Особенности национальных такси

«Моя Планета» — о службах такси в разных странах.

Франция: пассажиры на заднем сиденье

Такси во Франции
Фото: Delpixel/Shutterstock/FOTODOM
У легального такси есть три признака: сверху — надпись Taxi, на правой двери — жетон с номером, а внутри — счетчик

Договорившись о поездке, не спешите запрыгнуть на переднее сиденье. Во Франции существует негласное правило: пассажиры ездят только сзади. Наказывать за нарушение вас никто не будет, но замечание сделают. Рядом с водителем позволяется ездить только собакам.

У легального такси есть три признака: сверху — надпись Taxi, на правой двери — жетон с номером, а внутри — счетчик. Заказать машину можно по телефону или договориться с водителем на стоянке. Ловить такси не принято: водитель не имеет права останавливаться, если в радиусе 50 м есть стоянка.

С февраля 2025 года посадка стоит €4,48, каждый километр пути — €1,29, а минимальная стоимость любой поездки составляет €8 (750 руб.). До аэропортов действуют фиксированные тарифы, например, до центра Парижа из Шарль-де-Голля — €65.

Чаевые не обязательны, но местные жители часто округляют сумму в большую сторону или оставляют €1–2 в знак благодарности за помощь с багажом. 

Италия: встречается водное такси 

Транспорт в Венеции
Фото: CrackerClips Stock Media/Shutterstock/FOTODOM
Транспорт в Венеции имеет свою специфику, поэтому такси здесь водное. От специальных причалов горожан и туристов возят небольшие катера

В Венеции есть специфика. По узеньким улочкам не проедет ни одна машина. Поэтому такси здесь водное. Заказать его можно через отель, по телефону, онлайн через специализированные сайты или на одной из официальных водных станций. Например, у причалов у железнодорожного вокзала Санта-Лючия, на Пьяццале Рома или у аэропорта Марко Поло. Средняя стоимость короткой поездки в черте города начинается от €40–60 (3700–5600 руб.) за такси вместимостью до четырех–шести человек. Поездка из аэропорта Марко Поло в исторический центр обойдется примерно в €110. 

Если отель или пункт назначения находится в труднодоступном месте, потребуется доплата за «сложный доступ» к причалу. Также дополнительные сборы действуют с 22:00 до 7:00 и за большое количество багажа

В остальной Италии — без сюрпризов. Приметы лицензированного такси: желтый или белый цвет машины, табличка Servizio Publico, горящие шашечки и изображение щита с номером на дверце.

Посадка и первые 3 км обойдутся в €3–6 (280–560 руб.). Тариф за каждый следующий километр не фиксированный, а прогрессивный: 1,1 €/км (до суммы €11), затем 1,3 €/км (до 13 €), далее 1,6 €/км. Ночью на треть дороже, также доплата положена в выходные и праздничные дни. Оплата — по счетчику. К финальной стоимости могут добавить плату за багаж (обычно около €1 за место) и сбор при заказе такси по телефону.

Чаевые в такси не являются обязательными. Распространенный способ благодарности — округлить сумму в большую сторону или оставить €1–2. Многие местные жители именно так и поступают.

ОАЭ: женское такси

Женское такси ОАЭ
Фото: Frank Fell Media/Shutterstock/FOTODOM
Женское такси легко опознать по ярко-розовой крыше, поэтому иногда их еще называют «розовым такси»

В ОАЭ женщины имеют право ехать только на заднем сиденье. В ряде крупных городов страны работают специальные женские такси, пассажирами которого могут быть только женщины и дети, а также мальчики до 10 лет. Водят их тоже женщины. Чтобы получить разрешение на работу, они проходят специальные курсы от транспортной корпорации.

Женское такси легко опознать по ярко-розовой крыше, поэтому иногда их еще называют «розовым такси». Стоят такие машины около роддомов, больниц, торговых центров, то есть там, где мужчинам появляться не стоит. Также их можно заказать через приложения, выбрав соответствующий тариф. Тарифы в розовом такси примерно на 20% выше, чем в обычном

На стоянках отелей и торговых центров — специальные очереди с табличкой Taxi Line, где очередь регулирует персонал. Бонус: в большинстве отелей есть бесплатные маршрутные такси до крупных торгово-развлекательных центров.

Минимальный тариф в Дубае — 12 дирхам (260 руб.). Стоимость посадки в такси, пойманное на улице: 5 дирхам днем и 5,5 дирхам ночью или в часы пик. Стоимость за 1 км пути: около 2 дирхам в зависимости от эмирата и типа такси. Посадка в аэропорту стоит дороже. Оплата по счетчику.

Индия: торговаться обязательно

Такси в Индии
Фото: AlexAnton/Shutterstock/FOTODOM
На дорогах в Индии можно встретить обычные такси или тук-туки, причем водители последних могут даже устроить вам экскурсию по достопримечательностям

В Индии есть обычные такси — автомобили с лицензией, шашечками, счетчиками — и тук-туки. Поездка на тук-туке стоит в разы дешевле: там, где водитель тук-тука возьмет 200 рупий (примерно 200 руб.), водитель обычного такси — 500 рупий. Плюс тук-тук может проехать там, где обычное такси не проедет — например, по узким улочкам.

В некоторых городах, например в Дели, водители тук-туков могут предложить экскурсионную программу. Впрочем, это нравится не всем туристам. В пересчете на рубли такая экскурсионная поездка в Агру из Дели будет стоить примерно 20 000–30 000 в одну сторону. Плюс стоимость услуг гида.

Обычное такси можно заказать через приложение (хотя машин также много около гостиниц), а вот тук-туки стоят в самых оживленных местах: около крупных заведений общепита, достопримечательностей, гостиниц и т.д. Торговаться надо и там, и там (исключение — заказ через приложение, там фиксированная цена). Причем иностранцам стоит пытаться сбросить цену сразу вдвое. Все равно все останутся в плюсе. И договариваться о цене заранее. 

Сингапур: машины без водителя

Беспилотное такси в Сингапуре
Фото: Cavan-Images/Shutterstock/FOTODOM
Беспилотные такси в Сингапуре — тренд последнего времени

В Сингапуре продолжаются испытания и постепенное внедрение автономных такси. На начальном этапе в каждом автомобиле присутствует обученный оператор безопасности, который контролирует работу системы. Услуга изначально доступна на двух фиксированных маршрутах в районе Пунггол и должна открыться для первых пассажиров по приглашению к началу 2026 года. В дальнейшем ей можно будет воспользоваться через специальное приложение. 

Что касается обычных такси, то основным способом вызова сегодня является использование мобильных приложений. За посадку с вас возьмут 4 сингапурских доллара, а за каждые 400 м — еще от 0,2 до 0,25. Поездка от храма Зуба Будды до знаменитых Садов у залива (2 км), к примеру, обойдется в 4 сингапурских доллара (250 руб.). В среднем поездка на такси днем на расстояние до 15 км стоит в переводе на рубли около 1500–1800. 

В ночное время тарифы поднимаются вдвое. Но дороже всего обходится стояние в пробке: за каждые 45 секунд простоя водители берут примерно по 20 центов. Попав в нее, лучше сразу расплатиться и, пройдя пешком до конца затора, заказать новое такси. Зато тут можно не платить чаевые, а таксисты всегда находят сдачу с любых купюр.

Греция: подсадка пассажиров

Такси в Греции
Фото: D_Zheleva/Shutterstock/FOTODOM
Дорожный трафик в Греции — довольно активный, и в такси вы вполне можете оказаться не одни 

Одного пассажира водителю может показаться мало. Не спрашивая разрешения, он запросто может притормозить рядом с голосующим на дороге и, если тому надо ехать в том же направлении, пригласить в салон. Причем цена от этого не уменьшится: каждый заплатит по счетчику. Хорошо, если голосующий будет один.

Голосовать на улице или вызвать по телефону. Такси — это машины с надписью Eleuqero. На цвета не стоит ориентироваться — в Греции они отличаются в зависимости от региона. Так, в Салониках используются автомобили сине-белого цвета, в Афинах — желтого.

Стоимость посадки в такси составляет около €4, а тариф за километр в городе — от €0,9 до €1,5. Поездка в пределах города длительностью 5 км обойдется примерно в €15, в зависимости от времени суток и пробок. Оплату принимают наличными и картой. Ночные и загородные поездки обходятся почти вдвое дороже. Дополнительная плата может взиматься за вызов по телефону. Чаевых не ждут, но от них и не отказываются.

Великобритания: нет GPS-навигаторов

Такси Лондон
Фото: Franco De Marco/Shutterstock/FOTODOM
Лондонские такси чаще всего — черного цвета 

В лондонских такси не встретишь уже привычного в наше время GPS-навигатора. Зачем? Перед тем как получить лицензию лондонского таксиста, которую выдает Учреждение общественных перевозок, необходимо успешно сдать тест на знание топографии.

Такси в Британии бывает двух видов: черный кэб и обычный автомобиль — мини-кэб. Первый — для тех, у кого есть деньги. Опоздать с ним практически невозможно, так как двигается он по специальным полосам. Цена соответствует качеству поездки.

Мини-кэб нельзя остановить взмахом руки. За подбор пассажира с улицы в лучшем случае водитель может заплатить штраф, в худшем — лишиться лицензии. Мини-кэб необходимо заказывать по телефону. На «голосование» остановится только черный кэб, да и то если у него будет гореть табличка For Hire. Это означает, что машина свободна. Впрочем, в Великобритании, как и в других странах, такси легко найти рядом с вокзалами, аэропортами, крупными торговыми центрами.

В Великобритании сейчас не принято садиться в кэб, если в кошельке меньше £5 (около 460 руб.). После того как пассажир сел в машину, договорился по маршруту и стоимости, и экипаж тронулся, он уже должен водителю минимум £3,80 за посадку. За каждые 256 м стоимость увеличивается на примерно 30–45 пенсов, в зависимости от класса такси и времени суток. Ночные, праздничные и выходные тарифы выше и могут доходить до приблизительно 25–50% надбавки. Суммы округляются в большую сторону.

Стоимость проезда составляет примерно от £2,50 до £3,00 за милю (1,6 км) для черных кэбов, и от £1,60 до £2,20 за милю для мини-кэбов. Это значит, что за поездку длиной около 3,2 км стоит ожидать цену около £8–£10 и выше, в зависимости от времени суток и типа такси.

Оплата принимается как наличными, так и банковскими картами. Чаевые обычно составляют около 5% от стоимости поездки, их оставляют по желанию.

Материал впервые опубликован в 2022 году, обновлен в 2025.

Читайте «Мою Планету» в Telegram
Будет интересно