Турье мое: как надоедливых туристов называют в разных странах
Надоедливых и невежественных туристов в разных странах называют по-разному. Российские ученые из УрФУ даже провели целое исследование на эту тему, определив самые популярные жаргонные названия отдыхающих.
Скрытый конфликт между местным населением и туристами выражается, в том числе, в формировании пейоративов — слов с негативной оценкой. В разных языках существует немало пейоративов, связанных с туристами. К примеру, словом piefke («надменный хвастун», «глупый позер») австрийцы сегодня нередко называют немецких туристов. В английском языке распространено слово touron — нечто среднее между tourist и moron («придурок»). Жаргонизм возник в среде смотрителей парков, сейчас его используют по отношению к любому туристу.
В разговорном испанском широкое распространение получило слово guiri — те, кто приезжает из северных стран и краснеет, когда попадает на солнце. Сначала слово было оскорбительным, но с годами утратило негативный смысл, приобретая скорее ироничный оттенок. Еще одно похожее слово — gabacho. Имеет то же значение, что и популярное в странах Латинской Америки нейтральное прозвище иностранцев gringo.
Слова, обозначающие надоедливых путешественников, существуют в России. «Особенно это актуально для тех городов, куда направлено перераспределение туристских потоков, "разгружающее" популярные локации — Сочи и другие города-курорты Краснодарского края. Так, в средних и малых городах России массовых туристов нередко называют пренебрежительным словом "турьё"», — отметила старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма УрФУ Екатерина Бугрова.
Исследователи считают, что основные причины недовольства локальных сообществ — чрезмерное количество приезжих, их некорректное поведение. Сюда относится и неуважение к местной культуре, нежелание говорить на глобальном или региональном языке, ярко выраженное индивидуалистическое поведение. Поводом для недовольства местного населения становятся и социально-экономические причины: снижение качества жизни, рост цен на недвижимость в популярных туристических городах, ухудшение экологической обстановки.
«Это приводит к тому, что местные жители перестают быть заинтересованы в доходах от туризма, а на первый план выходит удовлетворение личных потребностей. В качестве приоритета для местного сообщества выступает собственное благополучие», — добавила автор исследования.