Херсонес. "Русские Помпеи"

Херсонес Таврический нельзя отнести только к популярному туристическому объекту. Для ученых, археологов, историков, музееведов – это мирового значения крупнейший научно-методический комплекс и территория исследований. Для верующих - святое место: здесь, в Корсуни (так на Руси называли полис) князь Владимир прошёл обряд крещения.



В переводе с греческого слово «херсонес» означает «полуостров». Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. А эпитет «Таврический» он получил потому, что на данной территории в древности обитали тавры.
Полис Херсонес, город-государство, прожил долгую насыщенную жизнь - почти две тысячи лет. Его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии, Османской империи…

«Жизнь херсонеситов, как и жителей других древнегреческих колоний, целиком зависела от земледельческой округи - хоры, как они сами ее называли. Сельские усадьбы и наделы граждан Херсонеса - объект исследования современных ученых различных специальностей. Окрестности города населяли различные племена, мирные и враждебные, а в средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города».
В конце XIV века после очередного набега чужестранцев, которые сожгли город до основания, остались руины, постепенно уходящие под землю. Максим Горький написал в своем очерке: «В 1397 году Ольгерд Литовский нанёс Херсонесу последний удар, окончательно разграбив его и перебив половину жителей. И когда в пятнадцатом веке в Херсонес пришли турки, только что взявшие Константинополь, на долю их не было уже оставлено ни жителей, ни богатств. Тогда они… стали разрушать уцелевшие от погрома здания, выламывая из них металл и мрамор. Так погиб этот город, существовавший два тысячелетия, и вот ныне лежит труд двадцати веков, — неустанная работа сотни поколений людских, — лежит в виде груд щебня, возбуждая видом своим тоску и много мрачных дум:
Жизнь создаётся так медленно и трудно, а разрушается так быстро и легко... Зачем это?




И только в 1827 году, спустя почти полвека после основания Севастополя, на этой территории начались раскопки, которые почти сразу же принесли Херсонесу еще одно название – «Русские Помпеи». За десятилетия кропотливой работы из-под земли, из-под многовековых напластований, откапали дома и улицы, площади и храмы древнего полиса. Археологических находок было так много, что волей-неволей пришлось задуматься о создании собственного музея (это при том, что множество экспонатов было передано в столичные музеи). Ныне археологическому музею исполнилось 123 года.



В 2013 году национальный заповедник «Древний город Херсонес Таврический и его хора» был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

По-прежнему, как и в веке XIX, и в последующем, «Русские Помпеи» продолжают привлекать и волновать ученых и туристов, художников и путешественников, и просто любителей истории.
Посетители заповедника могут с экскурсией или самостоятельно (на входе установлен подробный информационный стенд) познакомиться с музейными экспозициями, заглянуть на дно монетного двора, посидеть на ступенях античного театра, прогуляться по древним улицам, полюбоваться крепостными стенами и городскими кварталами, подумать – помечтать, стоя рядом с Херсонесским колоколом, сфотографироваться на память в Базилике… Для верующих всегда открыты двери Владимирского Собора.



К слову сказать, античный театр заповедника «Херсонес Таврический» построен около двух с половиной тысяч лет назад. И до сих пор это сооружение является единственным в своём роде на территории России и СНГ. При чем, это не просто экспонат музея, а реально существующий и действующий Театр. Эта уникальная сцена используется актёрами Севастопольского академического русского драматического театра им. Луначарского для своей античной программы, которую составляют спектакли, написанные безымянными художниками с IV-го века до н.э. по VI-ой век н. э.. Нередко здесь проходят концерты. Летом 2015 года выступал хор «Артека». Замечательно пели.



Анна Ахматова в автобиографических записках написала:
Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих мест — древний Херсонес, возле которого мы жили




P.S. Вашему вниманию:
- обзор, где речь идет о конкретных практических сведениях и некоторых наблюдениях,
- заключительный репортаж «Короткие встречи в пути» и видеоролик «Свои люди по всему Крыму»: самый главный итог недолгого путешествия по Крыму - встречи, беседы, разговоры…