Туризм в эпоху перемен

«Моя Планета» поговорила с экспертами о том, что ждет путешественников, как пандемия закончится.

К 2020 году путешественниками себя могли назвать 1,5 млрд. человек — пятая часть населения Земли. Для людей практически не осталось границ: они проникли в самые отдаленные уголки мира и даже отправились в космические путешествия, но пандемия коронавируса поставила путешествия на бессрочную паузу. «Моя Планета» поговорила со специалистами о том, что ждет мировой и российский туризм в будущем.

XX век с 25 млн туристов vs XXI век с 1,5 млрд туристов

Не только Черное море 

В 2013 году по числу поездок за границу Россия вышла на первое место в мире. Но уже через год, после падения рубля и снижения реальных доходов населения, интерес к зарубежным поездкам снизился. Дольше всех держались Турция и Египет, но в 2015 году и они утратили былую популярность: Россия прекратила авиасообщение с Египтом после теракта на борту самолета и запретила чартерные рейсы в Турцию из-за сбитого местным истребителем СУ-24. И если с Турцией отношения наладились, то в страну пирамид россияне не вернулись до сих пор.

Внутренний туризм перестал ассоциироваться исключительно с пляжным отдыхом на черноморском побережье и стал разнообразнее

А вот интерес к путешествиям по России к 2018 году вырос на 75%, несмотря на состояние инфраструктуры и небезупречный сервис. Внутренний туризм перестал ассоциироваться исключительно с пляжным отдыхом на черноморском побережье и стал разнообразнее: активности в Карелии и на Алтае, лечение на термальных курортах Кавминвод, поездки по Золотому кольцу и в другие города России. К тому же это дешевле.

«Самыми популярными направлениями внутреннего туризма все же остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Республика Крым. Только за год эти регионы в совокупности посетили 10 млн туристов. Есть потенциал и у Алтая, Карелии, Камчатки, но туда едут меньше (около 2 млн в год): это дорого и труднодоступно, а инфраструктура очень скудная», — отмечает директор Института истории и международных отношений СГУ Татьяна Черевичко.

Любой каприз за ваши деньги

круиз в Антарктиде
Фото: Shutterstock.com
Круиз в Антарктиде

Перевоплощения, сталкинг, погружение в мир кино, военный туризм — кажется, нет такой фантазии, которую нельзя было бы осуществить с помощью гида или турагентства. XXI век — возможно все: посетить экоферму, подоить козу, спуститься с диггерами в канализацию, прогуляться с руферами по крышам, исследовать заброшенные заводы и храмы, отправиться в Антарктиду, в космос, к львам на сафари и даже в книгу про Гарри Поттера. Популярным форматом стали туры выходного дня — короткие, но насыщенные поездки с культурной, развлекательной и гастрономической программой.

«Умрут» ли туроператоры?

современный турист, бэкпэкер
Фото: Shutterstock.com

Череда банкротств в турбизнесе за последние несколько лет вроде бы наглядно показала: туры покупают все меньше. Приобрести билет и забронировать отель онлайн самому так просто! Даже визы можно было оформлять дистанционно.

Современный турист стал похож на кочевника

Летом 2019 года, по данным ВЦИОМ, 80% россиян решили организовать свой отдых самостоятельно. Как правило, это люди до 40 лет: они сами бронируют себе жилье и билеты, выстраивают маршруты. Тем не менее опыт других стран показал, что самостоятельный туризм и организованный могут развиваться параллельно. «Есть, например, опыт США, где доступность онлайн-бронирования выше и появились эти возможности раньше. Тем не менее население все равно обращается в турагентства. У нас идет дискуссия о том, не отпадет ли потребность в них вообще. Практика показывает, что нет, они остаются: все-таки есть люди, которые хотят, чтобы им организовали путешествие», — объясняет Татьяна Черевичко.

Туристы более информированы, независимы, критически подходят к туристическим продуктам, более избирательны и требовательны. Они подвержены моде, легко меняют симпатии и интересы, находятся под влиянием соцсетей. Посты в соцсетях могут даже спровоцировать изменения на туристическом рынке — рост интереса к тому или иному направлению. По мнению Татьяны Черевичко, современный турист стал похож на кочевника: он коллекционирует города, страны, впечатления. У него есть возможность не возвращаться домой, а постоянно переезжать из одной точки в другую.

2020-й: сидим дома?

Фото: Shutterstock.com

Весной 2020-го о доступности и разнообразии путешествий пришлось забыть: планета оказалась на карантине, роскошью стали даже прогулки в ближайшем парке. Закрытые границы, отмененные рейсы, аннулированные туры и рухнувшие планы — пандемия коронавируса поставила под вопрос не только существование туриндустрии, но и привычный образ жизни с неограниченной свободой передвижения. Часть туристов остались за границей.

В прошлом году у россиян были больше всего востребованы Турция, Италия и страны Юго-Восточной Азии. Сейчас Поднебесная только начинает приходит в себя после двухмесячного карантина, в Италии сложилась самая тяжелая ситуация и до сих пор действуют ограничительные меры, а 90% бронирований в турецких отелях отменено. Школы без учеников, предприятия без сотрудников, города без туристов — такова реальность сегодняшнего дня. А вот природа, кажется, вздохнула с облегчением — вода и воздух стали чище.

Что будет завтра — вопрос из разряда философских: ситуация меняется практически ежедневно, и когда все вернется на свои места, предсказать невозможно. Самый влиятельный трендхантер мира Ли Эделькорт дает неутешительный прогноз. Она считает, что, выйдя из самоизоляции, человечество станет меньше потреблять и меньше путешествовать, вернется к традиционным ценностям, замедлит темп жизни и будет развлекаться лишь в кругу семьи и друзей.

Представители туриндустрии рассматривают несколько вариантов развития событий и делают ставку на внутренний туризм.

✪ Татьяна Черевичко, директор Института истории и международных отношений СГУ:

«Если будет благоприятный сценарий и туроператоры смогут продавать туры в июле, можно говорить о сохранении отрасли. Но если границы будут закрыты до сентября, будут колоссальные убытки — до 38 млрд руб. С другой стороны, передвижения по стране все равно будут — хотя бы внутри регионов, и внутренний туризм с большей вероятностью сохранится, хотя и не в прежнем объеме».

✪ Наталья Анисимова, руководитель пресс-службы «Туту.ру»:

«Можно ожидать, что отложенный спрос на путешествия будет очень высок. Люди захотят просто выехать из дома. Далеко не у всех есть дача или дом в деревне и возможность снять коттедж за городом. В первую очередь откроется, конечно, Россия. Будет актуален автотуризм, отдых с палатками, семейные путешествия. Можно предположить, что после снятия ряда ограничений станут востребованы туры выходного дня и поездки в пансионаты и дома отдыха. Уже сейчас треть опрошенных в нашей группе во "ВКонтакте" ответили, что с нетерпением ждут открытия границ, 18% уже купили билеты, и только 14% сказали, что пока никуда не поедут.

Многое будет зависеть от стоимости билетов и экономической возможности людей. Если цены на авиаперелеты вырастут в два-три раза, то туристы будут искать альтернативные варианты: автобус, ж/д, автомобиль. Возможно, появится какой-то вид каршерингового туризма на автомобилях».

✪ Алина Ольшанская, руководитель клуба «Русский путешественник»:

«Безусловно, турпоток восстановится не сразу, на это понадобится время (внутреннему туризму — один-два месяца, выездному и международному — от шести месяцев). Но я убеждена, что после окончания кризисной ситуации бизнес наберет большие темпы, скорость и качество. Организованные группы, деловой туризм — это то, что будет востребовано в значительно большей степени после выхода из кризиса».

Определенно сейчас можно сказать только одно: рано или поздно вынужденные каникулы закончатся, границы откроются, а туристы вновь отправятся в путь, ведь истребить в человеке тягу к приключениям и охоту к перемене мест практически невозможно. Собственно, оттепель в мире уже началась.