Известный с XIX века корабль викингов оказался судном XV века
Затонувший корабль, который почти два столетия считали наследием эпохи викингов, наконец, обрел свою настоящую историю. Лежащий на дне бухты Ландфьерден, недалеко от Стокгольма в Швеции, объект, известный как «Обломки 5», оказался кораблем позднего Средневековья. Новейшие исследования показали, что его построили в 1480-х годах, а возможно, и еще раньше — в 1460-х, пишет Earth.com.

Археологи обнаружили затонувшее судно еще в XIX веке. О находке писали местные авторы в 1800-х годах. Они были уверены, что нашли легендарный корабль викингов. Однако современные методы исследования — в частности, анализ древесины — расставили все по местам.
Эта переоценка — результат работы специалистов из сети Шведских национальных музеев мореплавания и транспорта, которые изучили региональные архивы и провели тщательное обследование морского дна. К слову, скандинавские корабли находили не только возле берегов Европы, но и на Карибах. Также мы писали про хитрости корсаров XVII века.
Судно построили с помощью шпунтового крепления — метода, который кардинально изменил судостроение в Северной Европе. Он позволил строить более прочные, вместительные и устойчивые корабли, способные перевозить больше грузов и мощное вооружение.
Веками в Северной Европе корабли строили «внакрой» — это так называемая клинкерная техника. Доски обшивки в ней накладывались друг на друга, словно чешуя, что делало корпус легким и гибким. А вот в Средиземноморье использовали более прогрессивный метод — карвель. Доски ставили встык, кромка к кромке, на прочный каркас. Такой корпус получался гладким и невероятно крепким. Разницу видно невооруженным глазом: у одного корпуса — ребристые бока, у другого — гладкие. Именно этот, южный метод, и был использован при постройке «Обломков 5». Скандинавские кораблестроители переняли передовую технологию и адаптировали ее к своим условиям.
Точно сказать, когда был построен корабль, помог дендрохронологический анализ — метод изучения годичных колец древесины. Специалисты из Лундского университета сравнили образцы с затонувшего судна с данными по лесам юга Швеции. Выяснилось, что дерево для корабля срубили в конце XV века. Скорее всего, его привезли из Кальмара и Блекинге — регионов, где находились верфи, строившие корабли для плавания по Балтике.
Карвельная конструкция — это не просто дань моде. Она позволила кораблям нести тяжелые пушки. Прочный корпус мог выдержать отдачу от выстрелов. Строители стали вырезать в бортах специальные орудийные порты и дополнительно укреплять суда.
Чтобы сохранить каждую деталь и спланировать будущие исследования, команда создала точную 3D-модель затонувшего судна. Для этого использовали метод фотограмметрии — сотни перекрывающихся подводных фотографий сложили в единое цифровое полотно.
Эта виртуальная модель позволяет ученым изучить мельчайшие детали конструкции — как соединены рамы, как доски крепятся к шпангоутам — даже не погружаясь в холодные воды Балтики. Она же становится бесценным инструментом для образования, позволяя показать корабль всем, кто никогда не сможет его увидеть лично. А коллекция уникальных кораблей викингов есть в музее в Норвегии, правда однажды историки чуть не лишиились ее.
Сейчас археологи ищут финансирование для полноценных раскопок. Если средства найдутся, специалисты смогут аккуратно взять образцы древесины, чтобы уточнить детали конструкции — размеры, стиль каркаса, планировку палубы. Находки на борту — будь то керамика, веревки или другие предметы — помогут лучше понять жизнь экипажа и торговые маршруты того времени.













