Всесоюзный туристский маршрут № 30. Паралимпийский переход «Через горы к морю»

Посвящается к 100-летию образования Республики Адыгея.

 

Всесоюзный туристский маршрут № 30.

 Паралимпийский переход «Через горы к морю»

               Однажды,  в допандемийное время, я слушал радиопередачу о путешествиях по России. И мне запомнился репортаж о легендарном 30 Всесоюзном маршруте, который ещё имеет лирическое название  «Через горы к морю». В радиопрограмме рассказывали о том, что море является прекрасным завершением, можно сказать даже долгожданным финишным створом после  преодоления трудностей горного маршрута. Такое путешествие подходит по сложности  даже детям. На территории Кавказского заповедника создана инфраструктура, которая, с одной троны позволяет сохранить экосистему, а с другой - туристы получают возможность комфортного пребывания в дикой природе.

                     Этот знаменитый маршрут хорошо знаком  любителям советского кино и драматично показан в фильме «Спортлото-82».  И в настоящее время актуальны предпосылки создания системы туристических маршрутов СССР. В  30ые годы прошлого столетия факторами обеспечивающими привлекательность Западного Кавказа для массового посещения стали: активная пропаганда здорового образа жизни, строительство приютов и турбаз, а так же использования гужевого транспорта и др.

            Вот и у нас появилась мечта пройти по легендарному маршруту, почувствовать насколько он доступен для людей с ограниченными возможностями. Итак, наше трио знаменитых путешественников Гостев Андрей инвалид 1 группы по зрению, Шарапов Сергей инвалид 2 группы по зрению и волонтёр Паша.

               Как всегда в нашем  спортивном календаре много ярких событий и мероприятий, поэтому нужно было согласовать даты проведения экспедиции. Это обстоятельство затруднило логистику. В процессе принятия окончательного решения удобные железнодорожные билеты до Краснодара стремительно заканчивались. Буквально на глазах исчезала возможность отправиться в путешествие мечты. Обратное возвращение в Санкт- Петербург было вообще архи головоломкой. Вход пошли все имеющиеся инструменты и Программа РЖД бонус и возможность приобретения билетов в спец купе для маломобильных граждан (билеты приобретаются за десять дней до момента отправления).  Всем известно, что южное направление к морскому побережью в сезон летних отпусков пользуется особым ажиотажным и повышенным спросом у россиян. Поэтому билеты стоит приобретать заранее. Заблаговременно стоит провести мониторинг билетов, в противном случае можно столкнуться с ситуацией, когда бюджетных билетов может и не быть.

          Наша паралимпийская история началась на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Неожиданно, к нам подошёл Алексей Зорин – мой друг и тренер по адаптивной гребле и благословил нас на это исключительно важное физкультурно-туристическое дело. Ведь наш прецедент позволит  реально рассказать о том,  как надо тренироваться и на что следует обращать внимание при подготовке и во время нахождения на маршруте.

        На юг по железной дороге путь долгий, двое суток. Тут важно запастись терпеньем. Разговоры с попутчиками, аудиокниги и другие развлечения коротают время в пути. Чтобы не растерять форму по дороге, во время долгих остановок гуляем и разминаемся. Так в экспресс-режиме получили представление таких городах как Москва, Тула, Елец, Воронеж, Ростов на Дону, станция Кавказская и др. Чем ближе к югу, тем теплее, а затем и жарче. Температура за бортом поднималась аж до 35 градусов Цельсия и это тоже испытание. Одни из попутчиков возвращались из путешествия по Карелии в Майкоп. Своим детям они говорили: «Так что ж отдохнули от пекла на севере, а теперь вот ещё два месяца жаркой парилки». Конечная и одновременно промежуточная станция нашей сложной цепочки оказалась  Белорецкая. Воспользовавшись четырёхчасовой паузой, прогулялись по южной станции. В центре набрели на статую Валентины Толкуновой.  Вспомнились строчки из её песни о родном крае.

              На этой огромной планете, сынок,
              Под куполом вечных небес
              Есть множество всяких путей и дорог
              И разных диковинных мест.

          Вокзал в Белорецкой уютный, но вай фая нет. Город слабоосвещённый, а ночи тёмные-тёмные, так что и налобные фонари пригодились.

         Глубокой ночью добрались до Майкопа на электричке, они здесь ходят редко, хотя от Белорецкой всего 27 километров. По навигатору отыскали  ближайший парк, где можно скоротать время. У нас в запасе есть восемь часов до утреннего автобуса. Удивительно, что  днём было жарко, а утро так похолодало, что пришлось одевать тёплые вещи.

   На заре важно снова оказаться на вокзале, чтобы приобрести сверхжеланный билет до Нижнего Новгорода,  где должен был пройти беговой марафон 21 августа и железный человек – Сергей Шарапов сразу после прохождения нашего маршрута планировал принять в нём участие.

       Автовокзалов в Майкопе два, один междугородний на площади рядом с железнодорожным вокзалом, а второй  - это автостанция пригородных автобусов на улице Гоголя. Узнав этот важный момент, стремительно отправляемся на место. Майкоп выглядит очень приветливо, все ухожено, уютно и благообразно. Как приятно бывать в таких городах!

     Удаётся попасть на первый автобус. Стоимость проезда в районе 150 руб. Майкоп – Каменомостское - Гузерипль. Автобус ходи три раза в день. Тряслись в пазике, где то два часа. Вышли в Каменномостском. Там встречаемся с чемпионкой России по велоспорту в дисциплине кросс-кантри  Александрой Конториной. Получаем рекомендации, некоторые полезные советы.  

      Там же решили о стратегии выхода к старту маршрута. Первый вариант -  можно добраться до Гузерипль, оттуда до первой стоянки около 20 км по дороге с достаточно большим набором высоты.  Этот вариант занял бы много времени и отнял больше физических сил.  Поэтому мы выбрали более адекватный  с точки зрения акклиматизации вариант. Добраться до кордона Лаго-Наки, оттуда 10 километров до Инструкторской щели, с небольшим набором высоты. И такой вариант как впоследствии оказался очень правильным.

        В будущем, я рекомендовал бы ехать от Белорецкой до Лаго-Наки или до Гузерипля сразу на такси. Стоит это в районе 2500 руб. Сэкономили бы много времени и сил. Но наш великий комбинатор Сергей выбирал самые экономичные пути из имеющихся.

        На кордоне Лаго-Наки также находится Пункт МЧС. Но важно знать то, что зарегистрировать для безопасности свой маршрут теперь можно только в электронном виде. Желательно это сделать до прибытия в Кавказский заповедник,  потому что мобильная связь и сеть Интернет в горах может попросту отсутствовать. Затем важно озвучить свой маршрут на КПП заповедника, и оплатить посещение и проживание на оборудованных стоянках.

     Плата за нахождение на территории заповедника взимается посуточно (расчётный час — 00:00): за взрослого — 300 руб. Льготные категории посетителей, имеющих право на бесплатный вход, в том числе инвалиды I и II групп.

      Размещение на оборудованных стояночных лагерях эколого-туристических маршрутов 1 человек/сутки  – 300руб.  Итого заплатили за 4 ночи по 1200 на человека.

       Если происходит временная задержка на маршруте, то дополнительное пребывание можно оплатить на выходе из заповедника КПП «ручей Белый».

       После прохождения инструктажа о правилах нахождения на территории парка и проверки документов, делаем фото на память и наконец, стартуем!

    Дорога хорошая грунтовая с небольшими подъёмами приводит к смотровой площадке. Сюда приезжают туристы с однодневными турами, как на автобусах, так и на личных автомобилях. Здесь можно ознакомиться с Западным Кавказом. Высоты здесь ещё пока на уровне 1400 метров. Сбросили рюкзаки и отправились за красотой на смотровые площадки.

  Кавказский заповедник является самым крупным горна – лесным заповедником Европы и одним из старейших заповедников России. Только здесь можно пешком пройти все ландшафтные зоны страны. Начиная от кубанских чернозёмных степей, широколиственных и хвойных лесов, поднимаясь к субальпийским и альпийским лугам, вечным снегам и суровым ледникам, и спускаясь на южную сторону Главного  Кавказского хребта – к побережью, попадая в субтропики.  Сейчас здесь строят горнолыжный курорт, который позволит насладиться этими красотами в зимнее время.

    Постепенно дорога переходит в маркированную тропу. Через каждый километр стоят столбики, а на ключевых развилках указатели. Несмотря на то, что в ущельях появилась облачность, наталкивающая на мысль о вероятном дожде, на плато было солнечно и жарко. Хорошо, что в бескрайних альпийских лугах встречаются экологически чистые горные ручьи, в которых можно набрать питьевую воду. Тропа от жары, покрылась твёрдой, плотной  коркой. Очень удобно, что по такому покрытию, где нет сильной пересечённости, в принципе пройдёт каждый. На этом участке тропы мне было комфортно в трекинговые  сандалиях. Но как всегда нужно помнить, что в горах для безопасности важна специальная горная обувь, от которой зависит качество вашего путешествия.

    Что-то витало в воздухе, какая то напряжённость. Сначала лошади безмятежно щипали траву на лугах, а через некоторое время пастухи начали перегонять их в более удобное место. Мы же шли радостно, наслаждались зелёными просторами. Постепенно ручьёв становилось всё больше, журчащая вода наполняла окружающее пространство звуками. И вот широкий ручей! Аккуратно переходим по камням. А тут указатель сигнализирует - Стоп! Стоянка! Не проходите мимо!

      На стоянке  «Инструкторская щель» в центре протекает ручей, так что палатки можно устанавливать на полянах, которые располагаются по обоим берегам. На большой поляне мы разбили лагерь прямо под снежником. Только погрузили вещи в платки и тут все началось! Засверкала молния, загремел гром, задул ветрище, полило как из ведра! Такого тропического ливня мы даже не ожидали. Хорошо, что наше снаряжение проверенное, надёжное. Лежишь в палатке на склоне, а тебе все нипочём.  А вот туристы, которые вероятно пошли по длинному пути, погода испытывала на прочность. Тут главное, сохранять спокойствие! На стоянке работать слаженно в команде, помогать друг другу в установке палаток. Затем переодеться в сухие вещи и начать греться.

       Через пять часов, до темноты появилось погодное окно, вовремя которого мы приготовили ужин. Только закончили пищеприём, а дождь словно решил помыть не только нас, но и заодно нашу посуду.  С новой силой засверкало и загрохотало.  В этот момент стоит немного обмолвиться о косяках стоянки. На склоне находится инструкторский домик, за которым несколько в стороне, как бы притаился общественный туалет. И вот в этом конкретном случае самым минимальным пожеланием к заповеднику является предложение об установке указателя. А то получается, что вроде б он есть, а где непонятно. Особенно в условиях ливневого дождя эта информация исключительно полезна. А ещё лучше рассмотреть вопрос о постройке дублирующего сооружения, с учётом всех санитарно-гигиенических требований, для снижения утренних пробок и очередей.

       Важным фактором, влияющим на стратегию ходового дня, особенно на юге в горах, является ранний подъем. После ночного дождя думали встать в 5 утра, так как уже светало. Но было сыро и холодно, поэтому поднялись в 6 часов. Когда раньше встаёшь, то успеваешь больше сделать и плюс запас времени до наступления темноты. На Кавказе осадки выпадают чаще во второй половине дня. Интересно, что даже название горы Оштен с адыгейского переводится как «собиратель туч и града», и это на самом деле так! В итоге к 8 утра выполнили всю подготовительную программу, то есть позавтракали, умылись и собрали штурмовые рюкзаки по радиальному выходу.

      Маршрут зачётный - гора Оштен – перевал Фишт-Оштеновский - озеро Псенодах.

Протяжённость 20 километров. Часть его доступна для всех обладающих удовлетворительным уровнем физической подготовки, и для незрячих в том числе. Чтобы её покорить, не нужны специальные навыки и оборудование. Из лагеря тропинка поднимается вверх на «Пупырь ежа». После дождя из-за корней достаточно скользко. Хотя, исходя из опыта Памирских горных путешествий, для повышения безопасности, я даже перестраховался, и пошёл в пластиковых альпинистских ботинках. Они тяжёлые (плюс полтора килограмма на каждую ногу) зато на камнях очень надёжные. Идёшь как трактор и все нипочём, это придаёт уверенности, качество прохождения улучшается. От места открываются отличные панорамы. Тропа сначала обладает небольшим градиентом вверх, а затем финишный взлёт. По ходу нагоняем большую группу туристов. Идут они в рваном темпе. Из-за этого некоторые устают быстрее, и остальные вынуждены ждать. От этого они мёрзнут и раздражаются.  Вот когда группа схоженная, то и темп равномерный и средняя скорость возрастает. Чем выше, тем ветер сильнее. И пошедшие в горы в шортах горячие парни из этой группы, явно испытывают дискомфорт. Поэтому в рюкзаке должны быть вещи для утепления и защиты от ветра и дождя. Поднялись уже выше облаков! Вокруг заснеженные склоны. На ветру камни подсохли, что ободряет. Поэтому все сложные участки проходим без запинок. Сама вершина высотой 2804 метра над уровнем моря и считается простой некатегорийной. В хорошую погоду становиться доступной при соответствующей физической и специальной подготовке.

Для незрячих путешественников строго обязательны волонтёры. Из расчёта два волонтёра на одного незрячего. На вершине делаем отчётное фото. Когда выглянуло солнце, отступили облака, и небо заголубело всё стало жизнеободряющим и даже задорным, особенно после перекуса салом. Подъем занял 3 часа.  Для начинающих я рекомендую спуститься по маршруту подъёма. Мы же выбрали более сложный спуск по сыпухе к Фишт - Оштенскому перевалу. Явной тропы там не обнаружили, поэтому можно сказать, что спускались по навигатору и все равно отклонились немного от курса. После сыпухи началась высокая трава с камнями, которая только усложнила спуск. Наконец-то дойдя до тропы, на сердца полегчало. Продвижение к озеру Псенодах проходило по всем горным законам. Где камней больше скорость снижалась, где камней меньше скорость увеличилась. Места красивые, душа парит и дышится легко….

            Душа парящая легко…
            В восторженном мгновенье восхищенья,
            Дух захватившее порывом ощущенья
            Освобождённости, коснувшее крыло.

                                                                        Аэлита Ли

 

      У природы свои законы. На небе начали активно перемещаться чёрные тучи. Потемнело.  Дошли до озера, а над головой уже плотное тёмно-серое одеяло висит. В воздухе ощущается напряжение. Шумят ручьи наполняющие озеро. Но как-то не до красот. Накрапывает дождик. Одели дождевики. Только подкрепились на дорожку, а тут разверзлись хляби небесные, и полило так, что я даже и не припомню в памяти, когда оказывался  под таким мега ливнем. Словно горохом бьют дождевые кали по спине, по голове. Тропа превратилась в одну сплошную лужу. Тут главное двигаться, ведь кроме надёжного дождевика защиты нет. А до лагеря 7 километров. Скорость наша упала до 2 километров в час. Каждый километровый столбик за счастье. Встречаем  инструктора и девушку из Иркутска.  Она рассказала, что у неё осталось от отпуска два свободных дня, и их она захотела провести в заповеднике.  А тут вот такое испытание непогодой. В заповеднике можно заблудиться в принципе, особенно в экстремальных условиях. Так вот, ещё на входе нам передали распечатку с описанием двух девушек, которые потерялись, и  на телефонные звонки не отвечают. Поэтому важно контролировать навигацию. А по закону всемирного заговора за два километра до палаточного лагеря дождь стихает. И мы встречаем невероятное зрелище - это табун лошадей.

Издалека услышали множество разноголосых колокольчиков. Сначала подумали, что это стадо коров. Но это были лошади.  В стаде примерно сто штук. Они мирно паслись в низине. Некоторые лошадки вышли на тропу, а когда мы к ним приблизились, то стали отбегать. В конце концов, умные животные поняли, что люди мы добрые, благожелательные  и просто остались на месте и продолжили щипать вкусную  и сочную травку.

       Два дня природа радовала нас периодическими ливнями.  Выжженная сланцем земля превратилась в грязелужи. Их приходится обходить по траве. Грязь добавляет скользоты и  дополнительной трудности. Прибыв в базовый лагерь, сушим вещи. Но, как известно, однажды насквозь промокшая обувь полностью не высыхает. Пришлось привыкнуть к чуть влажноватым ботам.

      На следующий  день предстояло пройти 10 километров через  Оштен-Армянский перевал. Небольшое расстояние вселяло оптимизм. Была мнимая уверенность от того, что набор высоты небольшой, а расстояние короткое. Но как всегда в горах не стоит надеяться на иллюзорную лёгкость, ведь жизненная практика может преподнести сюрпризы. Первый фактор, который вносил существенные коррективы - это достаточно весомые рюкзаки. Вес отнимает в горах много сил. Когда зрения нет или оно слабое снижает координацию движения. То так нужно ногу поставить, то эдак, то вверх, то вниз, то споткнёшься, то запнёшься - очень трудно выработать темп. То камень нужно обойти, то грязелужу. Особое внимание требуется тогда когда тропа идёт рядом с обрывом. И вроде бы ничего сложного для тех, кто видит, а для тех, у кого есть ограничение  это настоящее преодоление. Особое затруднение вносит высокая трава выше пояса вплотную подступающая к тропе. Не всегда понятно как лучше поставить ногу. Иногда приходиться протаскивать трекинговые палки сквозь растительность, поэтому равновесие становится менее устойчивым. Там где налегке ты быстро пройдёшь и не заметишь, с рюкзаком же идёшь медленнее и быстрее устаёшь. Плюс к этому, чем выше солнце, тем все жарче и жарче. Обливаешься потом, хоть отжимай. Хорошо, что попадаются ручьи, в которых можно восполнить запас воды. Красиво и тяжко одновременно. Туристы, которые встретились на тропе, рассказали нам о том, что между нами бегала косуля. Но затем она сошла с тропы и затаилась в лесу. Значит места здесь действительно заповедные, можно сказать даже дикие. Переход сопровождается постоянным жужжанием. Это слепни словно вертолёты вьются по кругу и пытаются кусать. Доходим до Армянского перевала и вот свидетельство трагедии – мемориальная табличка защитникам перевала. Здесь в 1942 году велись ожесточённые бои.  Постояли. Минута молчания.

      Армянский перевал известен и трагедией, произошедшей на этом месте в 1975 году. В этой местности произошла гибель группы туристов. Хотя тропа, по которой они передвигались, была ровной, а безопасный участок на горе Фишт располагался всего в получасе ходьбы, несчастья избежать не удалось.

Все на этом маршруте устают. Хорошо, что дети идут с минимумом вещей, основное снаряжение в лагерь Фишт можно доставить за отдельную плату на лошадях. И это хороший вариант, который существенно экономит силы. Помимо всего этого добавились заполированные склоны, грунт на которых настолько твёрдый, что закантовать ботинок, то есть поставить его на ребро и зафиксировать ногу для безопасного подъёма или спуска. Многие отмечали, что пластиковые ботинки неоправданно тяжёлые для такой сложности. Но пока не попробуешь на практике так и объективную картину получить сложно, ведь предыдущий опыт говорил о том, что защищённость качественным образом повышается. А вот далее произошло непредвиденное. Резиновая подошва отвалилась от ботинка за два километра до финиша. Оказывается, внутри есть стальная вставка, за которую крепятся альпинистские кошки. Она и делает собственно обувь тяжёлой. Делать нечего, не босиком же идти. Вот и получилось, одна нога цела и тяжёлая, а другая нога, словно в пластиковом калоше, но зато лёгкая.

          В описаниях маршрута есть информация, что здесь водят конные экскурсии. И это, в самом деле, так. При встрече лучше найти удобное местоположение и пропустить гужевое транспортное средство, чтобы под ноги никому не попасть. Ко всем этим трудностям добавились новые непредвиденные помехи. Спустившись ниже и оказавшись в лесной зоне, появились преграды в виде корней деревьев. В условиях светотени - постоянно изменяемой освещённости стало очень трудно с помощь зрения воспринимать окружающую реальность. Если до этого было немного видно, то теперь местами вовсе ничего. В это момент особенно важным оказался опыт волонтёров, обладающих умением правильно информировать о предстоящих препятствиях и контролирующих правильность их преодоления. Переброшенное через бурную речку бревно показалось очень страшным препятствием. Перейти по нему казалось немыслимым для нас. Внимательно осмотрелись и поняли, что надо делать. Трекинговые палки снова помогли.  Раздвинув их на максимальную длину, опёршись в камни слева и справа от бревна, я сохранял равновесие. И словно тяжеловесная балерина неуклюже, на со страховкой перемахнул через реку. Важно отметить, что в соревнованиях по спортивному туризму среди людей с ограниченными возможностями есть даже специальный этап – «бревно», который позволяет приобрести этот важный навык преодоления препятствия.

       Подытоживая, отмечу, что это участок маршрута очень сильно меня измотал. На своём богатом туристском опыте я, пожалуй, не встречал столь трудного маршрута. Осилить его помогла схоженность в команде и личный опыт. Поэтому этот маршрут я могу рекомендовать только высококомпетентным путешественникам. Особенно сложным его преодоление станет для незрячих.

        Из последних сил перебрались через реку Белая по висячему мосту. На контрольном пункте лагеря Фишт у нас проверили пропуска и уточнили маршрут и даты нахождения в заповеднике. Поставив палатки и немного передохнув, высоко оценили инфраструктурные бонусы. Самый приятный из которых - это душ. Ведь в реке вода очень холодная, а в специальных ёмкостях на солнце она нагревается и попадает в душевую кабинку. Это настоящее блаженство! После трудового дня помыться и немного постоять под струями тёплой воды - усталость как рукой снимает. Для всех желающих могут и баньку истопить. От лагеря Сергей отправился исследовать так называемый маршрут к малому леднику Фишт. Оттуда открывается очень хороший вид на окружающие лагерь горы. Волонтёр наш отправился играть в волейбол. Я же познакомился с руководителем волонтёрской команды Юрием Ситниченко. Мы обсудили стратегические возможности взаимодействия заповедника с незрячими посетителями. Выяснил, какие есть доступные предложения на данный момент. Можно ли организовать более адаптированные  варианты ознакомления с парком. Надеюсь, что эта ценная информация позволит создать специальные туры для незрячих и слабовидящих туристов.

       Хочу отметить важный для нас мотивирующий подъём, который осуществил незрячий ростовчанин Вадим Черноногов, поднявшийся на гору Фишт. Его группа провела в пути пять суток. Инициативу взяли в свои руки друзья Вадима. Зная о его мечте, парни устроили ему сюрприз, договорившись об организации восхождения на гору Фишт – наивысшую точку плато Лаго-Наки высотой 2868 м. Оказалось, что инструкторы ростовского туристического клуба «Планета» готовы пойти навстречу будущему путешественнику. Ответственность за сенсационный поход взял на себя опытный инструктор клуба Роман Бугара, давно работающий на этом маршруте. http://www.climbing.ru/forum/all/topic_4013/

  Думаю, что в следующий раз получится достичь этой вершины. А пока, ввиду загубленных альпинистских ботинок, мы вынужденно отправились дальше по 30 маршруту.  За день прошли 25 километров до следующей стоянки. Юрий рекомендовал нам даже разбить этот маршрут на два дня. Через 7 километров у небольшого поселения можно поставить палатку, а на другой день преодолеть оставшуюся часть, так называемый «Весёлый спуск». Мы же решили, что в делении этого участка на две части целесообразности нет, хотя для начинающих или в дождливую погоду я бы рекомендовал так и сделать и вот почему.

      В первой части маршрута необходимо преодолеть Белореченский перевал и Черкесский перевал. Всё наверх и наверх. Такое ощущение, что конца и края нет чреде подъёмов. На Белореченском перевале после дождя гряз и жижа, травянистые грунтовые ступени исхожены коровами. Мы тащимся мало-помалу со скоростью 2 километра в час. А коровам хорошо здесь! Спешить никуда не надо, травы много. Вкусно и сытно. Поэтому в Армянских домиках можно приобрести адыгейский сыр, молоко, творог. Даже рекламный щит установлен на тропе, чтобы не проходили мимо. Вот и мы попробовали неповторимый адыгейский сыр.

Там есть поляна, на которой можно легально расположиться. Мы же решили отправиться дальше. Вскоре склон начал выполаживаться и тропа пошла по красивейшему высокогорному лесу. Идти стало полегче, но бдительность сохранять надо ведь все очень сложно. Обрыв совсем рядом. В лесу тенисто приятно, не жарко. Лес широколиственный, старый. Встречаются даже экземпляры, которые вдвоём не обхватить по периметру. Очень необычная и романтичная атмосфера. Даже, кажется, что мы идём по какому-то сказочному лесу. Но, внимание! Не стоит расслабляться, начинаются весёлые спуски. Как предупреждал Юрий, особенно опасным это место становится после дождя. Грунтовая поверхность под наклоном превращается в сплошную скользящую поверхность. Деревья, растущие на склоне, становится опасной преградой, в которую можно врезаться при случайном и не случайном разгоне. Во время нашего прохождения всё вроде бы подсохло. Благодаря внимательности и профессионализму без травм спустились с горы. Вначале спуска заполированный грунт дополнился скользкими камнями. Местами вода скапливается, поэтому образуется скользкая грязь, плюс к этому скользкие корни. Местами появляются канавы выше пояса траверсирующего направления. Если идёшь внутри такой канвы, вероятность падения снижается. Однако можно представить, что во время ливня канава превращается в стремительное русло небольшой горной реки. Встречаются конные группы, везущие туристов наверх. Какие же лошади сильные, мускулистые, как легко преодолевают горные кручи, даже позавидовать можно. Есть в горах и друге туристы, пока мы еле-еле сползаем по бесконечному склону, на скорости с лёгкостью бегут вниз, наверное, скайранниры. А ведь для этого нужен особый опыт и подготовка. Существует даже отдельная спортивная дисциплина - забег на вершину горы и спуск с неё. Самые известные из таких соревнований помимо Чемпионатов России, это Эльбрус рейс, Ленин рэйс, неМартовский заяц. Спортсмены нашего клуба имеют опыт участия в таких стартах. Всегда вызывает восхищение, когда есть супер люди, которые так умеют. Нам же для безопасности лучше без таких экстремальных скоростей. Как говориться тише едешь дальше будешь. И вот спустя несколько часов этого затяжного спуска мы подходим к обычной дороге. С радостью я избавляюсь от развалившихся альпинистских ботинок. Как хорошо идти в сандалиях по ровной дороге. Счастье! И вот, через три километра, оказываемся, наверное, на самой уютной стоянке. Там и душ и поддоны для палаток, плюс электричество за счёт солнечных батарей, и беседка удобная и людей немного. Статистика этого трудного ходового дня – маршрут в двадцать три километра пройдён за десять часов.

     Финал маршрута - день самый волнующий, так как мы должны завершить пешеходный этап и оказаться на Черноморском побережье. От приюта Бабук-Аул до села Солохаул 15 километров. Дорога идёт по ущелью с высоченными вертикальными склонами. Их обвивают разные субтропические растения, а через дорогу протекают горные реки, речушки и многочисленные ручейки. Получается, что то по мосту идёшь, а то и прямо по перекату ручья.  От нашего движения ящерицы разбегаются в разные стороны по склону, а вот под одним из мостов обнаружили целое царство летучих мышей. Вот такой удивительный южный мир. Прошли кордон, где отметились и распрощались с парком.

В принципе от последней стоянки можно заказать трансфер до Солохаула. Мы же пошли пешком для полноты ощущений. Оказавшись в селе, нашли автобусную остановку. Автобусы до Дагомыса ходят с перерывом в три часа. Воспользовавшись этой передышкой, исследуем Источник Святого Пантелеймона и мужской монастырь. Солохаул притягателен для туристов, которым надоедает лежание на пляже и хочется смены впечатлений и локаций. Место многим понравится, поехать сюда на жаркий летний выходной будет хорошей идеей. Тут катаются велосипедисты - горняки, таких мы встретили по пути. Люди сплавляются по горным рекам – одни водники с пакрафтами (сверхлёгкая надувная лодка для сплавов) собирались сплавляться, открыт парк развлечений, есть водопад с интересным названием «Слоник». Раньше это место было известно в основном как родина краснодарского чая. В общем, цивилизация, однако!

      На рейсовом  автобусе едем по живописному горному серпантину. В городе оказались уже в темноте. И как-то непривычно. Жарко и людно. Улочки узкие, с нашими баулами трудно маневрировать среди отдыхающих. Здесь главное это море и мы стремимся к нему. В кромешной темноте пришли на пляже. Где набережная там праздник, огни, музыка, веселье, у нас же основная цель найти удобное место под палатку и искупаться. Идём направо по пляжу, находим знакомую школьную группу и встаём лагерем рядом.

      Основным пожеланием к администрации Дагомыса предусмотреть место для  оборудованного палаточного кемпинга с душем и туалетом. В качестве лайфхака расскажу, что в месте Уч-Дере есть более приличные места под палатку. Которыми мы в конечном итоге и воспользовались.

        На следующей день отправились в Олимпийскую деревню на Ласточке, чтобы поставить жирную точку в нашем путешествии.В дороге забавным показалось то, что по радио услышали о том, что в горах  Краснодарского края потерялась Ольга Бузова. Вышли в Олимпийской древне, хотя лучше выходить в Имеретинской долине.

Тут экскурсионным  образом познакомились с историей международного и российского спорта.  А в это время Сергей Шарапов выбрал подъём на курорте Роз Хутор. Сейчас в этом спортивном кластере множество интересных предложений для досуга, в том числе и адаптированного для людей с ограниченными возможностями, например катание на родельбане, Sky park, канатная дорога и др.

 В настоящее время очень важно, чтобы туристские маршруты были  доступны, развивалась инфраструктура, удовлетворяющая потребности россиян.

   Удивительно, но наша знакомая спортсменка Александра Конторина, с которой мы познакомились перед выходом на 30-ый маршрут, совершила невероятное. От Лаго-Наки до Дагомыса она проехала на горном велосипеде за один день. Вот, что пишет в своём блоге Александра: «Да, я, правда, проехала в свой ДР 90км на велике по горам КПП Лаго-Наки - Дагомыс. 5 перевалов, 11 часов». Экстремально, но возможно.  В любом случае для таких путешествий важна сильная мотивация, высокий профессионализм и качественный жизненный опыт. Кто-то может сделать очень много и быть невероятно эффективным и результативным, а для многих других это немыслимо. Мы же стремимся преодолеть барьеры и расширить границы своих возможностей.