Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

Отвечает Наталия Русских
ассистент кафедры «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ

Любые углы, а в особенности прямые и острые, а также сварные швы, отверстия и все прочие необходимые особенности конструкции, нарушающие непрерывность материала, выполняют роль концентраторов напряжений. То есть становятся тем слабым местом конструкции, в котором в первую очередь начнут образовываться трещины.

Именно из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины

При циклическом нагружении (а каждый полет самолета как раз и является таким циклом) именно эти концентраторы напряжений являются основными факторами, снижающими прочность всей конструкции. Из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины. И это может привести к потере самолета.

На заре пассажирского реактивного самолетостроения британская компания De Havilland создала лайнер под названием «Комета», совершенно уникальный для 1950-х годов по своим скоростным и техническим характеристикам. Но уже в 1954 году две «Кометы» развалились прямо в воздухе, унеся жизни 56 человек.

В связи с трагедиями начались дополнительные испытания выпущенных самолетов, которые показали, что при циклическом давлении на кабину фюзеляж в конце концов лопается, а трещины образуются именно в прямых углах иллюминаторов.

Уже разработана концепция самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри

С тех пор авиаконструкторы отказались от попыток создать самолет с квадратными иллюминаторами. Сегодня их форма варьируется от круглой до овальной. Также появляются проекты пассажирских самолетов вовсе без иллюминаторов.

Например, французская компания Technicon Design разработала концепцию самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри.

Возможно, подобные технологии со временем действительно будут внедрены в пассажирское самолетостроение, ну а пока у нас есть возможность любоваться видами Земли сквозь овальные иллюминаторы.

Комментарии
Эдуард Лукашенок
22 мая 2018, в 09:31

Что-то мне не нравятся самолеты без иллюминаторов. Ну, я еще понимаю, что в подлодках не надо форточек, но это уж совсем.

Pavel Voronkov
22 мая 2018, в 15:33

Я тоже никуда не полечу в самолёте без иллюминаторов. Знаю: на панорамных дисплеях будут какие-нибудь дурацкие фильмы крутить :)))

Александра Гурьева
23 мая 2018, в 10:51

а вдруг вид из кабины экипажа?:)

Pavel Voronkov
24 мая 2018, в 03:05

Это только если самолёт пойдёт колом вниз :)))

Александра Гурьева
24 мая 2018, в 11:39

ой нет...

Оставить комментарий
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.