Балахнинское кружево

История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения сейчас оспаривают Италия, Бельгия и Франция.

Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции европейских мастеров, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого состоит в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц!

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII—XIX веках был древний город на Волге - Балахна, в котором плели балахнинское кружево




С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством... Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.

Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.


Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения - самая сложная и трудоёмкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более! Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.

Балахнинцы создали особый балахонский манер. Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые виноградные косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

Хороши также известные мотивы - балахонская роза и огурец. Балахонская роза стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев.

В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья - тонкого шёлка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.

В 1912 году Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.

В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее. На выставке представлено около 100 образцов балахнинского кружева середины XIX - начала XXI века, среди них: косынки, шарфы, жилеты, салфетки, наволочки, подзоры, дорожки, воротники, манжеты... Старинные кружевные изделия, бережно собранные сотрудниками Балахнинского краеведческого музея, и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой.



Сколок и барабан



Результат труда и процесс



Типы коклюшек