Дым вверх — к ясной погоде: существуют ли приметы, подтвержденные наукой?
О предстоящей погоде нам могут рассказать не только приборы, но и поведение животных, растений и атмосферные явления. Именно на них основываются многие народные приметы, а сейчас определенное состояние облаков, цвет неба, направление и скорость ветра может объяснить наука.
Предыдущие поколения метеорологов пытались анализировать погодные приметы, сопоставляя их с метео-прогнозами, основанными на замерах и показателях точных приборов. Некоторые приметы нашли научное подтверждение.
Например.
- Образование в безветренную погоду кучевых облаков с плоским основанием может говорить вероятности приближения дождя или даже грозы.
- Если облака становятся перьевыми или их ответвления приобретают форму гриба, скорее всего, пойдет град.
- О возможной ночной грозе намекает изменение формы облаков, когда «барашки» трансформируются в кучевые слоистые облака.
Облака вообще «разговорчивы». Наблюдая за ними, можно сделать выводы о приближении нового циклона со сменой ветра. И примета о том, что дым из трубы поднимается вверх вертикально к ясной погоде, тоже объяснима наукой. В данном случае — конкретно физикой.
Дым представляет собой облако горячего газа, насыщенного частицами продуктов горения, проще говоря, золы. Продукты горения в нем вытесняют кислород. Недостаток кислорода и достаточно высокая температура дыма влияют на его плотность. В тихую морозную погоду дым из труб поднимается вертикально вверх, потому что плотность горячего воздуха больше плотности сухого холодного воздуха и вытесняет его, согласно закону архимедовой силы. А атмосферная влажность, потоки ветра и пониженное атмосферное давление заставляют дым стелиться за счет давления атмосферы, силы ветра и утяжеления дыма влагой. Когда дым стелется в отсутствие ветра, тогда можно говорить о скором выпадении осадков. Как правило, в условиях циклонической погоды, с облаками и осадками, незадолго до ненастья, налетает ветер и как бы рвет поток дыма на клочки.
Но роль «главной скрипки» в прогнозах наблюдателя играет солнце. Хотя народные заключения на счет, к примеру, красного заката перед ветреным днем, достоверны лишь отчасти. Тут уже складываются воедино несколько наук — начиная от географии и физики, заканчивая метеорологией. Лучи солнца, которые, как известно, имеют все семь цветов спектра, проходя газовый слой атмосферы по пути к земле, преломляются. Синие волны — самые короткие и рассеиваются первыми, становясь недоступными нашему взору. Белым мы видим зенитное светило, потому что, падая отвесно, его лучи не успевают рассеяться. Красные же волны — самые длинные и устойчивые; опускаясь, они подсвечивают горизонт, в первую очередь предвещая сухую погоду. Так что о возможном ветре говорит не сам красный закат как таковой, а насыщенность его оттенков. Чем краснее, тем ветренее может быть грядущий день.
Но эти приметы, скорее, не прогнозного, а уже фактического характера, да и точную картину на несколько часов или суток вперед они дать не могут.
Уделим еще внимание «живым барометрам», по поведению которых можно считать приближение природного катаклизма. Так, скальные ящерицы просыпаются от спячки и срочно эвакуируются даже в холодное время, чувствуя вибрации почвы и атмосферы перед надвигающимся тайфуном или землетрясением.
Сейсмочувствительны многие животные. Кабаны, лисы, волки и другая живность заранее покидают леса, горные козы спускаются с высот на равнины за несколько суток до подземных толчков силой около пяти амплитуд. Да и домашние животные могут подсказать приближение землетрясения или смерча. А ласточки, поведение которых отмечали и наши предшественники-метеорологи, прячутся перед бурей. Также поступают и буревестники, полностью оправдывая свое название.
Почему одни авиарейсы в плохую погоду задерживаются, а другие — нет?