В Азербайджане нашли редкую фигурку возрастом около 8000 лет
Небольшая каменная фигурка, обнаруженная в пещере Дамджили в Азербайджане, заставила ученых переосмыслить, как сельскохозяйственная культура распространялась на Южном Кавказе. 5-сантиметровый артефакт возрастом около 8000 лет представляет собой уникальное изображение человека — без четких мужских или женских половых признаков.
Фигурку сделали в переходный период — на стыке эпох, когда местные сообщества охотников-собирателей мезолита постепенно знакомились с новым, оседлым земледельческим укладом жизни неолита. Она вырезана из речной гальки, и на ее поверхности тонкой гравировкой обозначены волосы, пояс и, возможно, набедренная повязка. При этом у фигурки отсутствует лицо, а ее стилизованная, вертикальная форма резко контрастирует с более поздними глиняными статуэтками.

Исследование, проведенное под руководством археолога Есихиро Нишиаки из Токийского университета, подчеркивает уникальность находки. В соседних регионах — Анатолии и в Плодородном Полумесяце — были распространены глиняные фигурки с подчеркнуто женственными формами (акцентированные грудь и бедра), однако дамджилийский артефакт представляет собой самобытную местную традицию.
«Это уникальная культурная традиция символического искусства среди общин Южного Кавказа. Она свидетельствует о местной мезолитической системе представлений, а не о простом копировании более поздних неолитических образцов», — отмечает Нишиаки.
Радиоуглеродный анализ датирует фигурку периодом между 6400 и 6100 годами до н.э. — незадолго до широкого распространения земледелия в этом регионе. Эта находка служит вещественным доказательством поэтапного и неравномерного перехода к новой экономике — так называемая «гипотеза этапности». Новые технологии и образ жизни (одомашненные растения, животные, керамика) проникали в регион медленно и фрагментарно, наслаиваясь на старые верования и практики.
Интересно, что в более поздних, полностью неолитических поселениях той же культуры Шомутепе находят уже глиняные человеческие фигурки, но не каменные. Однако дамджилийская фигурка показывает, что переход не был резким отказом от прошлого. Люди сочетали новые земледельческие практики с древними мезолитическими символами. Таким образом, эта миниатюрная каменная фигура — не просто артефакт, а символ культурной адаптации.













