Беспоповщина. Ч - 1. Поморцы

В конце апреля мне довелось побывать на территории Рогожского посёлка, в тот день когда у староверов проходил Праздник жён-мироносиц.
Мне понравилась атмосфера праздника, а также тот русский дух, который до сих пор каким-то Божьим чудом сохраняют старообрядцы.
Ну и так как в Москве на Преображенке есть ещё одна община, я загорелся идеей сходить туда и пообщаться с беспоповцами.
В итоге я открыл для себя другую Москву! Я в этом районе жил, но многих деталей его пёстрой мозаики не знал.
* * *
Село Преображенское, от которого получил название одноимённый район Москвы, было основано царём Алексеем Михайловичем. На правом берегу реки Яузы царь выстроил летний дворец. Деревянный терем стоял примерно на том месте, где сейчас находится подворье патриарха Московского и всея Руси с храмом Рождества Иоанна Предтечи (р-он улицы Короленко и Колодезного переулка).
С.М.Соловьёв писал о "новой" Москве, о "Москве Яузской", возникшей на заброшенных ранее землях. В свою очередь, Ключевский образно называл Преображенское"станционным двором на пути в Петербург".
Сын Алексея Михайловича его строительную эстафету продолжил. На другой стороне Яузы Пётр Алексеевич в 1683 году завёл свои потешные полки, один из которых получил название Преображенского, и построил «потешный городок» — крепость Прешбург.
Около 1687 года напротив дворца, через Яузу (на её левом берегу) была разбита Преображенская солдатская слобода, населённая солдатами и офицерами Преображенского полка.
Местность получила название по полотняной церкви Спаса Преображения, которую собрали и поставили рядом с дворцом. Колодезьный переулок и улица стали называться от царского колодца.
Время не пожалело ни Старого Преображенского дворца, где Пётр Первый провёл детство, и где он 27. 01.1689 г. сыграл свадьбу с Евдокией Лопухиной, ни здания первого русского театра, ни Тайной канцелярии. Всё это находилось на одном маленьком пятачке и время, подобно морской волне, смыло весь этот песочный замок.
Много воды утекло с тех пор, и из Яузы она ушла в Москва-реку. Облик Преображенки многократно менялся. Петровская Преображенка перешагнула за речку, где и закрепилась.
Единственным напоминанием о Преображенке Алексея Михайловича является бывший дворцовый, а ныне Егерский пруд. Он находится недалеко от ул. Короленко.
Ну а примерно на том месте, где стоял потешный Прешбург, в настоящем на ул. Потешная расположена психиатрическая больница.
В память о Петровских солдатах возле станции метро Преображенская Площадь в 2005 г. был открыт памятник первому русскому солдату лейб-гвардии Преображенского полка С.Л.Бухвостову.
У каждого поколения москвичей в памяти своя Преображенка. Возле театра Моссовета долгое время чернела неухоженная пятиэтажка. В этом доме на первом этаже жила моя родственница. Во время войны их ограбили, воров не нашли, и моя родственница, будучи пионеркой, написала письмо-жалобу на имя товарища Сталина.
По всей видимости письмо до Сталина не дошло. Ну а на месте той пятиэтажки подпирает небо новый деловой центр.
Впрочем, мы отвлеклись от темы старообрядцев. Как мы все знаем, в середине XVII века произошёл церковный раскол. Те верующие, кто не принял реформы патриарха Никона, были объявлены раскольниками. Начались гонения. Поборники старой веры, дабы сохранить себя и свою веру, старались спрятаться от властей, уезжая и убегая как можно дальше.
Далее раскол произошёл уже у самих староверов. Одни принимали к себе беглых попов из РПЦ. Другие считали, что на земле совершилось воцарении антихриста и потому священство с его иерархией должно быть прекращено, ибо оно уже не может дать благодати.
Эта ветвь староверов, именуемая беспоповцами, в последствии опять-таки многократно дробилась. Нас же интересует Древлеправославная поморская церковь или по простому — Поморское согласие.
Когда умерли последние дораскольные священники, в 1694 году на Русском Севере, на реке Выг (территория Обонежской пятины, Олонецкий уезд), была основана староверческая община — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство). К 1698 году число выговских насельников достигло двух тысяч человек, и вскоре жизнь пустыни преобразовалась по монастырскому чину.
В 1702 году старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот. В дальнейшем Российская власть некоторым образом смягчила своё отношение к старообрядцам.
По указу Петра с 1723 г. в городах запрещалось хоронить "мёртвых человеческих телестъ, кроме знатных персонъ". Предполагалось погребать их в монастырях и около приходских церквей вне города. В 1771 году после вспышки чумы московские староверы получили разрешение строить карантинные бараки, чтобы собирать больных и хоронить мёртвых. Так официально образовалось две староверческие общины. Рогожский посёлок — община староверов, признающая попов, а также Поморская община федосеевского толка, которая в народе стала именоваться — "Преображенское кладбище".
Основателем и первым руководителем обители почти 40 лет был московский купец Илья Алексеевич Ковылин. Изначально крепостной крестьянин князя А.Б.Голицына. Попав в Москву, приобрёл средства и занялся торговлей. Пообщавшись с купцами-староверами, Ковылин принял веру староверов-федосеевцев.
Староверов в то время в Москве было мало. По официальным данным не больше 20 семей. Открытой моленной они не имели. Гонимые полицией, они скрытно собирались в небольшом домике на берегу Хапиловки в избе наставника ярославского крестьянина Ильи Иванова. именно он крестил Ковылина.
В 1771 г. в Москве из-за чумы началась паника. Отцы города забеспокоились, что москвичи разбегутся и разнесут заразу в другие места. Городские власти предложили устраивать жителям близлежащих к Москве сёл заставы и карантины. Им дозволялось досматривать всех выезжающих из города, а всех подозрительных задерживать. Ковылин и его товарищ купец Зеньков на свои собственные средства устроили такой карантин.
Получив разрешение, они арендовали у крестьян села Черкизово подгородный участок земли, через который шла дорога на Владимир. Купцы поставили заставу, построили несколько домиков и проверяли всех, выходивших из Москвы. Около посёлка впоследствии образовалось Преображенское кладбище. Отметим, что до чумы староверы хоронили своих усопших на крохотном кладбище, где-то за Тверской заставой.
Вот как один из очевидцев описывает подвиг преображенских староверов:
На фоне страшной картины, воскрешающей образ Апокалипсиса, окраина Москвы в районе деревни Черкизово, где за короткое время старообрядцы возвели карантин, казалась землёй обетованной. Ревнители древнего благочестия Москвы и пригородов напряжённо трудились, провожая умерших в последний путь.
В свою очередь Ковылин привлекал к себе разночинный народ. В 1781 г. он отправился в Данилов монастырь Выговской пустынини, после чего ввёл в общине тот строгий устав, что действовал в Выге. На Преображенке непрерывно происходили перекрещивания. Ну а власти, так как староверы занимались полезным делом, закрывали глаза на нарушение закона. Наоборот, борьба с чумой обеспечила Ковылину их поддержку и даже покровительство.
Ковылин обстроил свой посёлок, и приобрёл за большие деньги множество старых икон. При Екатерине Второй его община процветала. Пришедший к власти Павел по отношению к раскольникам был строг. Последовал ряд указов.
Однако Павел царствовал недолго, а Ковылин своими "подарками" ряд указов обошёл.
Стоит отметить, что староверы слово церковь в те времена не употребляли, свои храмы они называли молельными домами, либо часовнями.
И.А.Ковылин скончался в 1809 году. Можно смело говорить о том, что он образовал не просто посёлок, а самый настоящий монастырь. Все свои капиталы, свыше 600 тыс. рублей серебром, он оставил кладбищу. К моменту его смерти на кладбище жило 1500 человек, а количество прихожан по разным оценкам составляло от 10 до 20 тыс.
* * *
Приехав на Преображенку, я сразу направился в Никольский единоверческий монастырь. Он расположен по адресу Преображенский вал д. 25. к 1.
До 1854 г. весь этот комплекс, построенный в стиле "ложная готика" полностью принадлежал староверам-федосеевцам. В 1866 г. он был у них отобран. Дело обстояло следующим образом.
Кто интересуется историей преображенских староверов, изучая материалы, первым делом наткнётся на такой факт. Во время оккупации Москвы Наполеоном преображенские староверы встретили французов хлебом-солью и далее с ними сотрудничали. На территории общины был установлен станок, на котором французы печатали фальшивые ассигнации, чем поспособствовали финансовой нестабильности в России. В одной из своих книг об этом написал даже В.Пикуль.
Любой факт должен быть продуман и переосмыслен. Напомню, что информационные войны против старообрядцев идут уже более 350 лет. Нет, я конечно в те времена на жил и с достоверностью говорить о событиях не могу. И тем не менее порассуждаем.
Преображенские старообрядцы эвакуировались из Москвы наравне с остальными горожанами. Свои реликвии они либо закапывали, либо вывозили. На Преображенском кладбище начетников и просто жителей оставалось совсем мало. Теоретически кто-то из них мог с радостью встретить французов, считая что они избавят общину от притеснений. Но! Французы то были протестантами и католиками. Для староверов они являлись абсолютно чужими. Если с РПЦ они контактируют плохо, то с другими иерархиями на контакт вообще не идут.
Теперь по поводу печатного станка. Получается, французы из центра Москвы притащили его невесть Бог куда и стали тут деньги шлёпать. Неужели станок в Кремле разместить нельзя было?
В своё время дореволюционные газеты на основании одного единственного свидетеля пестрели заголовками, как Г.Е.Распутин устроил дебош в ресторане "Яр". В обществе это считается правдой, но многие историки сомневаются. Ситуация с печатным станком на Преображенке из этой же серии.
Так дело обстояло или иначе, в любом случае преображенцы-беспоповцы были записаны в пятиколонники. Николай Первый страообрядцев не любил, и потому во время Крымской войны печатный станок им припомнил.
В 1853 г. в был арестован один из смотрителей общины. Если верить полицейскому протоколу, у него нашли карикатуры на царя Николая. Маховик репрессий начал набирать обороты. На следующий год были снесены многие деревянные постройки кладбища. На Хапиловском пруду уничтожили Иордань. Путём угроз и шантажа властям удалось перекрестить значительную часть староверов. Самое главное, у мужской общины отобрали сразу два храма.
К единоверца перешёл надвратный храм Воздвижения Креста Господня (1801 г.), а также храм святителя Николая Чудотворца (1790 г.).
На этом участке поморцам оставили только молельный дом.
Старовер Карев описывает интересный случай. 3 апреля 1854 г. переосвящать храм Николая Чудотворца приехал Митрополит Филарет (родственник тележурналиста Н.Н.Дроздова).
По случаю Лазарева Воскресенья и переосвящения храма попы и их паства запланировали банкет. Митрополит оставаться на него не стал. Прочитав молитвы, он отправился по своим делам. На улице Девятой Роты его коляска поравнялась с выезжающей из двора повозкой бывшего старообрядца Гучкова, который вёз яства к столу единоверцев. Увидав коляску Митрополита, лошадь Гучкова вздыбилась, затем резко рванула в сторону, ударила головой о стену его дома, выбила несколько кирпичей и упала бездыханная.
В Последующем преображенский начётник и уставщик Егор Яковлевич Краев написал книгу "Повесть о злоключении на Московское Преображенское кладбище и на всё старообрядческое христианство, по Божию попущению чрез враждебных людей произошедшее".
Автор описал все те препятствия, что чинили старообрядцам власти. Однако, если открыть Википедию, там выскочит, что наоборот раскольники насмехались и обижали единоверцев, а ночью так и вообще гадили на стены церкви.
В 1866 г. у поморцев была отобрана молельная, далее их бывший мужской монастырь полностью перешёл в подчинение Московской патриархии.
В настоящем на территории монастыря можно видеть 40-метровую "Преображенскую свечу" (колокольню). Построенная в 1876-1879 гг. в готическом стиле, колокольня является памятником архитектуры XIX века.
Придя сюда, я знал, что старообрядцы беспоповцы делят пространство с РПЦ. Но кто где точно располагается, я не ведал. Обойдя Никольскую церковь я увидел информационный щит.
Почитал, осмотрелся и тут мне всё стало ясно. Я попал на территорию Московской Поморской старообрядческой общины. Никольская церковь поделена на две половины. Поморцам досталась алтарная часть.
Об этом возле их входа извещает соответствующая табличка. Любопытно, что у староверов своя половина церкви именуется храмом Успения Пресвятой Богородицы. Мне хотелось с кем-то пообщаться. На половине РПЦ происходило какое-то движение, но здесь никого не было.
Поморской общине принадлежит два двухэтажных домика. В одном из них расположена церковная лавка, которая именно в этот день оказалась закрыта. Я стал изучать информационный стенд. Там были расписаны службы, имелась пара объявлений, сообщалось о предстоящем празднике. Заинтересовал распечатанный лист, где приводились богословские предсказания о том, что священничество со временем потеряет благодать божью.
В мае этого года В.В.Путин посетил Рогожку. В новостях этого не показали. Информационную войну старообрядцы, имеющие возможность разве что повесить у себя на стенде распечатанный на принтере лист, проигрывают вчистую.
Я сел на скамейку и стал ждать, чтобы хоть кто-то появился. Тут стало доходить, что идею я придумал довольно авантюрную. Меня начали раздирать сомнения, что я вот так вот придя с улицы, считай из внешнего и в чём-то даже враждебного мира, сумею кого-то здесь разговорить. Тут на моё счастье появился молодой парень и принялся читать объявления.
Набравшись наглости, я подошёл к нему и спросил, имеет ли он какое-то отношение к общине? и если да, то может ли он мне что-то рассказать о поморцах? Парень ответил, что сам он будучи в Москве, заехал сюда по поручению бабушки, которая велела ему купить календариков.
Мы разговорились. Молодой человек проживает в Нижегородской области. В их селе практически все старообрядцы. Его дед по отцу был председателем колхоза, а бабушка по матери являлась старшей общины. В её доме проходили моления, в которых очень редко, но всё же иногда участвовал, председатель колхоза. Его мама и папа в своё время были и пионерами и комсомольцами, деды и бабки тому не препятствовали, но при этом о вере им постоянно рассказывали.
История СССР по-большому счёту мало изучена. Что уж тут говорить о таком её ответвлении как старообрядчество. На мой вопрос, как мне тут ещё с кем нибудь пообщаться, парень сказал: "Да вы просто зайдите в дом и спросите там что хотите."
Его слова придали уверенности, и именно так я и поступил. На первом этаже никого не было. В трапезной стоял длинный стол. В углу располагались иконы, а на одной из стен висел старинный портрет. По всей видимости, это был какой-то купец, основатель общины. Как пишут в справочниках, у беспоповцев часто можно видеть портреты их старшин, как и у поповцев изображения их митрополитов. Там же отмечается, что тема эта совершенно не изучена.
Поднимаюсь на второй этаж. Все комнаты вверху и внизу были подписаны табличками. Увидев, что одна открыта, я туда заглянул. Помещение представляло собой что-то похожее на бухгалтерию. Я поздоровался, и, назвав женщину "матушкой", начал объяснять, что интересуюсь историей Преображенки, с которым община поморцев связана самым теснейшим образом.
Женщина ответила, что никакая она не "матушка" - "матушки" остались там. Одновременно с этим она махнула рукой в сторону РПЦ. Далее она открыла мне комнату, где хранилось большое количество литературы. Я купил несколько книжек. Мы разговорились. Собеседница отвела меня в храм, предварительно предупредив, чтобы я ни в коем случае не крестился. Единоверцы не могут совершать свои требы совместно со старообрядцами.
Молитва к этому моменту уже закончилась. Полутёмное пространство было наполнено запахом сгоревших свечей. Фресок на стенах я не приметил. Всё прошло как в тумане, но при этом в память чётко врезались некоторые детали. Недалеко от входа стояли хоругви, а та стена, которая разграничивала поморцев с РПЦ, показалась мне мощной, но во внутреннем пространстве храма абсолютно неестественной. Высокий золоченый иконостас располагался на восточной стороне. Все иконы были старыми, а некоторые даже древними. Лики на них плохо просматривались.
Предугадав вопрос, моя провожатая тихонечко сказала, что лик должен быть слегка затемнён. Некоторое время назад она была на Соловках и чётко прорисованные лики ей не понравились.
Из её рассказа мне удалось выяснить следующее. Поморцы делятся на несколько ответвлений. Данная община является общиной брачного согласия. Брачные ритуалы они проводят.
Никольский монастырь после Революции сперва сократили, забрав у монахов кельи и административные здания, а после так и вообще их отсюда выгнали. Большое количество древних икон были вывезены в Исторический музей, в Третьяковскую галерею, а также в Музей Коломенское.
Одновременно с этим в Токмаковом переулке Советская власть у староверов-поморцев отобрала храм (в начале 90-х вернули). Верующие стали обращаться в соответствующие инстанции, — и случилось чудо! В 1930 году им передали на Преображенке Успенскую часть храма, которую они ныне и занимают.
Никольскую часть с двумя приделами в советское время использовалась различными организациями, теперь же она вновь принадлежит православному приходу. Российская власть вновь поселила вместе старообрядцев и РПЦ.
На территории поморцев установлен большой деревянный крест из тех лиственниц, что растут на месте казни мученика Аввакума и его сотоварищей.
Я стал спрашивать, сколько зданий принадлежит общине. Оказалось два, одно административное, другое используется в качестве общежития.
Женщина поведала, что сейчас в этом доме остановились отец с дочерью. Девушка бесноватая. Отец привёз её на отчитки.
Тут я в подробностях услышал, как мужчина занёс завёрнутую в одеяло дочь в храм и как некий начётник её отчитывал. Расписывать всё это я не буду, но отмечу, что по спине у меня пробежал холодок, захотелось скорее уйти.
Получается, не смотря на заверения о раскольниках, выходящие из уст РПЦ, какую-то связь с Богом староверы всё же поддерживают, а может и не какую-то, а самую прямую.
Я уж думал, что у преображенских староверов я побывал, но тут на прощанье женщина сказала мне, чтобы я, если у меня есть желание, посетил общину федосеевцев.
— Видите за забором и за деревьями маковка церкви торчит? Вот там они и располагаются. Если охранник пустит, попробуйте до них дойти. У них территория большая, не то что у нас.
Я вышел из обители с северной сторон стороны, и попал на ту дорожку, что вела к рынку и к кладбищу. Присмотревшись, я увидел купол ещё одной церкви.
Следующая часть - Беспоповщина. Ч - 2. Старопоморцы
Читайте также