Записки мотоциклиста. Брестская Крепость
В предыдущих постах я рассказал о том, как добирался в Беларусь по территории России, первые впечатления о Республике, и рассказал, какими предстали передо мной города Витебск, Минск и Могилев. В этот раз я расскажу о Городе-Герое Брест.
Когда я решил ехать в Беларусь, то самой главной целью поездки я для себя обозначил Брест. Еще ребенком я слышал о Брестской Крепости, о подвиге ее защитников, о беспримерном мужестве и несломленной воле русского солдата. Именно таким образом информация подавалась в книгах и фильмах, и мне с детства очень хотелось оказаться на стенах крепости, представить, как я из пулемета крошу врагов в капусту и обязательно совершаю подвиг. Но вот, я немного подрос, еще немного почитал, и уже не только художественную литературу, а еще и исторические книги и монографии, побывал в Крыму, Калининграде, в Питере и Заполярье, в местах русской воинской славы, и теперь те далекие, наполненные драмой войны дни, предстают без всякого романтического ореола. Чем яснее я представлял события, происходившие первые месяцы Великой Отечественной войны, тем сильнее было желание посетить Брестскую Крепость, но не в качестве туриста, а как русский человек, пришедший отдать дань памяти русским солдатам, которые сражались, умирали, но не сдавались…
В крепость я поехал кратчайшим путем от места моей ночевки. Прокладывая маршрут, я наткнулся на форт «Дубинники» и решил проехать через него. Место явно не из популярных, дорога шла сначала по окраине города, потом через промзону, брошенные военные склады и, наконец, через лес. О том, что я попал в нужное место, говорила табличка, что на территории руин форта покоятся останки нескольких тысяч жителей Бреста, расстрелянных оккупантами. Чуть дальше, напротив того места, где был вход в форт, стоит мемориал. От самого форта сохранились только ров и фрагменты бетонных стен и противотанковых надолбов.
Брестская Крепость стоит на реке Буг, с 1939 по 1941 года по этой реке проходила граница между СССР и Германией. Собственно, крепость и была границей. О начале войны в гарнизоне крепости узнали по разрывам артиллерийских снарядов на внутреннем дворе крепости в 3:15 утра. Гарнизон был поднят по тревоге, но по уставу того времени личный состав и оружейные комнаты располагались в разных зданиях, поэтому в первые часы боя многие русские солдаты оборонялись с пехотными лопатками или кусками битого кирпича в руках. Офицеры проживали в офицерских общежитиях, диверсионные группы, переправившиеся накануне, устроили засаду и расстреливали офицеров на пороге собственных домов.
Я въехал на территорию крепости через Южные ворота Волынских укреплений. Сами ворота почти не пострадали, потому что вели на Госпитальный остров. Почти никакого охранения, полковая школа и госпиталь – безоружных больных быстро пленили, а затем погнали на штурм Цитадели через Холмские ворота впереди штурмующих колонн в качестве живого щита. Цитадель крепости представляет из себя трехэтажное кирпичное замкнутое кольцом здание с толстыми, до двух метров толщины, стенами. Вокруг Цитадели ров и пять мостов через него, сейчас существуют только три из них.
Холмские ворота намеренно не восстанавливают до конца, стены выщерблены пулями, видны углубления от разрывов снарядов. Слева от ворот мемориальная табличка, что на этом месте 30 июня был расстрелян один из руководителей обороны крепости полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин. Видно, что каждое окно, каждый выступ стены использовался как огневая точка. Справа от ворот от кольца Цитадели остались только руины и груды битого кирпича. Когда немцы не могли овладеть какой-либо частью здания, они сносили его огнем 600-мм мортир.
Первое, что видишь, пройдя под воротами – огромный монумент: солдат, сурово с упрямой решительностью глядящий вперед, как раз в ту сторону, откуда развивалось главное наступление фашистов. Монумент называется «Мужество», при взгляде на него по спине пробегают мурашки, на лице солдата нет ни злобы, ни ожесточения, только несгибаемая воля, взгляд человека, уверенного в своей правоте,наполненный великой скорбью.
На открывающейся внутри Цитадели мемориальной площади горит Вечный огонь, стоят гранитные тумбы с перечисленными на них тринадцатью городами-героями, а дальше на мемориальных плитах длинные ряды фамилий захороненных здесь защитников крепости. Венчает мемориальную композицию стометровый винтовочный штык «Трехлинейки», направленный в небо, как символ не сложенного оружия, символ победы над врагом. Идет дождь, я на площади совсем один, из динамиков доносится траурная музыка.
Тереспольские ворота разрушены сильнее, к ним первым подошли немцы, и за них велись ожесточенные бои. Именно здесь, 15 июля, когда немцы уже давно считали крепость своей, неизвестный русский солдат со связкой гранат прыгнул с башенной пристройки на колонну солдат, выходивших через ворота, тем самым уничтожив и ранив многих из них.
Пройдя чуть дальше от ворот вдоль развалин, я увидел табличку. На белом мраморе золотыми буквами написано: «В июне-июле 1941 г. здание и подступы к нему и Тереспольским воротам защищали подразделения 333 и 44 стрелковых полков, пограничники 17 Краснознаменного пограничного отряда, группы бойцов 31 автотранспортного, 132 конвойного отдельных батальонов». От этих слов в горле встал ком, а на глаза навернулись слезы, только представьте себе здание и ворота в виде арки, которые обороняются полками и батальонами, а теперь представьте, что у этого здания нет больше ни стен, ни крыши - вот в таких условиях сражались и умирали защитники Брестской Крепости.
Если окажетесь в Крепости, обязательно посетите музей, билет стоит недорого, дождитесь начала экскурсии, группы набираются быстро, и пройдите по залам. Экспозиция охватывает всю историю Крепости и ее роли в обеих мировых войнах, записки солдат, вырезки из газет, оружие, кусок стены, на котором нацарапана известная надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41».
Буквально каждый метр Крепости имеет свою историю, повсюду каменные таблички с высеченными на них датами событий, происходивших на этом месте, как свидетельства подлинного героизма защитников и вероломства атакующих.
Финальную точку более-менее организованному сопротивлению поставила авиабомба, весом почти в две тонны, сброшенная на крепость 29 июня. Последний очаг сопротивления в Восточном форте пал 30 июня из-за начавшихся после бомбардировки пожаров. Остались только разрозненные группы бойцов. Отдельные выстрелы и диверсии в Крепости продолжались до середины августа, а некоторые источники говорят, что и до октября 1941 года.
Посещение крепости оставило тяжелый осадок в душе, смесь горечи и гордости за Русского Солдата. Какими должны быть люди, которые после внезапного нападения продолжали удерживать Крепость в течение месяца, а через четыре года за каких-то три дня взяли штурмом город-крепость Кенигсберг, построенный по всем правилам фортификации? Нужно помнить наших великих предков и нашу воинскую славу.
На этом главы, посвященные Республике Беларусь, заканчиваются, но само мотопутешествие продолжается. В следующий раз я расскажу о неожиданном изменении маршрута и добавлении новых галочек в личном дневнике желаний.
#мотопутешествие #путешествие #travel #moto #Belarus #Беларусь #Брест #Brest #ХрабрыйЧайник
Читайте также
24 января 2025
162
24 января 2025
189