Жемчужина Русского Севера

Пролог. 

Первый раз я посетил Север в августе 2012. В ту поездку мы с другом побывали на Кольском полуострове и на Соловках. Это было очень насыщенное приключение, после которого Север надолго поселился где-то глубоко внутри меня. Тогда Соловки встретили нас серым небом, ветром, короткими ночами. И напоследок задержали на сутки, не пустив к нам самолёт. Атмосфера Острова, оторванность от большой земли, близость к природе, его грубый северный характер, сочетание красоты природы и величия духа его рукотворных построек — всё это сделало посещение архипелага незабываемым.

Соловки летом

И всё-таки, меня не покидала мысль, что Север проявляет себя во всей своей силе зимой. В феврале 2015 мы с другом повторили нашу поездку, даже заехали в Рабочеостровск — посёлок, откуда летом отправляются корабли на Соловки. И хотя в тот раз мы не попали на полюбившиеся острова, я осознал своё желание посмотреть жемчужину Русского Севера в её зимнем великолепии. Осуществить мечту мне удалось в январе 2022.

Подготовка.

Я был очень рад, когда Аня разделила моё желание побывать на Соловках зимой, и мы начали готовиться. Зимнее путешествие на Соловки имеет ряд сложностей. Главная из них транспортная. Единственная возможность попасть на архипелаг — самолёт из Архангельска. Сейчас рейсы выполняет только авиакомпания «Второй Архангельский Объединённый Авиаотряд» на самолётах Л-410, которые могут взять на борт не более 17 человек, поэтому билеты очень быстро раскупают. Билет в одну сторону стоит чуть больше пяти тысяч рублей, и из-за ковидных ограничений мы бронировали свой билет «туда» за две недели по телефону, и выкупали в кассе аэропорта в день вылета. Обратный билет покупали более привычным способом через Интернет. Сейчас это требование отменили. Другая сложность с транспортом — это его метеозависимость и непредсказуемая погода Севера. Мы взяли пару дней про запас, но они не потребовались.

Самолёт Л-410 в аэропорту Соловки

Также немаловажным является вопрос жилья. Летом на Соловках с этим проблем нет, работает несколько гостиниц, местные жители активно сдают комнаты. Зимой же работает только одна гостиница, и считанное число гостевых домов. Я позвонил в один из таких, стоимость размещения была 3000 рублей в сутки, и ещё за 3000 предлагалось трёхразовое питание на двоих. От питания мы сначала отказались, но по прилёту изменили своё решение. Хотя на картах значится много разных кафе и ресторанов, зимой из них работают единицы, наверное только в монастырской трапезной можно поесть, да и с другой стороны, наша хозяйка готовила так вкусно и так сытно, что нам хватало двух приёмов пищи, а пробовать какую-нибудь другую кухню не было никакого желания. А ещё с собой нужны наличные. Карты в большинстве мест не принимают, банкомата нет, есть только касса "Сбербанка" на всякий случай.

Дорога. 

На Соловках всё привозное, кроме разве что рыбы и ягод. Поэтому с материка пустым никто не летает, и я совсем не удивился, когда наши хосты попросили нас привезти кое-какую мелочь для спутникового ТВ и стартёр для снегохода. Аэропорт Васьково расположен на юго-западе от Архангельска и выглядит довольно архаично, но этим и мил. Отсюда летают самолёты в такие места, о существовании которых большинство людей даже не подозревают.

На механических весах взвесили наш багаж и отдали его нам в руки. До самолёта мы несли его сами. Л-410 очень забавный небольшой самолёт, турбовинтовые двигатели приятно урчат. Летели мы не высоко, любовались сначала на тайгу, затем на Белое море. 

На Соловках.

Низкое небо, деревья под снежным одеялом. Величественные стены монастыря. И никакого намёка на древнерусскую тоску. Я помню многие деревни, где жизнь замирает на зиму. И чего-то подобного я ожидал на Соловках, только усиленного Севером. Но я ошибся. Зимой, когда практически нет туристов и паломников, посёлок, население которого человек 800, активно живёт. По расчищенным тракторами улочкам и переулкам туда-сюда снуют местные жители, кто-то пешком, многие на снегоходах. И дети разных возрастов. Пока жена отдыхала, я вышел немного прогуляться поснимать со штатива и встретил толпу подростков. Будь это тёмный вечер где-нибудь в другом месте, я бы насторожился. А на Соловках безопасно. Все здороваются друг с другом, все всех знают. Зимой даже двери не запирают, чужих нет. Не удивлюсь, если о том, кто мы и откуда на третий день знали все.

Соловецкий монастырь

На Секирную гору.

Россия боится Соловков, а Соловки — Секирной.


Секирная гора — одна из самых высоких точек на карте Соловецкого архипелага. На ней расположен Свято-Вознесенский скит, на втором этаже которого действует маяк. Монахи уходили в него в поисках подлинного уединения, но в лагерные времена в нём расположился изолятор №2, откуда очень немногие возвращались живыми.

Вечером наши хосты нашли нам проводников на снегоходах, и на рассвете, а светает в конце января на Соловках в 10 утра, нас уже ждали. Вопреки прогнозам небо было ясным, и нам предстояло любоваться Солнцем, которое даже в полдень не поднимается высоко, рассветом плавно переходящим в закат, нежнейшими красками. Нас повезли по системе озёр, снабжающих посёлок питьевой водой, через сказочный лес сначала к Савватьевскому скиту.

По дороге нам встретились лоси, самые опасные из местных животных. Из хищников на Соловках водятся только лисы, поэтому лоси чувствуют себя вольготно. А охотиться на них нельзя, Соловки — особо охраняемая природная территория. По этой же причине здесь нельзя рубить лес, и дрова местные жители заказывают с материка. 

На Секирную гору запрещено подниматься на моторных транспортных средствах, да и мы с удовольствием размяли ноги и прошлись пешком. Помимо скита, на Секирной горе есть лестница в 294 ступени, откуда потехи ради скидывали заключённых, и смотровая площадка с волшебным видом на безмолвный соловецкий лес. 

Свято-Вознеснский скит на Секирной горе

Собравшись уходить, мы встретили местную жительницу, которая привела паломников. У неё была договорённость с монахом, и мы вместе с ней посетили скит. И уже после этого вернулись домой.

Дома нас ждал обед из картошки и трески, и это было невероятно вкусно. Остаток светового дня мы посвятили небольшой прогулке по посёлку и съёмке Соловецкого кремля в необычайно нежных красках заката. Именно такой свет я хотел увидеть, и был несказанно счастлив.

А после заката попытались поснимать монастырь на фоне звёздного неба, надеясь, что повезёт увидеть северное сияние. Не повезло. Да и облака в скором небе затянули небо, звёзд не стало видно, но кое-что получилось. 

В монастыре.

Утром третьего дня мы пошли в храм на службу. Пришли сильно заранее, и пустой монастырь в темноте произвёл интересное впечатление. Сама служба не сильно отличалась от служб в храмах на материке, но мы не могли побывать на Соловках и не посетить службу. После мы вернулись в монастырь уже в дневном освещении и немного поснимали.

Пасмурная погода в этот день дала пищу для размышлений. Солнечная погода, которая нас порадовала днём ранее, это своего рода визитка, одна из граней Севера. Но большую часть времени зимой там пасмурно. Нет ни красок, ни теней. Всё становится будто чёрно-белым. Длинные сумерки, короткий день. Вой ветра. Добавим сюда удалённость. И тогда начинаешь понимать, в чём сложность жизни на Севере. Ведь именно такой он настоящий, без прикрас и блеска. И если добавить сюда то в каких условиях жили те, кто оказался там не по своей воле, несколько лучше понимаешь тяжесть наказания людей. Чаще всего незаслуженного. 

После заката мы провели тихий вечер дома. Я думал, что большую часть времени мы так и будем сидеть дома, пить чай читать книги. Но нет, к приятному удивлению нам всегда было куда идти, что делать. Хотелось гулять, снимать, смотреть. На столь ограниченной площади было столько всего интересного! А ещё мы подписывали открытки, которые предложили нашим друзьям в соцсетях. На следующий день мы отправили их, и было очень приятно, когда друзья их получали.

Наслаждаемся островом.

У нас не было какого-то определённого плана на наш четвёртый день, мы просто гуляли по посёлку. Святое озеро, почта, аэропорт. Разные домики, многие из которых являются памятниками истории. Тех или иных её страниц. В одном из лагерных бараков нынче расположен магазин. Магазинов, если не ошибаюсь, на Соловках три. Ассортимент в них не богатый, но всё необходимое есть. Цены, естественно ощутимо выше материковых. Но многие здесь живут морем и лесом, в домах морозилки с запасами наваги, камбалы, трески, селёдки и варенья из ягод.

Магазин в бывшем бараке СЛОН

Иногда на глаза попадались объявления о конкурсе кормушек, и во время прогулки мы увидели его результат, птицы должны быть довольны. И снова, жизнь посёлка на нас произвела крайне приятное впечатление.Так приятно видеть детей, катающихся по чистому снегу на лыжах. Этот чистый снег я долго вспоминать буду. После улиц больших городов, где всё либо в соли, либо в песке, и на дорогах противное месиво, так приятно ходить по утоптанному снегу, чистейшему снегу. И обувь мыть не надо, только отряхивать. 

Небо на горизонте стало менее серым, появились краски. Погода снова менялась. Мы вернулись домой немного отдохнуть, но долго усидеть я не смог. Пока супруга отдыхала, я решил пройтись по льду бухты Благополучия, выйти из неё в Соловецкий залив, полюбоваться на бескрайние ледяные просторы, на километры припаянного льда. На небе показался просвет, через который было видно закатное Солнце, и я поспешил, чтобы посмотреть на закат. На входе в Соловецкий залив мне попался небольшой островок, название которого я так и не смог потом найти, с него и фотографировал закат, наслаждаясь пустотой вокруг, впитывая в себя красоту Севера, восхищаясь его величием. 

Прощание. 

За завтраком мы ещё раз поблагодарили наших хостов за замечательный приём. Скорее всего в летний сезон такого душевного общения бы не получилось. Нескончаемый поток людей, много работы. За окном было ясно. Напоследок Соловки подарили нам чудесный северный рассвет. Стало ясно, что скорее всего мы улетим по расписанию, хотя в душе я бы не огорчился, если бы мы задержались ещё на сутки. Не спеша снова прогулялись вокруг монастыря, и оставив его за спиной пошли в аэропорт.

Милый, деревянный аэропорт. Внутри за 10 лет почти ничего не изменилось. Голос по рации «Вылетел самолёт из Архангельска». Весы, посадочный талон. Досмотр. Посадка в самолёт. До свидания, Остров, мы будем скучать. 

Взлёт с курсом 280 градусов. И Соловки так просто не отпускают, продолжая показывать свою красоту. Самолёт разворачивается, высоту набирает не торопясь, и мне открывается вид сначала на соловецкий лес, а затем и на посёлок. Каким же крошечным он оказался. То, что для нас пять дней было целым миром, занимало так мало пространства. Оплот человеческой жизни среди тайги и арктических льдов Белого моря. 

Эпилог.

Север просто так не оставляет. К нему тянет, и хочется возвращаться снова и снова. Проведённые на Соловках пять дней стали настоящим отдыхом для души. Такой короткий срок, и так много событий, столько красоты удалось посмотреть. Зимой чувство удалённости на Острове ещё сильнее, и оно совсем не пугает, наоборот, в нём есть что-то привлекательное. И невероятная красота Русского Севера. Большое спасибо моей жене Ане, за то что поддержала идею этого путешествия и составила мне компанию, и Соловкам, за очень тёплый приём посреди Белого Безмолвия.