1000 и 1 ночь, или К чему привела Индию подавленная сексуальность
Пожалуй, самое громкое преступление последних лет в Индии, которое всколыхнуло общественность и спровоцировало волну демонстраций с вооруженным сопротивлением полиции, — групповое изнасилование 23-летней студентки Джоти Сингх Панди в декабре 2012 года. Преступление было совершено в столице Нью-Дели около 10 часов вечера, в автобусе, куда девушка села со своим молодым человеком. Группа из шести человек, в том числе подросток, избила обоих, после чего девушку насиловали с особой жестокостью. Несмотря на прохождение интенсивной терапии, через 12 дней она умерла.
15 января 2013 года несколько сотен человек вышли на демонстрацию вокруг школы в штате Гоа, где днем ранее произошло нападение на семилетнюю девочку. Девочка жива, директор арестована за халатность.
Также широко известен случай с общественной активисткой Бханвари Деви, которая выступала против ранних браков и в 1992 году была изнасилована группой мужчин из вышестоящих каст. Это дело отказались рассматривать в полиции, мотивировав тем, что «представители высших каст не могли осквернить себя отношениями с женщиной ниже себя по положению». Конфликт привлек внимание национальных и международных СМИ и стал знаковым моментом в движении защиты прав женщин в Индии.
В наше время ежедневно происходят нападения, которые не получают и никогда не получат огласки. Почему?
Вперед в прошлое: исторические события, которые объясняют такое настоящее
По закону индианки могут голосовать, работать, участвовать в политической жизни страны, но по-прежнему в современном индийском обществе имеют статус людей второго сорта — в XXI веке в стране процветает патриархат. Виной тому гендерный дисбаланс, начавшийся с давних времен, когда мальчик в семье считался благом, а девочка — обузой. Новорожденных малышек оставляли в джунглях, ведь в будущем за них пришлось бы платить приданое, выдавая замуж. Мальчик же становился помощником в хозяйстве, да и в браке оставался жить с родителями.
С того времени ситуация не сильно поменялась — большую часть страны до сих пор составляют бедные малоразвитые районы. До прав ли человека, если в деревне просто нет воды и добывать ее приходится с огромным трудом?
С появлением УЗИ настоящей проблемой для общества стали выборочные аборты. («Моя Планета» ранее публиковала отрывок из книги «Время генома», в котором рассказывается, как в разных странах и культурах мира относятся к определению пола ребенка с помощью современных генетических технологий.)
Огромное количество мужчин не могут завести семью из-за гендерного дисбаланса, кастовых запретов, а тут еще и табу на секс до брака.
Между тем жизнь в индийской деревне до сих пор стоит на ортодоксальных правилах. Несмотря на официальную отмену кастового разделения, система до сих пор крепко держит общество, особенно в сельской местности. Представители высших каст — неприкасаемые. В совсем другом смысле слова. А главная власть «на селе» — совет старейшин. Например, относительно недавно, в 2014 году, в индийском штате Западная Бенгалия 20-летняя девушка подверглась групповому изнасилованию по приказу деревенских старейшин, которые осудили ее за отношения с мужчиной вне брака.
В мегаполисах люди образованнее и не так держатся традиций, но сюда же стекаются жители бедных регионов в поисках заработка и пропитания. Вторым сложно понять и принять тот факт, что женщина может ходить по улице в короткой юбке, разговаривать с мужчинами, пить алкоголь и т. д. И тут снова происходит конфликт социальных традиций Индии и современных мировых тенденций.
Как власти решают проблему сексуальных домогательств на бытовом и официальном уровне
В крупных индийских городах постоянно проходят акции в поддержку защиты прав женщин, большинство из них ничего не добиваются.
С 2013 года в Индии утвержден закон, который подвергает уголовному наказанию сексуальные домогательства, вуайеризм и любые формы сексуального насилия, а изнасилование с летальным исходом карается смертной казнью. Но в уголовном кодексе Индии никак не регулируются случаи домашнего насилия, а это самая распространенная проблема. Возможно, одна из причин в том, что браки слишком часто заключаются без учета мнения брачующихся: по воле родителей, законам касты, как потакание традициям или простой расчет.
По статистике задержаний, подростки нередко выступают в роли насильников и отличаются крайней жестокостью, но фактически получают от уголовного наказания только выгоду — три года исправительной колонии (то есть жизнь за счет государства) и обеспечение будущей профессией бесплатно.
Группы старейшин в деревнях раньше имели неограниченную власть — женили людей по своему усмотрению, вершили суды, распоряжались имуществом, устанавливали свои правила и меры наказания за их нарушение. Законодательно они лишились этих полномочий в 2011 году, но по факту перемены происходят очень медленно.
Статистика не отражает реальной картины дела. Слишком часто жертвы насилия умалчивают о произошедшем, потому что вероятность выйти замуж после изнасилования крайне мала. Кроме того, пострадавшие сталкиваются с нежеланием полиции расследовать подобные дела — их слишком много. Происходящее настолько обычно и никого не удивляет, что разбираться, кто прав, а кто виноват, просто лень. Значение имеют и касты участников дела. С высшими стараются не связываться. В итоге лишь четверть обращений доходит до вынесения судебного решения.
Целую страну перевоспитать в одночасье невозможно, но повлиять на подрастающее поколение вполне реально. Здравым решением кажутся попытки ввести в школах половое воспитание, но и они критикуются многими правыми партиями как нездоровое влияние Запада, подрывающее традиционный уклад жизни.
Правительство пытается решить проблему выборочных абортов выплатой небольшой компенсации в случае рождения девочки и запретом тестов на определение пола ребенка. Запрещены аборты по показаниям тестов. Впрочем, все запреты при желании обходятся посредством взятки.
Опыт самостоятельных путешествий по Индии русских женщин
Ира Фофанова, путешественница и художник из Санкт-Петербурга: Лично мне путешествовать одной абсолютно не страшно, несмотря на то что по жизни я очень доверчивая. Индийцы — люди открытые и общительные, правда, иногда бывают навязчивы и, безусловно, это отталкивает. Рекомендации по безопасности здесь простые: будьте скромны, вежливы и приветливы, и тогда рискуете приобрести пару хороших индийских друзей.
Марина Спирина, бариста из Уфы: Казалось бы, я ничем особо не выделялась в толпе туристок: в меру короткие шорты, топик на бретельках, распущенные волосы. Но почему-то именно на меня и на мою подругу напал индиец. Мы ехали на скутере в 10 вечера через неосвещенный отрезок дороги между двумя населенными пунктами в штате Гоа, когда на высокой скорости нас нагнал этот человек и стал теснить к обочине, грубо намекая на то, что нам надо останавливаться и идти с ним в лес. Со страху мы вдавили еще больше газа, еле доехали до ближайшего жилого пункта, бросили байк и спрятались во дворе чьего-то дома. Просидели там час, прежде чем рискнули проверить, поджидает ли нас этот извращенец. После этого случая я всегда закрываю руки, ноги и лицо, когда езжу в темное время, а по темноте без парней не езжу никуда.
Анна Киселева, журналист и певица из Москвы: Моя практика показывает, что индусы плохо понимают субординацию — ты с ними просто вежлива и в меру радушна, а они расценивают это как зеленый сигнал подкатить поближе. Это напрягает и утомляет. Есть, конечно, образованные, интеллигентные люди (обычно они постарше), с которыми приятно общаться просто так и по рабочим вопросам. Многое зависит от времени и места. Навряд ли кастинг-менеджер на съемках в Мумбае поведет себя как деревенский дикарь из центрального штата, где белая женщина выглядит как диковинное животное в зоопарке. Мой совет — держать дистанцию, быть вежливой, следить за зоной своего личного комфорта, не ходить в темное время суток одной, не щеголять деньгами, дорогими вещами и обнаженными частями тела.