Как выбирали цвета для светофора?

Почему красный, желтый и зеленый? Чем не угодил, к примеру, фиолетовый?
Отвечает Александр Борисенко
инженер по сигнализациям

Первый автоматический светофор был установлен 5 августа 1914 года в Кливленде (США). Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении издавал звуковой сигнал. С тех пор в этот день отмечается Международный день светофора. Но почему были выбраны именно такие цвета?

Сыграли роль два фактора: в первую очередь — знание законов физики, а кроме того — влияние на эмоции человека.

Есть такое понятие, как рассеивание Рэлея (зависимость рассеивания от длины волны вывел британский физик Джон Рэлей в 1871 году). Наш глаз видит рассеиваемые волны — от красного, длинноволнового до фиолетового или синего, коротковолнового. При этом короткие волны при прохождении через атмосферный воздух рассеиваются сильнее, чем длинные. Данная закономерность особенно важна в плохую погоду — в туман или в дождь. Красный цвет светофора будет виден дальше всех, желтый рассеется чуть быстрее, а зеленый будет виден на менее дальнее расстояние, чем его два «старших сородича». То есть причина выбора именно этих цветов для светофора кроется в свойствах цветов и их рассеивании в воздушной среде.

Фото: Shutterstock.com

Как уже говорилось выше, сначала появились светофоры только с двумя сигналами — красного и зеленого цвета. Они были установлены в США спустя 40 лет после открытия Рэлея. И только в 1920 году в тех же Штатах, на улицах Детройта и Нью-Йорка, установили трехцветные светофоры с использованием промежуточного желтого сигнала.

Если говорить об эмоциональном восприятии цветов, то красный чаще всего воспринимается как сигнал опасности, желтый — как концентрация внимания, а зеленый — как разрешение.