Автопутешествие по Крыму - Пещерные города в окрестностях Бахчисарая

Мое первое посещение этого дивного уголка (теперь уже России) началось в конце апреля 2015 года, второе же путешествие было организовано в мае 2016. Майский Крым еще покрыт зелеными лугами и густыми лесами, летом он более засушлив, поэтому мы решили посетить его именно в этот период.

В своем репортаже я расскажу о трех знаменитых пещерных городах, расположенных на территории Крымского полуострова близ города Бахчисарай - Чуфут-Кале, Мангуп-Кале и Эски-Кермен.

В мае 2015 года после посещения ханского дворца в Бахчисарае, мы решили подняться еще выше с целью посещения городища Чуфут-Кале. Мы оставили машину чуть поодаль от платной парковки, взяли пустой галлон для набора святой воды и отправились к Успенскому мужскому монастырю.



Как и черногорский Острог, бахчисарайский монастырь высечен в скале и построен из белого камня. Правда, в отличие от своего черногорского собрата, русский аналог древнее. Сама церковь расположена на возвышении, а часть высечена из камня в скале. На противоположном конце скалы велись работы по строительству возможно нового флигеля или нового монастыря.



Мы прошли дальше по той же тропе, что привела нас к монастырю, вверх к пещерному городу (или «кале») Чуфут. Естественное природное укрепление в форме скал позволило создать целый город. К сожалению, внутрь города впускали до 17.00, а мы опоздали всего на несколько минут. Нам удалось только осмотреть внешнюю крепостную стену (она же окончание скалистой стены) со зданиями сверху и углублениями в форме пещер у основания скалы.



Чуфут - по идее самый хорошо сохранившийся из крымских пещерных городов, но нам удалось осмотреть его лишь внешне. Но то, что я увидела, впечатлило меня настолько, что на обратном пути экспромтом придумался стих:

Пещерный город на скале
И звать его Чуфут-Кале.
Обрывом окружен с трех сторон,
Пещерами, ущельем полон он.



Впоследствии мы приняли решение добраться до наступления темноты до городища Мангуп, разбить палатку у его окрестности, и к утру предпринять подъем и осмотр Мангуп Кале. Вернулись обратно к машине по той же тропе, что взбирались, а по пути набрали святой воды.

На Мангупе оказалось холодновато для ночевки в палатке, да и стало темнеть уже (мы не успели бы засветло взобраться на гору, найти площадку, разбить палатку и приготовить ужин), так что мы стали искать, у кого можно было бы переночевать. Взяли с нас 1000 руб. за вполне приличный номер (мне было достаточно наличия теплой воды, мягкой кровати и WiFi). Хозяин заведения стоит отдельного упоминания, поскольку редко можно встретить такую личность.

Устроив нас в номере, он пригласил к себе попить чаю, а сам в это время советовал, что стоит посетить на Мангупе. Рассказывал он много и долго (почти 2,5 часа), но увлекательно, так что мы и не заметили, как стемнело. Чувствовалось, что он нашел своё жизненное кредо в окрестностях Мангупа, ради чего оставил семью и перебрался из Санкт-Петербурга в Крым. Он был настолько увлечен местностью, его историей, облекаемой мистикой и религией, что это передавалось слушателю. Создавалось впечатление, что он читал, искал, собирал много фактов и, не удовлетворившись найденным, создал свою собственную теорию, не лишенную логики и исторической точности. Не могу сказать, что его видение вызывало отторжение, но с некоторыми пунктами я бы все таки поспорила. Он хотя бы выстраивал все в логическую причинно-следственную цепочку.

Вкратце, он рассказывал о том, что были тавры (горцы), аланы (пастухи), готы (колонисты-захватчики), татары (кочевые пленники-изменники, которых османская империя пускала на передовую) и караимы (татары, принявшие и почитающие иудаизм, но не считающие себя евреями), и постепенно шло их расселение по Мангупу. Советовал следовать определенному маршруту и посещать те или иные места пещерного города (кале). Главное - благодаря ему мы сами загорелись желанием все увидеть и осмотреть, не смотря на ранний подъем, хождение по протяженным территориям и подъем на скалу. Все оказалось не так просто, и это место имеет свою историю и реальность, атмосферу и мистику, а возможно даже и душу.



Проснувшись утром позже запланированного, мы позавтракали и в 10 начали подниматься в гору. Через каждые 100 метров набора высоты стояли скамейки для отдыха, по пути к освежающему роднику с чистой и холодной водой нам попались 3. Занимала я себя стихосложением и на завершающем этапе подъема был уже готов следующий стих:
Пещерный город на горе
Все величат "Мангуп Кале".
В отличие от своего собрата
Крупнее он его в три крата.
Тройным ущельем и рвом
Он окружен со всех сторон,
Четыре пальца образуя.
Ну а враги лишь негодуют.



Если смотреть с высоты на Мангуп, то она действительно будет походить на раскрытую ладонь с четырьмя пальцами. Именно и на этой возвышенной равнине, обосновались древние поселения. Пройдя через некрополь (кладбище древних кераимов), мы вышли на южный склон (между 3 и 4 пальцами) мангупского поселения.



Встретившиеся на пути первыми базилика и дворец были просто руинами местами с хорошо сохранившейся кладкой стен. Раскопки в городе ведутся и по сей день, поэтому не удивлюсь, если лет через 5-10 из этих руин раскопают вполне законченные сооружения. Было бы занятно увидеть результаты трудов археологов и сравнить получившиеся постройки с имеющимися ныне руинами. Полагаю, что строились они на византийский манер выходцами из Византии, не смотря на то, что до них здесь были поселения готов-аланов.



Вся территория была испещрена пещерными проходами с сохранившимися ступенями, ведущими к небольшим помещениям (скорее всего жилым). Лестничные проходы вели к прохладным полуподвальным помещениям с небольшими окнами, с которых открывался вид на скалистые и покрытые густой растительностью горы.



Хитрые готы выбрали себе удобное место, куда сложно добираться. Тех же, кто доходил, постигала участь быть заваленным с городища камнями, раскаленной смолой и бог весть еще чем. Так что долгое время им удавалось отражать вражеские набеги. Да и скрытые под землей пещерные дома и сооружения сложнее обнаружить с подножия горы. На Чуфуте пещерами у подножия пользовались готы, но на вершине все равно были высокие сооружения, а на Мангупе все было скрыто под землей.



Мы также посетили пещеру, которую советовал хозяин. Раскрашена она изнутри танцующими девушками, слоном и другими персонажами индусской мифологии. Но примечательна она не этим, а своей замечательной акустикой. Так что каждый может здесь себя почувствовать отличным певцом в камерном зале.



Туркам только на месте не сиделось, разрушили таки центр княжества Феодоро - Мангуп Кале - при помощи гранитных ядер. Восстанавливать город после этого не стали, так и остался он зарастать и превращаться в руины.



Истории, рассказываемые ранее хозяином, конечно красочные, при помощи фантазии можно было возродить картины прошлого, но ожидалось все таки большего от города. С другой стороны, без его историй не возникло бы желание увидеть это место, да и осознание всего произошедшего здесь за века не появилось бы, тем самым не позволило бы выстроить в голове и воображении целостную картину.



Местность здесь конечно изумительная, особенно с высоты, и совсем не ощущаешь пройденный долгий к ним путь. Мы нашли обратную дорогу и спускались уже в хорошем расположении духа (шутили про татар, их кухню, авторские права и гОтов). Спуск был достаточно крутым и быстрым и, добравшись до оставленной машины, мы съели по мороженному и отправились дальше в путь.

В мае 2016 года мы держали путь по Качинскому шоссе, на котором то и дело попадались целые маковые поля. Инкерман гордится своими Качинскими виноградниками и выделяет их в отдельную серию, но ни одного виноградника мы на пути не встретили. Вблизи поселка с говорящим названием Красный мак аллели на фоне зеленой травы и холмов маковые поля.



Первым делом мы забрались на гору Крокодил, по форме вполне соответствующей своему названию.



Поднимались от носа в сторону хвоста и по мере приближения к хвосту подъем становился все круче.



Гора с названием Крокодил представляет из себе небольшую протяженную гору, с которого открываются живописнейшие виды окружающих долин.


Поднявшись на самую вершину (кончик хвоста крокодила), вы можете лицезреть Бельбекскую долину во всей своей красоте.



Вернувшись к машине, мы отправились дальше в сторону пещерного города Эски-Кермен. Утром долго решали, какой именно из пещерных городов нам посетить – Тепе-Кермен или Эски-Кермен. Мы остановили свой выбор на втором варианте, поскольку он был нам ближе территориально и считался самым большим пещерным городом в Крыму. Самый большой именно город, поскольку по занимаемой территории Мангуп-Кале намного больше Эски-Кермен, но у второго самые обширные территории, занятые пещерными застройками.



Дорога к Эски-Кермен была вся в ухабах, поэтому добрались мы до места только к 12.30. Осмотр пещерного города мы начали с дальних южных ворот, в то время как большинство посетителей начинало осмотр с северной части города, для которой характерен более крутой подъем.



На подступе к городищу нашему взору открылись огромные каменные глыбы с дверьми, затерянные в кустах и деревьях. Внутри одиноко стоящих округлых обломков скал высечено пространство, которое используется под храм. Сложно назвать это сооружение полноценным храмом, я бы их охарактеризовала скорее как 3 отдельно стоящие кельи внутри огромных булыжников.

Храм Трех всадников – первая достопримечательность на пути со стороны южных ворот. Названа она так, поскольку на внутренней стене храма хранится фресковая роспись с изображением трех святых всадников. К сожалению двери были закрыты и мы не смогли увидеть фреску, поэтому направились далее по тропе, ведущей вверх.



На вершине расположен главный вход в город с узнаваемыми пещерными домами и улицами. По центральной улице протянулась извилистая колесная дорога, по которой в свое время возможно ездили телеги и колесницы.



Если Мангуп отличает огромная территория, то Эски-Кермен можно смело назвать самым густонаселенным (в свое время) пещерным городом. На сегодняшний день открыто около 400 пещер и уверена это не предел. Перед нами предстал целый город, состоящий из выдолбленных, вырубленных, построенных пещерных помещений различных размеров. И каждое помещение находило свое применение в быту и повседневной жизни: маленькие использовались в качестве хранилищ продуктов, а крупные в основном представляли собой храмы или места, где собирались на разного рода совещания (хотя они могли проводиться и в помещении, отведенном под храм).


Стены помещений сплошь усеяны ракушками и в основной части состоят из горных пород. Проложенные дороги, многоярусовые сооружения и открывающиеся взору виды густых зеленых долин и каменистых гор оставляют в памяти неизгладимое впечатление.



Истертые тысячами ног и лет лестницы все еще сохранили свой облик и по некоторым можно ступать, не боясь поскользнуться. Однако в осадный колодец городища я спускаться не решилась из-за истертой лестницы, темноты и глубины помещения.


Загадочные ровные круглые отверстия на поверхности пещерного помещения могли служить зерновыми хранилищами, хотя существует масса предположений об их назначении. Снизу с дыр видны облака, словно глазницы огромного каменного зверя устремлены на небо.


Практически со всех отверстий открываются прекрасные виды на зеленую долину. Не каждый может похвастаться тем, что с его окна открываются такие живописные пейзажи.


Спускались вниз уже близ Северных ворот Эски-Кермена.


Таким образом, за время двух путешествий по Крымскому полуострову нам удалось посетить 3 самобытных пещерных города:
• Чуфут-Кале - самых хорошо сохранившийся
• Мангуп-Кале - самый обширный по занимаемой территории
• Эски-Кермен - самый большой город по количеству застроенных пещер


Цикл репортажей "Автопутешествие по Крыму":
Винный тур по Крыму
Античный Пантикапей (Керчь) и "богом данная" Феодосия
Край голубых вершин, дивного моря и вин
Крепостная Сугдея (Судак) и райский Парадизио (Новый Свет)
Две ипостаси высокогорных территорий (Демерджи, Ай-Петри)
В гостях у рыб и змей (Балаклава и Фиолент)