, гормональных препаратов. Взамен она применяет натуральные фертилизаторы – экскременты животных, севообороты, мульчирование и т.д. Для борьбы с вредителями используются изощренные методы разведения и стимулирования их естественных врагов. Самой труднообъяснимой и самой загадочной частью биодинамического земледелия для нашей группы показались биодинамические препараты, которые строго по указаниям Штейнера делают из различных растений, навоза, бычьих рогов и особым образом подвергают ферментации в земле. Затем их применяют для обработки почвы и растений в гомеопатических дозах, то есть, не как удобрения, а как источники специфических излучений, несущих в себе космическую информацию.


Роберто Скотти



Производственная зона хозяйства La Raia


После вертикальной дегустации биодинамического Гави, мы переехали в соседний регион, в Лигурию, в Cinque Terre (Чинкве Терре – пять земель). В этом Национальном парке, охраняемом Юнеско, виноградники разбиты на крутых террасах. Забираясь на вершину, восхищаешься не только видом, но и людьми, обрабатывающими эти узкие и крутые полоски земли. О своей работе нам рассказала мама Лучиано Каппелини, которая встретила нас на миниатюрной винодельне в крошечной деревушке над городом Манарола. Мы продегустировали их свежее вино с солёным и минеральным вкусом моря, рассматривая семейный альбом…


Одна из пяти деревень Чинкве Терре


Манарола



Виноградники Чинкве Терре



Джулия Мерготти (мама Лучиано) ей 80 лет и она до сих пор принимает участие в сборе урожая


Прекрасное путешествие! До новых встреч …

организатор тура, текст: Полина Гридасова
фотограф: Семён Кузьмин