Восхождение на Эльбрус, часть 2

Зимой мне посчастливилось оценить все прелести горнолыжного туризма в Приэльбрусье и очень хотелось приехать летом. Сильно напрягали, оставшиеся еще с 90-х годов, предрассудки о том, что на Кавказе кругом террористы, девушке одной там опасно и т.д. Но я, откинув все сомнения, прочитав путеводители, собрала рюкзак и отправилась в этот далекий и неизведанный край навстречу Эльбрусу и приключениям.

На самом деле, в туристической зоне (и не только) сейчас царит мир и спокойствие. Местные «джигиты» не крадут девушек, террористы не стреляют по машинам, а ДПС-ники не останавливают, если не нарушаешь ПДД. Местный народ очень гостеприимен, также много альпинистов, которые всегда помогут советом и поделятся опытом. В эти края каждый год приезжает огромный поток российских и зарубежных туристов, которые связаны одной целью – взойти на неприступный Эльбрус и все готовы друг другу в этом помочь.

В прошлой статье я рассказывала о восхождении на Эльбрус с востока, теперь поговорим о самом распространенном маршруте – подъем с юга.

День 7

Так как я при первом спуске повредила связку в колене, я решила сделать себе перерыв в несколько дней. Да и усталость порядком накопилась. Пройти двухдневный маршрут за один день - это многого стоит! Оставаться в кемпинге не хотелось и я решила перебраться поближе к цивилизации - в гостевой дом у поляны Чегет. Разместившись в гостевом доме, я один день посвятила целиком релаксу. День был теплый и солнечный. Я лежала на лавочке у турбазы, рядом бурным потоком неслась река Баксан, легкий ветерок трепал волосы, а я смотрела на голубое небо, мелькавшее между ветвями берез и осмысливала все, что произошло со мной за прошедшую неделю.

День 8

На следующее утро я решила прогуляться на гору Чегет. Вариантов подъема на эту гору два – пешком или по канатной дороге. Так как колено болело только при спуске, я решила подняться наверх пешком и спуститься вниз по канатной дороге. Неспешный подъем налегке с небольшим темпом занял около двух часов. Путь начинался с проселочной автомобильной дороги, проходящей слева от поляны Чегет вдоль реки Донгузорун. Сначала дорога шла через лес. Звуки торговой поляны у подножия заглушал шум воды, разбивающейся о камни. Дорога поднималась выше и вот уже и реку стало почти не слышно. Только ветер шелестел в кронах деревьев. Постепенно лес начал редеть и моему взору открылись красивые альпийские луга с множеством разнообразных цветов и шикарным видом на гору и ледник Донгузорун и гору Накра. А какой там стоял аромат! Я шла и вдыхала его полной грудью, стараясь сохранить в памяти. На поляне я сделала небольшой привал.

Поднимаясь выше, можно было увидеть Баксанское ущелье, уходящее за горизонт и Главный Кавказский Хребет.Темп у меня довольно быстрый, поэтому я обогнала пару групп которые шли этой же дорогой. Вот миновала первая станция канатной дороги. Путь лежал выше. У второй очереди канатной дороги есть кафе с террасой, где наливают вкуснейший травяной чай. Там я и решила сделать еще один привал и перекусить, перед тем как пойти на вершину Чегета. Я села за столик с видом на Эльбрус и думала о том, позволит ли мне эта величественная гора взойти на вершину.
Канатную дорогу закрывают в 16:00, а это значит, что времени на подъем у меня оставалось не так много. Сделав несколько фото на память, я выдвинулась к вершине Чегета. На пути меня встретила табличка, предупреждающая о входе в пограничную зону.
В горах все друг другу помогают, в городе такое редко встретишь.

Стоит отметить, что подъем выше станции канатной дороги возможен только с пропуском в пограничную зону. У меня пропуска не было, я пошла так (многие так и ходят), там проверяют редко, а вот если захотите пойти к озеру Донгузорункёль – там постовые проверяют пропуска стабильно и иногда штрафуют.

Идти одной было немного страшновато, но впереди и позади меня шло несколько человек, так что страх быстро отошел на второй план. Решив сэкономить время, я немного срезала путь, и поднималась по каменной насыпи справа от тропы. До вершины я добралась всего минут за 30, темп выматывал, но это того стоило! Справа виднелся Эльбрус, а слева Главный Кавказский хребет и озеро Донгузорункель. Там я встретила только пару ребят, да и те уже спускались. Они были очень удивлены, увидев меня одну. Спросили нужна ли мне помощь. Я ответила, что все хорошо и они начали спускаться вниз, напоследок сказав, чтобы я кричала громче, если что. В горах все друг другу помогают, в городе такое редко встретишь.
Я пробыла на вершине совсем недолго и тоже начала спускаться. Решив, что одной все-таки довольно страшно я догнала ребят. Мы познакомились и оказалось, что они тоже планируют восхождение с юга, но по срокам немного не совпадают с моими планами. Мы вместе спустились вниз, и они позвали меня к себе в кемпинг на ужин. Оказалось, что здесь целая группа, около 7 человек из Московской области и работают недалеко от меня. Мир тесен.

День 9

Волнение нарастало, и я уже начала обдумывать самостоятельное восхождение на Эльбрус с юга. Случайно в ленте Instagram увидела, что на южном склоне сейчас знакомые ребята. Созвонилась с ними и оказалось, что они внизу у моей турбазы подбирают снаряжение в аренду. Ребята катались по южным склонам Эльбруса на сноубордах. Снег на высоте выше 3800 метров лежит круглый год особо заинтересованные могут кататься, но подниматься вверх придется на своих двоих. Мы встретились у магазинчика "Культур-Мультур", ребята подбирали снаряжение, а я расспрашивала местных гидов о погоде и технике восхождения, необходимом снаряжении.
Позже позвонили ребята, с которыми я днем раньше познакомилась на Чегете, и я поехала с ними в Долину Нарзанов. Набрали там минеральной воды и поднялись к леднику вдоль реки Когутай. Там тропа идет круто вверх, почти все время сквозь лес и заросли Рододендрона. Выходишь практически к леднику, а выше с плато падает огромный водопад, разбиваясь о камни и бурным потоком размывая ледник. Красивое зрелище! Вечер прошел в веселой компании в кемпинге: костер, звездное небо и песни под гитару.

День 10

На следующий день я приняла окончательное решение идти наверх одна. Взяла недостающее снаряжение в аренду и уже собиралась выдвигаться на Приют Одиннадцати (4200м), как в нашу базу заехала группа альпинистов из Карелии, которые приехали из Безенги, и собирались подниматься с юга на следующий день. Я поговорила с инструктором и они разрешили мне присоединиться к их группе. Сами ребята довольно хорошо подготовленные, с опытом. Вместе веселей и как-то безопаснее.* Решив не терять остаток дня я пошла к водопаду «Девичьи косы» и обсерватории «Терскол». Тропа начиналась из поселка Терскол, справа, почти напротив Мечети. Грунтовая дорога плавным серпантином поднималась все выше и выше. Я не очень люблю идти вверх плавно и долго и срезала путь тропинками через лес, которые соединяли отдельные ветви дороги. Вскоре я вышла на длинную полку вдоль горы. На этот раз мне открывались виды на Баксанское ущелье, Главный Кавказский хребет и Чегет. Лес остался позади, и я шла наслаждаясь солнцем и теплом (хотя бы загар ляжет немножко). Через минут 40 я подошла к водопаду "Девичьи косы". Его видно с дороги - отличное место чтобы сделать привал, передохнуть и для сильных духом - искупаться. Что я и сделала! Причем не один раз =) Ледяная вода в сочетании с палящим солнцем - бодрит!
Дальше лежал путь к обсерватории. Небольшой взлет и затем плавный набор высоты до небольшой долины. Вдалеке уже виднеются снежные шапки Эльбруса. Справа есть пара хижин для альпинистов, которые идут на вершину, а слева наверху на краю скалы стоит обсерватория. Ученые не очень любят, когда ходят по территории обсерватории, но виды в ущелье Терскол рядом открываются невероятные!

Солнце было еще высоко и я пошла еще выше. Среди камней множество маленьких цветков делают склон горы красивого небесно-фиолетового цвета. Удивительно, как эти крошки выживают в этих суровых условиях с постоянным ветром и резкими перепадами температур. За минут 30 я дошла до вершины, где установлено несколько памятников и памятных досок солдатам и офицерам, воевавшим в этих местах в период Великой Отечественной войны. Можно было увидеть весь южный склон Эльбруса, ледовое плато с внушительными трещинами и языки ледников Гарабаши и Терскол.
Близился закат, а на горизонте стали появляться облака - а это значит надо было спускаться вниз. Золотые лучи заходящего солнца красиво освещали долину и Кавказский хребет. Необходимо было заново уложить рюкзак и подготовиться к восхождению. Через пару часов я была уже в турбазе, и собиралась с духом перед завтрашним днем.

День 11

Утром ребята пошли пешком по моему вчерашнему маршруту (через обсерваторию), а я решила подняться по канатной дороге и сделать акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4800 метров над уровнем моря). Сейчас на Азау работает две линии канатной дороги: старая маятниковая и новая (французская). Старая немного дешевле, но едет дольше. Иногда при подъеме до 9 утра можно успеть на первую гондолу до открытия кассы и есть шанс подняться наверх дешевле. После 2-х очередей гондольной дороги подъем до 3800 метров пока осуществляется по кресельной канатной дороге. К ноябрю 2015 года обещают открыть третью очередь французской гондольной дороги до высоты 4000 метров. Ох, как я на нее рассчитываю!

После подъема до 3800 метров я вышла к снежному полю. Здесь уже стоит много снегоходов и ратраков (трактора для разравнивания горнолыжных трасс), которые за плату довозят до различных высот, вплоть до 5100 метров. Рюкзак у меня был полон еды, и до этой высоты я сама поднималась в прошлый "заход" и не хотелось снова тратить время и силы на подъем, поэтому я доехала наверх с ветерком на снегоходе.

Разместившись в приюте и перекусив, я пошла к скалам Пастухова. Вокруг была небольшая облачность, но меня это не смутило. На снегу передвижение и подъем возможен только в кошках и обязательно с ледорубом - в любую минуту можно попасть в трещину или соскользнуть, поэтому нужно быть предельно осторожным.

Дышать на высоте становится сложнее и темп, конечно, уже не такой шустрый как внизу. Мне сильно помогла акклиматизация, которую я получила ранее и плюс я шла налегке, так что подниматься все же было легче, чем в прошлый раз. Подъем до скал у меня занял 2 часа и 10 минут до высоты в 4800 метров. Чтобы организм привык к высоте нужно провести на данном уровне не менее 20-30 минут. Пока я поднималась наверх, погода окончательно испортилась, видимость сильно упала и пошел град (хорошо хотя бы без гроз). Я провела там примерно 25 минут, пока не начала замерзать и решила спускаться вниз. Видимость сильно упала, но дорогу, где проезжают ратраки и снегоходы было видно хорошо, а часть людей все же поднималась наверх для акклиматизации. Поэтому я без лишних опасений начала спуск. Колено немного побаливало и вот тут я пожалела, что не взяла с собой ледянку! О такой горке в детстве можно было только мечтать! А мечты надо исполнять, как говорится: лучше поздно,чем никогда, поэтому ледянку мне с успехом заменила пенка. На приличной скорости я съехала почти до приюта. Вот это был драйв! Кстати, эту идею мне подкинули местные военные, до этого спустившиеся вниз таким же образом! Вечер и весь следующий день я посвятила отдыху в приюте и общению с другими группами ребят, собиравшимися на восхождение. Погоду в ночь предстоящего штурма обещали одну из лучших, и упускать шанс было нельзя.

День 13

На следующий день, в час ночи мы начали подъем на вершину. Светила луна, над нами было кристально чистое звездное небо. Млечный путь пересекал небосвод. Столько звезд можно увидеть только в горах! Мы шли не торопясь, мимо проезжали снегоходы и полные другими восходителями ратраки. К рассвету мы поднялись на высоту 5100 метров над уровнем моря до «Косой полки». Ветра практически не было. Восходящее солнце окрашивало в золото вершины Главного Кавказского Хребта, а перед нами на небе была огромная тень от Эльбруса. Зрелище невероятное! Здесь был наш последний отдых перед подъемом до седловины. Высоту все переносят по-разному. До 5000 метров со мной было все нормально, но потом начала одолевать горная болезнь, давило на виски, иногда накатывала тошнота, дышать было тяжело, но мы шли.

Дойдя до седловины, мы попадали практически без сил. А нашему взору открылась последняя ступень штурма – подъем на высоту чуть более 500 метров под углом около 40 градусов. И все это на солнцепеке. Жарило нас как кур гриль на вертеле. И на небе ни единого облачка и практически безветренно! Идеальнее погоды и быть не могло! Но периодически накатывала «горняжка», на виски давило и сильно мешала идти головная боль.

Преодолев последние метры, мы достигли западной вершины – 5642 метра над уровнем моря. Весь подъем от Приюта 11 (4100 метров) занял у нас 9 часов и 40 минут.
Вид с вершины был волшебным! С южной стороны вправо и влево раскинулся Главный Кавказский хребет, за которым вдали виднелась полоска Черного моря, почти сливающаяся с небом. С северной стороны виднелось холмистое предгорье Кавказа. Пофотографировавшись и отдохнув, мы начали спуск вниз. Спуск занял примерно 2-2,5 часа, при учете того, что с «Косой полки» мы «скатились» на пенках практически до скал МЧС.
Чувства были незабываемые! Виды – потрясающими, погода – отличная и сколько бы ни было потрачено сил, как бы тяжело это не было – это того стоило! Мы поймали это чудо и сохраним у себя на долгую память. А я планирую подняться туда еще хотя бы раз!

При других погодных условиях подъем на вершину без сопровождения гида может быть опасен! При появлении облачности над горой Ушба или облака-линзы над Эльбрусом стоит прекратить или отложить восхождение.

Кавказские горы западают в душу, там столько красоты, что и жизни не хватит все посмотреть, но побывать хотя бы раз в этих краях просто необходимо!