Автопутешествие по Крыму - в гостях у рыб и рептилий

Мое первое посещение этого дивного уголка (теперь уже России) началось в конце апреля 2015 года, второе же путешествие было организовано в мае 2016. Майский Крым еще покрыт зелеными лугами и густыми лесами, летом он более засушлив, поэтому мы решили посетить его именно в этот период.

В своем репортаже я расскажу о двух местах, расположенных в окрестностях Севастополя - Балаклаве и Фиоленте. Места эти оказались богаты на живность и за время нашего путешествия мы столкнулись с обилием рыб в Балаклавской бухте и желтопузиков (змееподобных ящериц) на мысе Фиолент.

Останавливалась мы в окрестностях Балаклавы в гостинице Кефало-Вриси, но не смотря на то, что мы бронировали заранее люкс и вносили предоплату, к нашему приезду в наш номер заселили трех постояльцев. Нам же предоставили небольшой номер под люксом с двумя балконами за меньшую стоимость. Номер оказался вполне симпатичным, с красивыми видами на бухту, крепость Чембало и скалы.



После того, как мы разгрузили вещи и разместились в номере, мы вышли осматривать сам город. Балаклава оказалась совсем не большим городом с вытянувшимися по обеим сторонам набережными, на которых пришвартованы множество яхт и лодок.



Этот чисто портовый город протяженностью в 1,5 км практически не заметен с моря. Именно из-за ее неприметности в советское время здесь обосновали секретную базу ремонта подводных лодок, который сейчас служит музеем.

После того как мы прошлись по набережной, купили вина Инкермана в фирменном магазине, мы решили пообедать. Поскольку рыбу здесь хвалят (как и морепродукты), то мы нашли прибрежный ресторан с рыбным меню. Заказали мы уху и султанку, которая на деле оказалось простой барабулькой (правда в Абхазии она была мельче). Почему султанка? Потому что в свое время рыбаки лучшую рыбу (обычно с первого улова) приносили на пробу султану. А барабулька-султанка на черноморском побережье водится в больших количествах. Поэтому она считалась фирменной рыбой как в Абхазии, так и в Балаклаве.



После вкусного обеда мы пошли к крепости Чембало и забрались на холм, с которого открывался всеобъемлющий вид на Балаклаву.



Вид, охватывающий весь город, оказался живописнее самого города. Холм во всю благоухал травами, которые мы решили найти и собрать. Изучив окрестности, мы обнаружили причину такого аромата. Весь холм был усыпан чабрецом (он же тимьян, если используется в качестве специй) и нам удалось собрать целую кипу душистой травы.


Из-за облачной погоды и холодного ветра нам не удалось осуществить план с купанием. Поэтому мы вернулись обратно в номер, сварили и выпили чая с чабрецом, оделись теплее и снова вышли в город. Пока прогуливались по набережной, нас привлекли ароматы, исходящие из булочной Dolce (Дольче). Цены и выбор приятно нас удивили, поэтому мы взяли по ягодным булочкам и решили придти сюда на завтрак.

Начало темнеть и всюду стали зажигаться огни и фонари. Мы в свою очередь поднялись на склон у крепости Чембало и стали ждать темноты, чтобы издали наблюдать за огнями ночного города и его мирно текущей жизнью.



Утром мы выехали с номера и отправились в город. Припарковаться и проехать (а на узких улочках города, где и без того много машин было не легко) нам помог парень, который сразу же предложил свои услуги по прокату яхты на 2 часа, прогулке до мыса Айя или до Фиолента. Он нас заманил дегустацией им же приготовленных блюд из рыбы или морепродуктов местного улова. Если бы мы располагали бОльшим временем, то конечно же воспользовались бы заманчивым предложением. Но, увы, мы были ограничены во времени, поэтому взяли его контакты и отправились к уже приглянувшемуся нам месту - булочной Dolce завтракать.



Потом мы обогнули бухту и поехали на другой его берег, где располагался музей подводных лодок. Нас там уже ожидало обилие людей и машин у кассы. Припарковались, встали в очередь и медленно продвигались к кассе. От момента, когда мы встали в очередь, до начала экскурсии прошел час, притом что экскурсии проводятся каждые 20 минут с группами до 50 человек.



Экскурсовод-девушка ввела нас в курс дела прошлых лет и текущего положения вещей. Ранее Балаклава была закрытым городом из-за секретной военной базы, построенной в годы холодной войны для ремонта небольших дизельных подлодок. Ныне база не функционирует по изначальному назначению в связи с невостребованностью (ремонтироваться могут лишь устаревшие виды подлодок, современные не подходят по ряду параметров, в том числе не проходят по габаритам).



За время экскурсии нам попался очень хитро спланированный трюк. В конце туннеля, освещенного едким желтым светом, нас ожидали муляжи в униформах. Смотрелось на самом деле жутко. Кроме того, попадались коридоры, полностью освещенные красным светом.

По словам экскурсовода секретную базу закрыли из-за разглашения и несоблюдения секретности самими работниками. Да и после распада СССР, оставшееся успели разграбить основательно. Лишь в последние десятилетия базу переквалифицировали в музей подводных лодок и фортификационных (оборонительных) сооружений. А секретность в свое время соблюдалась настолько, что работникам предоставляли малую часть информации. Сам город тоже не обозначали на картах и он фигурировал лишь в засекреченных документах.



Все помещения были спланированы и сконструированы с учетом полной звуко- и газоизоляции от возможного атомного взрыва и взрывной волны. Герметизация и технология защиты просто поражала. Украшением музея служили прототипы подлодок, экипажа и военной формы, а также изоляционных дверей весом в 2-3 тонны. Местами было жутковато, но потраченные 1,5 часа экскурсии стоили того.



Во время следующего путешествия, предпринятого в мае 2016 года, мы проехали по правому берегу Балаклавской бухты, где был расположен музей дизельных подводных лодок. Оставив машину чуть поодаль, мы прошли пешком к пляжу Васили.



Первым делом мы забрались на каменистый холм, с которого открывался вид на пляж и скалу Васили с одной стороны, а с другой – на край Балаклавской бухты с крепостью Чембало.



На обратном пути мы заехали в Балаклаву за булочками пекарни Dolce.



В случае, если бы мы нашли способ за 400-500 руб. с человека добраться до Затерянного мира, мы были готовы взять морскую прогулку. Но получасовая прогулка лишь по Балаклавской бухте стоила 1,5 тысячи рублей, в то время как двухчасовая прогулка с уловом и обедом стоила 2,5 тысяч. Арендовался сам прогулочный катер вне зависимости от количества человек на борту. Вчетвером прогулка была бы вполне выгодной, но на двоих – нет.



Мы решили просто продегустировать местную рыбку – барабульку ( она же султанка), ставридку, катран (черноморская акула) или камбалу. Нашли подходящее по цене и оформлению заведение и заказали себе жаренного катрана и уху – юшку, обошедшиеся нам за 2,5 тыс.



После Балаклавы мы направились к Фиоленту и оставили машину у въезда в одноименный санаторный поселок, поскольку въезд осуществлялся строго по пропускам. Пройдя около 2х километров до края мыса, мы открыли для себя алое маковое поле на фоне прекрасных видов морской глади, волн и скал.



В скалах Фиолента прослеживались элементы и с других скалистых достопримечательностей Крымского полуострова. Так например, здесь можно было найти и светло-желтые отвесные скалы Тарханкута, и отколовшиеся скалы урочища Джангуль, и темные вулканические скалы Кара-Дага.



Растянувшийся на много километров берег мыса Фиолент хорошо просматривался с того самого места, куда мы вышли. А голубизна моря и бьющиеся о скалы пенящиеся волны придавали особую привлекательность данному месту.



Мы прошли на другую сторону мыса, с которого просматривался Яшмовый пляж, пляж Васили и затерянный мир.



К яшмовому пляжу мы потом и направились с целью ночлега. В районе 4х часов мы оставили машину на территории поселка и пошли к Георгиевскому монастырю.



На пути к монастырю на краю скалы установлен мемориал, посвященный А.С. Пушкину, органично смотрящийся на фоне окружающих пейзажей.



От самого монастыря, построенного на скале, вниз к яшмовому пляжу ведет довольно длинная лестница. Если где-то посередине пути-лестницы отойти от основной тропы в сторону, то можно выйти на довольно просторную площадку, с которой открывался вид на море и скалу с крестом.



Площадка эта отчасти просматривается сверху, но если установить палатки под деревьями и вблизи кустов, то, сливаясь с окружающей растительностью, она становится совершенно незаметной. Разведав это, мы решили остановить свой выбор на этом месте и спокойно переночевать там с наступлением темноты.



Мы решили прогуляться по окрестной территории и позже установить палатку. Ближе к шести вечера мы припарковали машину в надежном месте, собрали все необходимые вещи в рюкзаки и направились к тропе. На присмотренной нами площадке располагались остатки древнего фонтана-бассейна и была уже установлена палатка. Мы поставили свою палатку на другой стороне площадки под сенью деревьев.



В данном путешествии мы не обходились без братьев наших меньших. Данная местность также готовила нам не мало сюрпризов. После того, как мы установили палатку и начали готовиться к ужину мы обнаружили, что место, которое мы выбрали для ночлега, кишит змеями-гадюками болотной расцветки. Водятся они в основном в камнях и при нас старались погреться на солнышке. В свете обнаруженных обстоятельств мы убрали все вещи в палатку и плотно ее закрыли, чтобы никто случайно не смог туда проползти.



Мы обратились к товарищам, установившим палатку по соседству. Двое местных (из Крыма) мужчин уже третью неделю устроили себе отдых на Фиоленте и разместили палатку на упомянутой площадке. Обнаружив змей, они стали интересоваться и искать по ним информацию, которой они с нами и поделились. Змеи эти не ядовитые для человека (их укус к летальному исходу привести не может) и перед тем как напасть, осуществляют 3 предупредительных движения: поднимают голову, начинают шипеть и если опасность их не миновала, то кидаются на своего врага (а прыгать они умеют на расстояние до 3х метров). Сказать по правде, нам они показались какими-то подслеповатыми, поскольку подползали к нам практически вплотную и не замечали нас. Учитывая тот факт, что они могут прыгать на 3 метра, они подходили к нам на расстояние полуметра. Нам приходилось постоянно шаркать и шуметь для того, чтобы обратить на себя внимание. Как только они нас слышали, они поднимали голову и после того, как замечали нас, резко меняли свою траекторию движения и уползали в другое место. За какие-то 20-30 минут, что мы за ними следили и сторонились, в окрестностях палатки проползло не менее 20 змей. Отчего мы стали относится к ним снисходительнее, хотя ночевать все равно было страшновато.



У нас было только два варианта – остаться на ночлег здесь либо же собрать палатку и уехать на полюбившуюся нам бухту Ласпи . Во втором случае мы бы приехали на место затемно и нам перед этим предстояло пройти по плохо освещенной чаще леса, кишащей змеями (при свете дня это кажется не столь безрассудным, но не с наступлением темноты). Поэтому мы решили дать змеям знать, что мы заняли их территорию (нас они боятся не меньше, чем мы их), и остаться ночевать на Фиоленте. Тем более, нас обнадеживал тот факт, что наши соседи уже 3 недели базировались на этом месте и до сих пор не были укушены. Так мы не стали менять свою дислокацию, во время заката приготовили ужин и легли пораньше спать, плотно закрыв за собой палатку. К нашему счастью, ночью и утром змеи нас больше не беспокоили.

В ответ на публикацию данной статьи я стала получать комментарии о том, что вовсе не змей мы встретили на Фиоленте, а желтопузиков (змееподобных ящериц). На тот момент мы приняли на веру все, что нам сообщили наши соседи, расположившиеся на той же самой площадке, поэтому были уверены в том, что встретили змей. В любом случае, обе рептилии не ядовитые и особо вреда от них мы не получили.

Молодой человек выдвинул предположение, что их притягивала мистическая сила данного места, а развалины, которые мы приняли за фонтан, были не чем иным, как местом для совершения обрядов или жертвоприношений. Судить о том, могло ли это быть так не приходиться. Но все местность обладает особой энергетикой. Мое предположение - это как-то связано с храмом Артемиды. Многие античные историки упоминают о том, что в Таврике находился храм Девы — богини, особо почитаемой таврами. Согласно одной из версии, он мог вполне находится на Фиоленте. О развалинах храма Артемиды, который, по преданию, находился у мыса Георгиевского монастыря на Южном берегу Крыма, размышляет и автор «Путешествия по Тавриде», друг А. С. Пушкина — И. М. Муравьев-Апостол: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы». Так что, вполне возможно, что мы ночевали у развалин древнего храма, где любили погреться на солнышке змееподобные рептилии.


Цикл репортажей "Автопутешествие по Крыму":
Винный тур по Крыму
Античный Пантикапей (Керчь) и "богом данная" Феодосия
Край голубых вершин, дивного моря и вин
Крепостная Сугдея (Судак) и райский Парадизио (Новый Свет)
Две ипостаси высокогорных территорий (Демерджи, Ай-Петри)
Пещерные города в окрестностях Бахчисарая