Правда ли, что в прошлом кастрировали певцов?
Наверняка вы не раз видели в старых книгах слово «скопец» или читали про певцов-кастратов.
Вообще, в прошлые века оскопление не было редкостью. Например, в Китае в I веке до н. э. кастрация являлась одним из наказаний, и после процедуры человек, как правило, умирал от заражения крови. В турецких гаремах кастрировали евнухов, дабы те служили хорошо и не возжелали царских наложниц. А в 2017 году сотрудники Эрмитажа выяснили, что один из экспонатов — древнеегипетская мумия, считавшаяся певицей, — это кастрированный жрец. Как пояснили в музее, «если их не распеленать, то мумии (внешне) практически неотличимы друг от друга, и их довольно часто путали — например, при продаже». Оскопление было распространено и в Европе в эпоху барокко (XVI–XVII века. — Прим. ред.).
В XVII веке в католической церкви Италии женщинам разрешалось петь лишь в женских обителях, и в папской капелле появились необычные певцы. Их пение отличалось большим диапазоном и считалось чуть ли не ангельским, но, чтобы добиться этого, мальчиков в возрасте восьми-девяти лет подвергали кастрации.
В истории музыки сохранилось имя итальянского певца-кастрата Фаринелли. Его удивительный голос охватывал три с половиной октавы. Благодаря этому певец мог исполнять как сопрановые, так и контральтовые партии. В результате он стал ведущим исполнителем на европейской оперной сцене и при дворе Филиппа V Испанского.
Успех нескольких таких певцов поставил процедуру на поток. Некоторые кастрированные мальчики становились хористами в папской капелле, но не у всех дела складывались хорошо. Большинство в дальнейшем страдали различными заболеваниями, умирали или становились непригодны к пению из-за заурядности голосов.
К счастью, в XVIII веке, при папе римском Клименте XIV, кастрацию певцов запретили, и, хотя консерватории находили возможность обойти запрет, многочисленные жертвы прекратились. Тем более в основном они оказались напрасны.
Записей пения Фаринелли не осталось, но сохранилась фонограмма последнего кастрата Сикстинской капеллы Алессандро Морески, датированная 1902 годом. Сегодня многие специалисты считают, что его голос был вовсе не ангельским. Напротив, он звучал нестабильно на низких нотах и напоминал голос ребенка, но при этом ему не хватало мощи и силы.
Произведения композиторов, написанные для певцов-кастратов, в наши дни успешно исполняются женскими голосами. Также существуют капеллы мальчиков, в состав которых входят мальчики, поющие дискантами.
Почему мы испытываем эмоции, когда слушаем музыку
Правила поведения театрального зрителя в XIX веке: улюлюкать и общаться во время спектакля