Один день из жизни древних людей
Только не надо думать, что древние «троглодиты» были лишены милосердия и чувства прекрасного — они любили и творили, пели и танцевали, лечили ближних и поклонялись духам. Жизнь их была разной.
Утро
Вопреки стереотипам, первое, что вы увидите, проснувшись поутру, — не высокие своды пещеры, а изящный узор из переплетенных оленьих рогов. Стенами вашего дома служат черепа и кости мамонтов, их закрывают мохнатые шкуры. Кое-где со стен осыпается земля — ею вы заполнили промежутки между костями, чтобы не дуло. С виду ваш дом напоминает ярангу.
Вы слышали, что некоторые люди живут в углублениях в скале, но найти теплую и просторную пещеру нелегко. Поэтому вы строите жилища из подручного материала: костей, камней, деревьев и звериных шкур.
Вы — мужчина, поэтому живете справа от очага, на мужской стороне хижины. Рядом с вашим ложем из охапки сухой травы и шкур — ваши верные помощники: кремневые топоры, наконечники стрел и копий, фигурки животных. На левой стороне, отделенной от вашей деревянным столбом и перегородкой из шкур, находятся женские вещи: ножи, скребки, костяные иглы, украшения и статуэтки, которые потомки назовут палеолитическими венерами.
Потягиваясь, вы выходите наружу, чтобы глотнуть приятной утренней свежести. Свод входа в ваш дом прекрасен. Вы с удовольствием вспоминаете, как строили его вместе со своей семьей этим летом: в альвеолы мамонтовых черепов вставили самые длинные бивни, которые сошлись над входом. А чтобы они не обрушились, соединили их концы еще одним бивнем, спиленным по косой. Получилась красивая полукруглая арка.
Пройдя под ней, вы оказываетесь во дворе и видите, как женщины, усевшись на скамью, сделанную из плечевой кости мамонта, что-то ковыряют за столом (им служит лопатка того же мамонта) тонкими кремневыми отщепами. Это мелкие бусины из бивней мамонта. Тысячи таких уже украшают вашу шапку и меховой комбинезон, к которому крепко пришиты меховые же сапоги, напоминающие унты.
Завтрак будет голодным: немного липкой каши из диких злаков да горсть сушеных ягод. Вы почти постоянно хотите есть, так как пищи всегда не хватает, а с утра особенно. Надо идти на охоту.
День
Вы ждали его с надеждой и страхом. Такой бывает лишь раз в году, когда олени проходят через эти края на юг — зимовать. Путь их неизменен веками. Его узнали еще ваши прадеды, знаете о нем и вы. Самая крупная добыча — мамонт, но убить его — удача, поэтому сегодня в ваших планах олени.
Только для начала нужно отдать дань духам охоты. Иначе ничего не получится. Все мужское половозрелое население общины уже готовится совершить священный обряд. Вы берете свое лучшее длинное копье с острым, как бритва, кремневым наконечником и идете к небольшому участку пляжа возле реки. Вооружившись палками, старательно вырисовываете на песке фигуры будущей добычи — оленей.
Лучше, конечно, когда животные изображены на прохладных сводах пещеры или, что еще приятнее для духов, сделаны из глины (именно такие изваяния сотворило племя по соседству). Но в вашем распоряжении нет даже скалы, да и глины тоже мало, так что приходится использовать песок. Покрепче ухватив копье, вы бросаете его в песочные силуэты. То же делают и ваши соплеменники — чем больше попаданий, тем удачнее будет охота.
Бесшумно подкравшись к реке, вы ждете. Если издать хоть один тревожащий звук, чуткие звери испугаются и разбегутся, уйдут на юг другими дорогами. Зима обернется катастрофой, как в прошлом году, когда умерли все ваши дети, несколько сестер и братьев, — охота тогда не удалась.
«Кра-кра». Наконец вы слышите приятный и уже почти забытый для вас звук — глухой стук рогов друг о друга. Это олени, они подходят к пологим берегам реки, чтобы переплыть на другую сторону. Выглянув одним глазом из камышей, вы видите стадо. У переправы уже толпятся тысячи животных. Первый — крупный самец — пошел! А за ним остальные.
Вода забурлила, сейчас самое время! Воздух задрожал от свиста копий. Удача благоволит вам, и ваши собратья уже затаскивают добычу в лодки. Зима будет сытой, слава духам.
Есть и потери. Один из охотников тяжело ранен. Его голова пробита ударом мощного рога. Рана серьезная, и, чтобы ее залечить, понадобятся лекарства: примочки из тысячелистника, настой желтого василька, крестовника, эфедры и алтея. Знания об этих травах в общине передаются из поколения в поколение, а старожилы помнят, что они достались людям от маленьких, но необычайно коренастых, широкоплечих чужаков с большими носами и рыжими волосами — потомки назовут из неандертальцами. Муж одной из дальних родственниц был одним из них (подумать только, у них даже были дети, одновременно похожие на стройную смуглую и черноволосую кроманьонку и на голубоглазого неандертальца!).
Шаман, живущий, как водится, на окраине поселения, разгоняет всех свидетелей, а потом шепчет над раненым что-то непонятное, периодически вскрикивая ужасным голосом и закатывая глаза. В самом конце ритуала он достает деревянную куклу-марионетку и грозно потрясает ею в воздухе, вопрошая что-то. Но духи отказываются помочь.
Смерть — обычное явление в поселении, так что долго никто не горюет. Один из мужчин берет в руки кремневый нож и ловкими движениями снимает с покойника кожу, отделяя мясо от костей. Костер уже горит. Отважного охотника надо съесть, дабы перенять его силу и смелость. Оленями займутся позже.
Вы едите быстро, как волки. И вспоминаете, как несколько лун назад вот также ели человека из соседней общины. «Ближнего убивать нельзя, а соседей иногда можно, по крайней мере если есть угроза воровства ценных запасов. Хотя есть человечину и убивать людей приходится редко», — думаете вы...
А потом помогаете рыть неглубокую яму и укладывать скелет на бок. Останки надо засыпать сверху охрой и придавить каменной плитой, чтобы мертвый не выбрался в мир живых.
Много смертей окружает ваше племя в последнее время. Духи явно требуют подношений. Завтра они их получат — двух детей из племени, брата и сестру, которых давно готовили к этой цели (мальчик, согласно обычаю, к примеру, давно не ест мясо). А потом положат в их могилу драгоценности: несколько дротиков из выпрямленного бивня мамонта, костяные кинжалы, кремневые ножи, огромные когти пещерного льва, и похоронят со всеми почестями, уложив голова к голове.
Вечер
Позади сложный день. Ваши близкие заслужили праздник. В центре поселения уже горит большой костер, а сородичи приготовили флейты из бивней мамонта, молотки из рога северного оленя и барабаны из шкур животных. Инструменты богато украшены и достаются только в особые дни, как сегодня.
Искры от костра уносятся в небо, звучит музыка, и появляется оно — неведомое существо с длинной бородой, оленьими рогами и конским хвостом, с белыми полосами на измазанном углем теле, с ногами человека и когтями пещерного медведя. Дым от огня скрывает силуэт, давая волю воображению, и вот вы уже танцуете, повторяя за перевоплотившимся шаманом его безумные пляски.
Час-другой — и все стихает. Вы вместе с другими мужчинами перемещаетесь в большую длинную хижину, где шаман уже в привычном человеческом обличье расскажет вам то, чего никак не могут слышать женские уши, — откуда произошел мир.
Разложив перед собой костяные фигурки птиц, нанизанные на шнурок, чуринги и костяные пластины, он начинает: «В начале времен мир был покрыт водой. Летали над ним птицы. Садились они на воду, но негде им было свить гнездо. Нырнула гагара, но не смогла достать до дна, не смогла принести земли. Тогда нырнул лебедь. Еле-еле донырнул он до глубокого дна, ухватил горсть песка и поднял на поверхность. Раскидал песчинки вокруг, так и возникла суша. Стали птицы вить гнезда, стали и другие звери жить на земле».
Теперь вам известна тайна мироздания. С легким сердцем вы отправляетесь в свое жилище, где во сне продолжите охотиться на оленей.
Статья является интерпретацией археологических находок времен палеолита. В материале использованы данные из книги антрополога Станислава Дробышевского «Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей», а также сведения из этнографии — например, миф о сотворении мира, так называемый «миф о ныряльщике».