Судан: как живут люди в одной из самых опасных стран мира
Судан — третья по размерам страна Африки, в разы больше любого европейского государства, кроме России. Была первой на континенте, пока от нее не отделился Южный Судан, где остались языческие племена, христиане и представители других религий. Судан же преимущественно — страна мусульманская. Здесь до сих пор делают женское обрезание, а в религиозных школах мальчиков избивают и даже насилуют.
Рассказываем, чем интересна эта страна и почему посетить ее рискнет не каждый.
В Судане почти все работают на золотых приисках

Судан называют страной золотых приисков и крупнейшего в Восточной Африке нелегального рынка драгоценных украшений. Это один из крупнейших производителей золота в мире, причем добрая его половина добывается черными копателями кустарным способом. Дормар–аль–Бустан — самый древний рынок Судана и, наверное, самый большой хаб нелегального золота в Восточной Африке. Здесь сбывают свежей добытый золотой песок.
Золотые отвалы выглядят как холмы. В поисках драгоценной руды работники орудуют зубилом и кувалдой. Места в вырытых глубоких ямах очень мало, ноги затекают, а стены зачастую обваливаются и сминают людей. Золото из породы выделяют с помощью ртути методом амальгамация, при котором песчинки налипают к ртутному пятну. Потом ртуть тщательно промывают, отжимая голыми руками. Комок вначале имеет серебристый цвет, но по мере испарения ртути, приобретает золотую желтизну. Выпаривают золото прямо на ложке над огнем.
Способ защиты от ядовитой ртути — простая тряпичная маска, да и ее надевают не все, что чревато серьезными последствиями для здоровья. Если не носить маску, уже через полгода начинаются головные боли, пропадает вкус, появляется тремор. Но другой работы тут все равно нет. Из маленьких золотых шариков плавят большие слитки. Самодельные продают на рынке, а в магазинах — готовые изделия без проб, поэтому понять сколько в украшениях золота, а сколько примесей нельзя. Продают все на вес на рынке, который сохранился еще со времен древних пирамид.
В Судане опасности поджидают на каждом шагу

Страна поделена на территории между лорами или шейхами. Где–то управляют официальные власти, а где–то — племена. Поэтому перемещение по стране вообще–то дело непростое. С одной стороны, дороги тут по африканским меркам идеальные, но всюду блокпосты, причем полулегальные, потому что никаких формальных ограничений нет. Также, как и нет законодательно прописанного наказания за съемку военных. Но могут отбить и камеру, и руку. В лучшем случае.
Бензин здесь субсидируется — он стоит на наши деньги 15 рублей за литр. Но топлива мало. Очередь на заправке растягивается на несколько кварталов. Но пытаться заснять это не стоит. В любой момент может появиться смотрящий заправки и приказать… да–да, именно приказать, а не попросить проследовать с ним. Идти с ним нельзя ни в коем случае, как и отдавать свои документы. В идеале — запереться в машине, но надо быть готовым, что этого шанса могут просто не дать, заблокировав двери или пригрозив оружием.
Порт-Судан: обстановка

Порт-Судан поделен между двумя племенами: беджа и нуба. Беджа, в основном, мусульмане со светлой кожей. Нуба — язычники, чернокожие. Этот район противопоказан для туристов.
Между племенами вековая кровавая вражда, деревни до сих пор друг друга регулярно поджигают и вырезают. За неделю ожесточенных боев тут может быть испепелен целый квартал, а то и не один. Власти пытаются остановить резню, военные дежурят в деревнях, но стабилизировать ситуацию у них не получается.
В итоге, побережья, которые могли бы посещать туристы, пустуют. Впрочем, тут и санкции играют свою роль. Исторические памятники страдают от междоусобиц и разрушаются, на поддержание их состоянии и реконструкцию просто нет средств.
Судан безопасный

Тем не менее, по африканским меркам, Судан — страна безопасная. По столице можно без страха гулять в любое время суток. Неспокойная ситуация между населенными пунктами, в самих городах на туристов вряд ли кто нападет.
Занятная деталь: несмотря на преимущественную бедность, здесь практически не воруют. Вещи, забытые в открытом автомобиле почти со 100% вероятностью сохраняться не тронутыми.
Такси можно поймать прямо на улице. Правда, удовольствие это недешевое. Поездка по городу по неофициальному курсу обойдется в 5 долларов, по официальному — 25, соответственно. Еще одна интересная подробность — в отличие от большинства арабских стран, здесь соблюдают правила дорожного движения. Но брать авто в кейтеринг не стоит. Дело в том, что в Судане нет машин с мигалками, которым нужно уступать дорогу, вначале нужно изучить их отличительные черты. Если все–таки турист решается арендовать машину, надо помнить, что пропускать придется: транспорт с синими номерами — полицию, черными — военных, и белые внедорожники без номеров — правительственные авто.
Суданцы строят дома из мусора

Нил — величайшая река Африки, которая берет начало в Судане, где сливаются Нил Белый и Нил Голубой, образуя единый поток. Сюда весь мусор и смывает, и с каждым годом его становится все больше и больше.
Со времен Древнего Египта эти воды поят и кормят народы Африки. В его заводях древние египтяне разбивали свои сады. Сейчас, в принципе, ничего не поменялось, разве что берега теперь все в пластике. Нил превратился в главную канализацию Африки — помои, бутылки, мусор. Страшно подумать, что будет здесь еще через пару десятков лет.
По берегам расположись небольшие деревеньки. Типичные хижины в них построены из того же мусора, выловленного в мутных водах Нила или собранного на свалках, в основном из досок и мешковины. Рукомойник — на улице, в нем — та же нильская вода. Убранство внутри скудное — шкафов нет, вещи хаотично развешены по стенам, в спальне — навес с сеткой, который служит кроватью. Что интересно, богатые жилища тоже собраны из мусора, только каркас их металлический.
Нищие суданцы отдают детей в религиозную школу

Суданская халва к восточному яству не имеет никакого отношения — так здесь называется религиозная школа, куда нищие отдают своих детей. Халва существуют уже много сотен лет, и в стране их несколько десятков тысяч. По сути, это интернат. Несколько десятков подростков там живут, учатся и часто становятся объектами насилия. Нет, не подумайте, их избивают отнюдь не из каких–либо религиозных соображений.
Горькую правду о содержании воспитанников раскрыл миру суданский журналист Фатех Хамдани, который, устроившись под прикрытием преподавателя, несколько лет снимал происходящее в скрытой от посторонних глаз халве. Его репортаж пару лет назад вышел на BBC и шокировал общественность.
— Во многих школах детям надевают кандалы. Некоторым из них было всего пять лет. Вечером я вышел на молитву, и дети там прыгали, словно кенгуру, чтобы подвигаться и умыться. Их избивали, буквально не оставляя живого места от ударов плетки, раны на жаре начинали гнить, — Фатех Хамдани.
Условия проживания спартанские — низкие потолки, стандартные кровати с металлическим каркасом и плетеным настилом, из пищи ученикам положена только вода и фуль — каша из бобовых на воде без масла. В больших халвах ее накладывают в миски лопатами, по одной на несколько учеников. От пытливых глаз туристов покалеченных стараются спрятать, но следы побоев есть практически у каждого воспитанника.
У каждого ученика свой ляух — деревянная дощечка для заучивания Корана. Пишут на ней самодельным пером, которое называется калям. Когда отрывок Корана записан и вызубрен, его нужно наизусть прочитать учителю. Наказание за ошибку — снижение пайка и плеть или кандалы. За побег могут и к кровати приковать цепью на месяц.
В Судане девочкам до сих пор делают обрезание

Девочкам здесь делают женское обрезание бритвенным лезвием, причем далеко не всегда новым и чистым. Если нет лезвия, используют нож или просто осколок стекла.
Обрезание бывает четырех типов по степени тяжести. Самое тяжелое — с зашиванием. В первую брачную ночь муж буквально вспарывает швы.
По данным ООН, 87% девочек Судана проходят через эту процедуру. Делают это для того, чтобы женщина не думала о лишнем. Религия здесь ни при чем. В США, например, делали обрезание до середины XX века, как лечение от мастурбации.
В Судане лучше не болеть

Болеть в Судане опасно для жизни. Медицина на очень низком уровне.
Представьте себе, что происходило в африканской красной зоне во время ковида! В центральный госпиталь Хартума прибывали больные с подозрением на коронавирус. Но, поскольку ПЦР–тестов в стране практически не было, точно поставить диагноз было невозможно. Отслеживали лишь состояние пациентов и симптоматику. Ни лекарств, ни аппаратов ИВЛ, ни жидкости в санитайзерах — ничего.
Чтобы люди не разносили заразу, прямо перед госпиталем поставили раковины, в которых все мыли руки и даже ноги перед тем, как зайти в больницу. А сотрудники лабораторий работали без чумных халатов, из средств защиты имея только перчатки и маску.
Суданцы рассчитываются наличными

Про банковские международные карты здесь придется забыть. Тут правят наличные. А банкоматы стали почти атавизмом из–за введенных американцами санкций. Даже в отелях расплачиваются только налом. Поэтому, если вы собрались в Судан — запаситесь наличными. И сумкой, потому что 100 долларов, обмененные на суданские фунты, в кошелек просто не поместятся.
Даже, если увидели банкомат, подающий признаки жизни, не пытайтесь вставить в него карту, ее можно попросту лишиться.
Три вещи, которые нужно знать про обмен денег в Судане
- Купить доллары в Судане невозможно. В официальном обменнике 1$ можно обменять по курсу 1000:55. Но это не выгодно. На черном рынке дают в пять раз больше.
- Найти нелегальные обменники несложно, например, в подвальных этажах торговых центров. Занимаются этим валютчики, у которых прямо с рук можно получить за 100$ более 2500 местных фунтов.
- Иногда поменять баксы можно в магазине одежды. Причем сделку видят покупатели, но это никого это смущает. Магазинам нужны доллары для закупки иностранных товаров.
Суданцы любят вкусно и сытно поесть

Традиционные блюда: баранина, верблюжатина и рыба из Нила. Едят исключительно руками, и все из общего блюда. Приборы есть только в ресторанах отелей, а в обычных заведениях элементарных вилок не найти. Алкоголь под запретом.
К хозяину одного из лучших рыбных ресторанов Хартума, Муххамаде, приезжают ради его гастрономии из других районов. Надо сказать, что суданцы народ приветливый. Туристу даже могут показать, как ему готовят блюдо и в каких условиях. Условия, правда, специфичны. Мухи повсюду: в стаканах для чая, в блендерах, мисках и тарелках. Так что не стоит удивляться и уж тем более закатывать скандал, если, заказав традиционный финиковый напиток чарбот, обнаружите в нем насекомое — это Судан.
Кстати, и пищу готовят здесь, используя воду из Нила. Прямо скажем, водоема не самого чистого. В сухой сезон Суданский канал больше напоминает свалку, которую просто смывает в Нил в период дождей, а он здесь приходится на сентябрь–октябрь.
Для внутренних перелетов в Судане есть аэропорт

Терминал аэропорта для внутренних перелетов в Судане больше похож на небольшой ангар, причем даже без дверей.
Табло вылетов и прилетов отсутствует. Самому узнать, когда твой вылет, невозможно — нужно спрашивать у местных служащих. Билет — обычная картонка, на которой от руки пишут посадочное место. Времени посадки нет. Сотрудник аэропорта при проверке самолета подсвечивает себе фонариком обычного телефона.
Что посмотреть в Судане туристам
Если вы все же рискнули посетить страну, вот что здесь стоит увидеть.
Пирамиды

Пирамиды Судана не столь популярны у путешественников всего мира, как египетские. Это дает возможность проникнутся их величием без суеты, толкотни, надоедливого гомона многонациональной толпы туристов и слепящих вспышек камер.
В Судане почти 250 пирамид, хотя многие до сих пор скрыты под песками. Самое крупное скопление находится к северу от столицы. Здесь был город Мэрое — столица древнего государства Куш. Пирамиды построены примерно в VIII веке до н.э. Как и египетские, они являются памятниками всемирного культурного наследия.
Интересный факт — у суданских пирамид нет верхушек. Когда европейцы в XXII веке решили утроить здесь раскопки, им было лень откапывать вход в пирамиды под тоннами песка. Поэтому они попросту взрывали верхушки пирамид, чтобы проникнуть внутрь и разграбить гробницы. Правда, они мало что могли найти, потому что более ловкие африканцы уже успели откопать входы, опередив их на сотню лет.
Вырезанные рисунки на стенах — обезьяны, птицы и человеческие головы с цветами на месте мозга. Признаки цивилизации майя, тайна которой до сих пор не разгадана. Таинственные пентаграммы. Древнегреческие письмена, арабская вязь. Рисункам и надписям несколько тысяч лет.
От пирамиды до пирамиды можно добраться на верблюде. Но этот транспорт подойдет не всем, а людям с плохим вестибулярным аппаратом и вовсе противопоказан.
Торговый порт Свакин

Свакин — древний торговый порт. Первое упоминание о нем датируется еще VIII веком до н.э.. В XIX веке его пытались штурмовать британцы, но не смогли взять приступом надежно укрепленный форт. Суданцы отбили атаку. Прошли годы, и в 90-х годах XIX века порт пришел в запустение и развалился. На месте былого города–оплота теперь руины.
Как туристам выжить в Судане

- НЕ снимать, по крайней мере открыто, происходящее.
- НЕ вступать в конфликты с людьми в военной и полицейской форме.
- Беречь паспорт и другие документы, НЕ отдавать их по требованию неизвестных лиц в форме.
- Запастись наличными деньгами.
- Деньги обменивать в магазинах, банкоматами не пользоваться.
- Планировать поездку с учетом сезона дождей, то есть не на сентябрь–октябрь.
- Быть готовым к антисанитарии и мухам в чае.
- Если не хочется есть руками, придется взять с собой раскладные вилку с ножом.
- Заранее планировать свой маршрут и избегать мест столкновений племен.
- Заранее сделать все необходимые прививки и, узнав перечень разрешенных для провоза лекарств, собрать аптечку, в которой особое внимание уделить адсорбентам и пробиотикам.
По материалам проекта «Погнали!» Стаса Натанзона.
Это Куба, детка. Неизвестная Гавана
Казахстан. Дорога к затопленному лесу озера Каинды
Новый тренд в туризме, или Как российскому туристу попасть в Северную Корею