Замужем за индийцем
В Индии почти все браки до сих пор заключаются по договоренности. Но меня родители Химаншу одобрили. А свекр и сейчас гордится, что у него «светлая» невестка.
Хотя началось все совсем не по-индийски. Примерно в 2010 году я решила подучить английский язык. Для разговорной практики знакомый посоветовал найти в интернете англоговорящих людей. Я выбирала в скайпе страну и писала тем пользователям, чьи имена мне приглянулись. Так и познакомилась с Химаншу.
В Индии есть и другие брачные традиции. Например, принято подбирать себе в пару человека примерно такого же роста. Бабушка Химаншу поставила нас рядом и, оценив, сказала: «Пойдет».
По гороскопу мы тоже друг другу подошли, набрав 7 из 10 возможных баллов. Так показал один из астрологических сайтов. В Индии очень серьезно подходят к выбору избранника или избранницы. В газетах и специальных матримониальных брошюрах печатают объявления, где указывают имя, фамилию, рост, город проживания, место работы, зарплату, род занятий родителей, цвет кожи, принадлежность касты. Проводятся ярмарки, где свахи предлагают жениха или невесту. Но даже если остальные параметры устраивают, свадьба может не состояться, если астролог скажет, что парень с девушкой не совместимы по гороскопу.
Мои родители поставили условие: учебу я должна закончить. Я бросила Санкт-Петербургский государственный университет и в 2012 году поступила в Университет Дели. В 2016-м мы с Химаншу поженились.
Обычно индийская свадьба длится два-три дня. У нас, к счастью, все обошлось одним днем, но семья мужа настояла на соблюдении местных традиций. Правда, отступление все же было. Принято, что свадьбу оплачивают родители невесты, они же платят калым, то есть делают дорогие подарки «той стороне». Официально требовать подарки запрещено, но традиция сильнее... У нас все расходы на себя взяли родители мужа. А приглашенных было около 300 гостей, из которых с моей стороны — человек семь.
Кульминация свадьбы — это священный огонь, много молитв, которые молодые повторяют за пандитом, то есть ученым брахманом, и семь кругов вокруг священного огня. После этого мужчина надевает на женщину мангалсутру — золотое ожерелье, и наносит ей на пробор синдур — красный порошок кумкум. Далее следует обильный ужин, танцы и подарки гостей.
Все атрибуты замужества носит женщина. У меня есть мангалсутра и, по русской традиции, кольцо на безымянном пальце правой руки. Правда, ожерелье пока сняла, так как дочка все время на него покушалась. Летом могу надеть кольца на пальцы ног. Я слышала, что они нажимают на какие-то точки и благоприятно влияют на здоровье, но сама не заметила изменений. Есть и другие атрибуты, но я их не ношу. У мужчин ничего подобного нет.
Когда в семье рождается сын, после свадьбы он чаще всего приводит жену в дом родителей. Под одной крышей, хоть иногда и на разных этажах, могут жить несколько поколений. Родители Химаншу, конечно, тоже об этом мечтали, но мне комфортнее жить отдельно, и они приняли наше решение о покупке своего жилья.
Доставку я часто заказываю на фамилию мужа — Махаджан, так как моя — слишком сложная даже для русских. Я оставила девичью фамилию только потому, что в Индии большая бюрократия, и мне потребовалось бы заменить гору документов.
Индийские мужчины часто строят из себя шахов-падишахов. Утром жена должна встать раньше него, чтобы принести в постель сначала теплую воду, потом — обычную, затем — черный чай, после чего — чай с молоком. Только после этого мужчина соизволит подняться и пойти в душ. В это время жена должна приготовить завтрак, да так, чтобы он был с пылу, с жару, когда муж соизволит спуститься в кухню. К счастью, Химаншу не такой. Он может помочь сделать уборку, а когда у нас родилась дочь, я шутила, что он проходит курс по обучению на повара.
Есть оставшийся после вчерашнего ужина рис — для индийца это что-то на грани фантастики. Только свежее. Только горячее. Раньше я могла приготовить на обед что-то интернациональное вроде пасты, пиццы или гречки, а на ужин у нас были обычно овощи и лепешки роти. Теперь еду готовит кухарка, а еще одна женщина приходит, чтобы сделать уборку. Полуторагодовалая дочка и работа занимают все мое время. Муж может поиграть с дочкой, но она «мамин ребенок».
У меня есть знакомая, супруг которой категорически против стиральных машин, так как белье, по его мнению, получается каким-то не таким, как после ручной стирки. К ней ходит помощница, чтобы стирать вручную. А вот что не делает по дому, наверное, ни одна индианка, — это глажка. В Индии очень распространены гладильни, где мужчины орудуют утюгами на углях и берут примерно два рубля за одну вещь. Мы живем в жилом комплексе, и гладильня расположена в пяти минутах ходьбы от дома: я отношу туда вещи, а обратно мне их приносят поглаженными. Очень удобно!
В традиционных семьях бюджет ведет старшая женщина в доме. Скорее всего, это бабушка, у которой есть сейф, где она хранит деньги и драгоценности, а ключи от него носит на поясе. Двери в индийских домах всегда открыты, да и многие нанимают помощниц по хозяйству. Поэтому лучше перестраховаться. У нас всеми счетами занимается муж, а покупки обычно делаю я, но бюджет общий. Я могу воспользоваться его картой, а он — моей.
Раньше считалось: если женщина работает, муж не может ее обеспечить, но времена меняются. Образованные женщины часто работают хотя бы до рождения ребенка. Декретный отпуск длится почти полгода и после его окончания многие увольняются, чтобы заниматься семьей. Я работаю преподавателем английского языка в онлайн-школе, и это считается престижным для женщины. Еще у меня свой блог @alinamaste. Муж является IT-инженером и работает удаленно на американскую компанию.
Выйти в кафе или ресторан — отдых по-индийски. До пандемии коронавируса был развит внутренний туризм, и мы тоже часто путешествовали по стране. Сейчас ситуация изменилась, да и с дочкой сложнее куда-то выбираться. Поэтому теперь мы в основном отдыхаем, когда гуляем с ней. Еще к нам часто приезжает в гости один из братьев мужа. Индийские женщины любят устраивать kitty parties — посиделки, во время которых перекусывают и болтают, или playdates — это встречи с детьми. Я ходила бы на них, но у меня не так много знакомых среди местных.
Переехав в Индию, я отказалась от регулярных прогулок по набережной Невы, возможности принять ванну с пеной, коротких юбок и глубокого декольте, макияжа. Но Химаншу тоже пришлось перестроиться и привыкать жить чуть лучше среднего, соответственно, тратя на это больше денег. Индийцы обычно не заморачиваются, а мне хотелось иметь большой светлый дом с кондиционером, а не вентилятором, в тихом месте, где много зелени. И машину вместо мотоцикла. Мне кажется, стремиться к чему-то — это же хорошо.
Русско-индийская семья — это борщ со специями. Дикая смесь всего, что только можно представить. Это восхитительно!
Страна, которая меняет сознание