Беларусь. Вода в легендах и народной медицине

Легенды

Самые древние белорусские легенды называют воду истоком всего живого. Из воды произошёл весь мир, и воде известны все мировые тайны. Если белорус не знал ответа на вопрос, то всегда отвечал: "А вада яго ведае". ( "А вода его знает".)

Наши предки делили воду на подземную, земную и небесную. К подземной воде относились озёра, созданные в изначальные времена творения мира. Их поверхность Бог сделал границей между Этим Светом и Подводным царством. Озёрной воде он дал характер "стаючай",  "стоячей". Самое большое озеро Беларуси, Нарочь, находится в Минской области. Его ещё называют Белорусским морем. Нарочь похожа на огромную голубую чашу, в середине которой зеленеет остров.

Озеро возникло в результате таяния Валдайского ледника. Но народ создал свою красивую легенду о происхождении Нарочи. В стародавние времена жила некрасивая девушка Алёнка, чёрная и рябая, как сама земля. Любил её хороший и работящий парень Андрейка, прекрасный певец и музыкант.  Андрейке было обидно, что люди называют его любимую некрасивой и неказистой. От обиды родилась у него грустная песня о любви. Песню услышал добрый чародей и подарил Алёнке волшебное зеркало. Лишь только взглянула девушка в зеркало, как стала такой красавицей, что земля посветлела от её красоты. Обрадовались влюблённые, но ненадолго. О красоте Алёнки улышал местный магнат. Он велел привезти Алёнку в замок и  там объявил, что красота девушки - достояние его страны. Алёнке запретили покидать замок и видеться с Андрейкой. Тосковала девушка в магнатском замке и винила зеркало за своё заточение. Как-то раз бросила она зеркало на пол. Оно упало и разлетелось на осколки. Из осколков появилась криница. Бурлящие светлые воды криницы затопили замок и всех, кто в нём находился. Когда всё успокоилось, люди увидели вместо замка зеркальную поверхность озера. Его назвали Нарочь. что значит "наречённая".

Озеро Дривяты в Браславе, городе Витебской области, тоже ледникового происхождения. В прошлые времена его вода была сильно насыщена кислородом и считалась лучше колодезной. 

Браслав - популярный туристический центр и курорт.

 

История Браслава наполнена множеством легенд. Одна из них - о чудотворной иконе Матери Божией Браславской, называемой "Владычицей озёр".

Икона находится в костёле Рождества Девы Марии. История костёла, в прошлом деревянного, началась в XV веке. В 20-е годы  XIX  века храм сгорел во время пожара. В 1824 году  было построено каменное здание. Его реконструировали в 1897 году, придав черты неонорманского стиля. 

Икона Браславской Божьей Матери известна с конца XV века. Многочисленные паломники стекались тогда на богослужения в Браславский мужской монастырь, сначала православный, потом униатский, расположенный на острове Кляштар в центре озера Неспиш, что недалеко от Браслава. Монахи соорудили мостки, соединявшие остров с берегом, и богослужения проходили прямо на берегу. В 1832 году в монастыре случился пожар от удара молнии, и он сгорел. Но икона уцелела и чудесным образом оказалась на небольшом острове Святой в том же озере. Её перенесли в Браславский костёл с соответствующими торжественными церковными обрядами. Но на следующий день икона пропала. Спустя время её нашли на прежнем месте. Снова провели обряд переноса иконы с острова Святой в Браслав. И опять икона "вернулась" на  остров. Тогда было решено поручить принести икону в городской костёл двум раскаявшимся преступникам. Во главе церковной процессии они доставили икону  с острова и внесли в костёл. И только после этого святыня, покровительствующая Браславщине, "согласилсь" остаться в городе. Её хранят в закрытом деревянном алтаре и достают только во время богослужений.

Если озёра Творец создал "стоячими", то реки он наделил характером "бегучих". Бежит через Минск Свислочь.

Через Могилёв бежит Днепр. 

Он выбегает из города, мчится по Могилёвской области, питая водами землю многочисленных агрогородков на своих берегах и обеспечивая великолепные урожаи.

Особенно славятся огурцы, выращенные в Шкловском районе Могилёвщины. Им даже сооружён памятник в  районном центре.

В городе Поставы Витебской области смотрят в бегущие воды реки Мяделки православный храм Святого Николая (1894) 

и костёл святого Антония Падуанского (1904).

Через Гродно бежит богатырь Неман. 

Легенда рассказывает, как труженик Неман убежал от своей ленивой жены реки Лоши. Неман любил людей, кормил их, оберегал, носил на своей груди людские плоты и челны. Просватался Неман к реке Лоше. А та только лежала в теньке и любовалась собой. Но влюблённый Неман не придал этому значения. После свадьбы он принялся уговаривать жену вырваться на простор и сообща заботиться о людях. Но получил отказ. Тогда Неман бросился бежать от неё через леса и долины и добежал до самого Балтийского моря. Впрочем, любовь к жене он сохранил и всегда возвращается к ней весной и осенью.

Водяники - духи-хозяева водоёмов

У всех белорусских озёр и рек есть свои собственные хозяева - водные духи Водяники. Имеют собственных Водяников и искусственные водоемы. Например, Криница, Дрозды, Заславское водохранилище (Минское море) в пригороде Минска.

Хозяин-Водяник есть и у Августовского канала в Гродненской области.

Для Водяника и его семейства весь водоём - это дом. Живёт водное семейство на дне своего дома, в красивом дворце. Где находится дворец, можно определить зимой: над ним вода не замерзает из-за дыхания Водяника и его домочадцев. Белорусы представляли Водяника стариком среднего роста, с длинной бородой и длинными волосами на голове и всём теле. Когда водный дух оставался больше часа на берегу, то превращался в комок тины и водорослей. Тогда ему на смену приходил сын-наследник. Водные духи требовали к себе уважения и почитания.  Уважение проявлялось в соблюдении запрета купаться в полдень и полночь. Почитание - в относах-подарках. Перед первым в году купанием требовалось бросить в реку или озеро кусок хлеба. Когда Водяник принимал подарок, то хлеб долго плавал на поверхности воды. Если же хлеб съедала рыба, или кусок тонул до того, как человек выходил из воды, то ему запрещалось в течение года заходит в воду этого водоёма. Особые требования Водяник предъявлял при строительстве в его водном доме запруд, плотин, шлюзов, как на Августовском канале.

Или дамбы Криница-Дрозды.

В начале строительства ему в воду бросали живых чёрных петухов или котов. Потом ежегодно водному духу на все праздники жертвовали самый жирный и большой кусок заколотой свиньи. Если по какой-то причине водный дух гневался и пытался разрушить сооружение, ему снова "дарили" живых чёрных петухов или котов, которых специально держали для такого случая. При тщательном и правильном выполнении всех требований Водяника он оберегал и охранял построенные в его доме дамбы, плотины и шлюзы, защищал их от поломок и других неприятностей.

Народная медицина

Вода для белорусов - одновременно мощное средство защиты от болезней и действенное лекарство. До сих пор принято купаться рано утром на праздник Купалье, ещё до того, как солнце начинает "играть". Такое купание защищает здоровье на весь год. Весной, после первого грома, начинается паломничество к криницам с "живой водой". 

Народная традиция установила правила употребления "живой" воды. До "русальной недели", первой недели после Троицы, криничную воду можно только пить и набирать домой для питья. После "русальной недели" там, где возможно, разрешается купаться "для предотвращения болезней".

Большая роль в народной медицине отводится небесной воде: росе, снегу, дождевой воде. Роса символизирует здоровье и потенциальные силы человека. Пожелание "Натоптать тебе росы" означает "Жить тебе в добром здравии". Качание по росе на Юрьев день 6 мая оберегает от внутренних болезней.

Качание по росе на Купалу защищает от болезни глаз и кожных заболеваний. Хождение босиком по утренней росе в течение лета даёт общее здоровье на весь год. К целебным профилактическим средствам относится снег, особенно первый.

На нём качаются, ставя защиту здоровью до следующего первого снега. В прежние времена, собрав на Сретенье снег во дворе дома, вносили его в помещение и ждали, когда растает. Такую воду хранили и пили понемногу, веря в её целебную силу. 

В народной косметологии незаменимой была дождевая вода. Особенно ценилась стреховая дождевая вода, собранная под крышей (стрехой) дома.

Имелся даже профилактический обряд, защищавший "на всю жизнь" от всевозможных проблем с кожей лица и тела, включая веснушки, угри, накожные сыпи. Он проводился в первые дни рождения ребёнка. Родители носили новорождённого и бабку-повитуху на бороне, перевёрнутой вверх зубьями и застланной подушкой. А в последующее время довольно долго купали младенца в  стреховой дождевой воде.