Социальные гарантии средневековых крестьян: удивительные исторические факты
При словах «средневековый крестьянин» обычно перед глазами встает образ безвольного раба на поле господина. Однако реальность, как часто бывает, была куда сложнее и местами неожиданнее. Оказывается, в некоторых уголках средневековой Европы крестьяне могли формально претендовать на отпуск по болезни, выходные и даже «декретный» по потере кормильца. Но были ли эти практики повсеместными? Чтобы это понять, нужно сравнить, как жилось крестьянину в разных странах — от Англии до Руси.
Продолжительность рабочего дня

Представление о фиксированном восьмичасовом рабочем дне было чуждо средневековому миру. Год делился на страды — периоды адского труда, и «межсезонье» — время относительно спокойных работ. В Англии крестьянин, помимо своего надела, был обязан отработать на лорда от одного до пяти дней в неделю в зависимости от размера своего держания и времени года. Во время жатвы эти дни превращались в долгие часы под открытым небом.
В других странах ритм задавали иные системы. Во Франции, где крестьяне были лично свободны и платили сеньору фиксированный денежный оброк, они сами планировали свой день. Главное — вырастить и продать урожай, чтобы собрать деньги для выплат.
К востоку от Эльбы, в Польше и на землях будущей Пруссии, а позже и в России, утверждалась иная, более суровая модель — барщина. Здесь крестьянин расплачивался за землю не деньгами, а отработками. Норма в два или три, а к концу Средневековья и в четыре или пять дней барщины (боярщины) в неделю с хозяйства являлась стандартом. Рабочий день на господском поле длился «от зари до зари», и его продолжительность регулировал не договор, а воля приказчика.
Выходные и отпуск

Самыми надежными выходными для любого средневекового крестьянина были церковные праздники. Их количество могло колебаться от 50 до 80 дней в году, включая воскресенья. Например, в английском поместье Рамси крестьяне отмечали более 30 религиозных дат. Однако и здесь были нюансы: церковные суды нередко штрафовали тех, кто в праздник работал на своем поле в погоне за лишним зерном.
Понятия ежегодного оплачиваемого отпуска, разумеется, не существовало. Но в некоторых системах были его аналоги. Тот же французский крестьянин, уплатив годовой ценз, теоретически мог распоряжаться своим временем как хотел.
А вот для крепостного крестьянина в России или Польше, чья жизнь была измерена днями барщины, сама идея «отпуска» была абсурдной. Его труд был постоянной и неотчуждаемой повинностью, прерывавшейся лишь на большие праздники, да и то не всегда.
Больничные

Здесь наблюдается самый разительный контраст. Архивы английского поместья Рамси сохранили удивительные детали: местные крестьяне имели формальное право на отпуск по болезни сроком до года и одного дня. Конечно, большинство отлеживалось несколько дней, но были и те, кто из-за хронического недуга не выходил на барщину целый год.
Эта практика была возможна там, где барщина сочеталась с денежным оброком или заменялась им. Больной не работал, и лорд терял его труд, иногда нанимая замену за свой счет, как в аббатстве Баттл.
В России, при господстве жесткой барщины, болезнь становилась личной трагедией крестьянина. Невыход на работу грозил наказанием, долгом или необходимостью отработать позже вдвойне. Любое послабление было не правом, а неформальной милостью помещика или, что чаще, возможностью благодаря другим крестьянам.
Другие поводы для отгула

И здесь английские примеры удивляют. В поместье Рамси вдова получала 30 дней освобождения от барщины после смерти мужа — прообраз отпуска по потере кормильца. А некая Агнес ле Рив в 1343 году дважды пропустила одну и ту же работу из-за двух смертей в доме. Это были уважительные причины, закрепленные в местном обычае.
В других странах такие ситуации решались иначе. Французский крестьянин, столкнувшись с бедой, должен был все равно собрать деньги для ценза. Польский или русский крепостной, желая отлучиться на свадьбу к родне в соседнее село, был обязан испрашивать письменное разрешение у барина. Зачастую тот соглашался лишь за дополнительную отработку или подарок. Семейные обстоятельства редко считались уважительной причиной для отказа от барщины.
Итак, повседневность и крохотные социальные гарантии средневекового крестьянина полностью зависели от того, в какой системе он находился. Феодальный мир был очень разнообразен.
По материалам theconversation.com.













