Зачем отключать электронные приборы в самолете?
Ни одно правило авиационной безопасности не было придумано просто так — за каждым из них стояли объективные причины. Как пример можно привести запрет на жидкости (с определенными исключениями) в ручной клади. Он был введен после того, как взрывчатая смесь была приготовлена прямо на борту из отдельно пронесенных ингредиентов. Но с развитием авиационной техники некоторые из таких причин перестали быть актуальными. Например, запрет на использование мобильных устройств был связан с тем, что навигационное оборудование было недостаточно защищено от внешних помех. С тех пор как это правило было введено, оборудование стало гораздо более совершенным, и многочисленные исследования показали, что включенные электронные устройства никак не влияют на современные навигационные приборы.
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) официально отменило устаревшее предписание, и передовые авиакомпании мира оперативно внедрили позитивные нововведения на своих маршрутах. Для того чтобы авиакомпании могли это сделать, новые правила должны быть одобрены на уровне страны. Например, для Финляндии они были одобрены Финским транспортным агентством по безопасности (Trafi). Часть авиакомпаний пока сохранила этот запрет (в основном в силу инерции), но его повсеместная отмена — всего лишь вопрос времени.
Стоит отметить, что ряд авиакомпаний отменил это правило с определенными условиями: например, во время взлета и посадки можно пользоваться электронными устройствами для чтения или игр, но нельзя использовать наушники: это объясняется тем, что из-за наушников пассажиры могут не услышать важные объявления бортпроводников. Что касается требования поднимать шторки иллюминаторов на время взлета и посадки, то причин здесь несколько. Во-первых, через окна пассажиры могут заметить нестандартную ситуацию за бортом самолета (например, дым или возгорание) и сообщить об этом экипажу. Во-вторых, необходимо, чтобы глаза пассажира адаптировались к естественному освещению, так как в случае возникновения ЧП, при котором придется немедленно покинуть самолет, не должно быть резкого контраста между освещением в салоне и за бортом. Наконец, при жесткой посадке шторка может разбиться, и возникает риск того, что острые осколки пластика поранят пассажиров, поэтому безопаснее ее убрать.