Архипелаг Сан-Блас, Панама: крабы, черепахи, индейский фаст-фуд

Добраться на архипелаг Сан-Блас можно самолетиком на 12 мест, в котором пара расхристанных летчиков только что в карты за штурвалом не играет. Машина перепархивает птичкой-колибри с островка на островок и падает в итоге на аэродром местечка Эль Порвенир—тут взлетка чуть умещается, море ее вечно слизнуть норовит.



Другой путь в Сан-Блас—по земле: тихо-мирно катишь себе по хайвею, потом он становится похож на американские горки, джип кряхтя вползает наверх, с дребезжанием свистом сверзивается вниз.
(здесь--предыдущие части:
1. https://www.moya-planeta.ru/reports/view/arhipelag_sanblas_panama_kak_ustroena_indejskaya_ssr_na_karibah_32128/
2. https://www.moya-planeta.ru/reports/view/panama_indejcy_kuna_arhipelag_sanblas_kokain_i_drugie_radosti_zhizni_32093/)
Итак. Хотя тут есть деревни где живут и где красуются для туристов—вот в этих последних торгуют сувенирами вовсю: можно купить калебас с росписью или вышитую тряпочку-моле, или камешек какой. Индейцы, в отличие от представителей других самобытных культур, еще не приставили китайцев к делу производства самобытных культурных артефактов. А у некитайца фантазия по этой части скудна, 60 веков культуры глядят на варваров разноцветных-разноплеменных варваров как на говно—и справедливо глядит. Главное творческое достижение индейцев куна—это моле: такой тряпичный пэчворк, мануфактурная аппликация. Дерут за нее—страшно сказать сколько: одеяло стоит столько, что дешевле сотнями сэкономленных гринбэксов укрываться. Хотя для меня остается тайной: зачем этим людям деньги? Ну, мелочь—на леденцы, а большие деньги зачем? Женщин в пестром индейском наряде можно встретить в Панама-сити, но большинство туземцев с архипелага не выбирается. Да и закупишься чем-нибудь в столичном молле, а применять-то как—если перебои с электричеством, нет оптиковолокна и сотовой связи? Ну, не солью же и спичками куна-бабы в столице запасаются? Если купить в Панама-сити вояж на самый дальний из островов, то сможешь видеть гримасы тутошнего снабжения: картошка-фри, рис и кетчуп здесь считаются деликатесами, а крабы с лангустами—джанк-фудом. Самые ленивые из индейцев сооружают «копанки» прям за хижиной, где тварей морских содержат вплоть до кухонной казни. А иностранец априори считается человеком культурным, непривычным к грубой пище морских индейцев, а потому кормят его, бай дефолт, макаронами курицей со стероидами. Но если объяснишь поваренку-красному дьяволенку, что хочешь опрощения и дикарской грубости, то будут тебе на завтрак, альмуэрсо и ужин горы членистых ног и клешней. Хотя радует это, по правде говоря, довольно коротко.