Грибы в Чернобыле развили необычную способность: почему радиация им не вредит
Чернобыльская зона отчуждения, покинутая людьми почти 40 лет назад, оказалась вовсе не безжизненной пустошью. Некоторые организмы, кажется, чувствуют себя в этом радиоактивном месте прекрасно. Более того, для одного вида грибов смертоносное излучение, похоже, стало источником жизни, пишет Science Alert. Ранее мы писали, как мох пережил 9 месяцев в открытом космосе.

Ученые обнаружили на внутренних стенах разрушенной АЭС, в одном из самых радиоактивных зданий на Земле, странный черный грибок. Он называется Cladosporium sphaerospermum. Его главная особенность — темный пигмент меланин. Исследователи предполагают, что с его помощью гриб может использовать ионизирующее излучение для получения энергии, подобно тому, как растения используют солнечный свет для фотосинтеза. Этот гипотетический процесс даже получил название «радиосинтез».
Все началось в конце 1990-х, когда украинские микробиологи под руководством Нелли Ждановой нашли внутри саркофага разрушенного реактора целое сообщество из 37 видов грибов. Почти все они были черными из-за обилия меланина, а доминировал среди них как раз C. sphaerospermum.

Позже группа американских ученых во главе с радиофармакологом Екатериной Дадачевой и иммунологом Артуро Касадеваллом экспериментально доказала: в отличие от других организмов, этот гриб не просто выживает под воздействием радиации, а растет лучше. Ионизирующее излучение, которое разрушает ДНК и убивает клетки, для него — не помеха, а возможно, и преимущество.
В 2008 году исследователи впервые выдвинули смелую гипотезу. Они предположили, что меланин в клетках гриба работает как аналог хлорофилла, улавливая энергию ионизирующего излучения и превращая ее в химическую. При этом тот же пигмент служит и защитным барьером.
Интригующие результаты дал недавний эксперимент, когда образцы гриба отправили на Международную космическую станцию. Выяснилось, что слой C. sphaerospermum, размещенный снаружи МКС, заметно снижал уровень космической радиации, проходящей сквозь него. Это открыло перспективу использования гриба в качестве биологического щита для будущих длительных космических миссий.
Однако главная тайна так и остается неразгаданной. Ученым до сих пор не удалось окончательно доказать существование радиосинтеза. Неизвестен конкретный биохимический механизм, с помощью которого гриб мог бы «питаться» радиацией.
«Реальный радиосинтез еще предстоит доказать, — отмечает команда исследователей под руководством инженера Нильса Авереша. — Мы не знаем, фиксирует ли гриб углерод под воздействием излучения или использует его энергию для метаболизма».
Более того, подобное поведение — редкость даже среди «черных грибов». Некоторые виды под воздействием радиации просто вырабатывают больше меланина для защиты, но не ускоряют рост. Так что же происходит с Cladosporium sphaerospermum в Чернобыле? Является ли его невосприимчивость к радиации уникальной адаптацией «питания»? Или это просто крайняя степень стрессовой реакции, повышающей шанс на выживание? Один факт остается неоспоримым: гриб каким-то образом использует ионизирующее излучение, чтобы процветать там, куда людям вход воспрещен.













