Как нас обманули в столовой | Где Дон становится морем?
В предыдущих частях ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ я рассказал, с чего началось наше путешествие от истока Дона к Азовскому морю
На подъезде к городу Лиски мы быстро глянули варианты ночлега, которых оказалось не очень много, учитывая позднее время. Мы выбрали один – на фото все выглядело вполне прилично, да мы и не привередничали. Честно, мне не было принципиальной разницы, где останавливаться, после тяжелого дня хотелось просто добраться куда-нибудь и принять горизонтальное положение. Мне казалось, что стоит только коснуться подушки, как меня до утра никто даже из пушки не разбудит. Но я ошибался.
Среди ночи я проснулся от храпа, наполнявшего маленькую комнатку так густо, что я даже сначала не понял, откуда звук. Как оказалось, несмотря на всю помпезную купеческую псевдороскошь интерьера холла и лестницы, перегородки между номерами едва ли имели звукоизоляцию, и я полночи был вынужден слушать, как какой-то путешественник героически бьется за каждый глоток воздуха, всхрапывая на разные лады. Чтобы не лежать, тупо таращась в темноту, я полез в телефон и начал изучать историю города Лиски.
Интересный фактик – одно время город носил название Георгиу-Деж, в честь известного румынского коммунистического деятеля. Он был вождем румынов с 1947 по 1965 год, и когда ушел в мир иной, наши тогдашние рулевые решили увековечить его память. В то время, конечно, никто и предположить не мог, как быстро канут в лету все эти воспоминания, сейчас уже и наших-то деятелей особо не помнят, не говоря уже про иностранных. Хотя сам Георге Георгиу-Деж был достаточно интересным человеком, чтобы прочитать о нем в вики – ну, если не спится по каким-то причинам.
Примечательно, что в начале своего трудового пути румынский коммунист был железнодорожником, и, наверное, это и было решающим фактором при переименовании – ведь история современных Лисок началась именно со станции, построенной в 1870 году, со временем разросшейся в крупный железнодорожный узел. В настоящее время это значительный хаб, в котором сосредоточены многие железнодорожные предприятия, а кроме того, здесь находится и крупный речной порт на Дону.
Едва забрезжил рассвет, мы распрощались с гостиницей и отправились знакомиться с городом – хоть я и не выспался, но и времени разлагаться не было, мы планировали к вечеру добраться до Волгоградской области. Погода благоволила – после бесконечного дождя накануне, мы радовались солнечным лучам, как эскимосы окончанию полярной зимы. Немудрено, что просыпающийся чистенький город, залитый теплым светом, показался нам красивым и дружелюбным.
Мы с большим интересом прошли пешком всю его центральную улицу, с любопытством посматривая на достаточно интересную застройку. Я уже не раз говорил, что являюсь полным профаном в архитектуре и совершенно не разбираюсь ни в стилях, ни в направлениях. Но это не мешает мне изобретать для себя совершенно новые наукообразные термины, чтобы характеризовать то, что вижу. И при виде вычурных ладненьких домов по обеим сторонам дороги, у меня в голове появилось такое словосочетание – неокупеческий стиль.
Мне кажется, это достаточно точное определение, отражающее само впечатление от города – он весь такой по провинциальному лощеный, с купеческим размахом, как бы с претензией на некий шарм, в то же время оставаясь, в общем-то, простым трудягой. Наверное, местные градостроители руководствовались своим представлением о прекрасном, пытаясь привнести в современные здания мотивы купеческих и мещанских особнячков конца девятнадцатого века.
Я не стремлюсь кого-то задеть или уязвить, я сам живу в обычном рабочем городке, но у него нет такого стремления к вычурности и помпезности, желания выделиться – это вот как хром-пакет на китайском автомобиле. При всем при этом, я не претендую на объективность – наоборот, это сугубо мое восприятие, просто я увидел Лиски вот так. И уж во всяком случае, у этого города есть своя индивидуальность, он действительно отличается от других.
Конечно, Лиски невозможно досконально изучить за полтора-два часа, да у нас и не было такой задачи – мы же не гайд составляем с подробным указанием каждой мелочи. Мне просто было интересно ухватить общее впечатление, а еще любопытнее было посмотреть на Дон, который здесь уже вполне судоходный. И Лискинский порт – это одно из самых крупных транспортных предприятий в верховьях реки. Поэтому, покатавшись по улицам, на которых трафик становился все интенсивнее, мы выдвинулись в сторону Павловска, бросив прощальный взгляд на Лиски с другого берега Дона.
Снова начали разматываться километры не самых лучших дорог, но пейзажи здесь уже были гораздо разнообразнее, нежели в Тульской и Липецкой областях. Ландшафт здесь изрезан многочисленными балками и оврагами, а лысые холмы чередуются с сосновыми борами с корабельным лесом. Величие открывающихся панорам не может оставить равнодушным, тебя реально наполняет восторг при виде бескрайних просторов средней полосы. Конечно, надо быть Пришвиным, чтобы словами описать всю красоту этого края, но прочувствовать ее способен каждый проезжающий по этим местам.
Здесь любой уголок просто дышит историей – Белогорье со знаменитым подземным монастырем, Острогожск, где когда-то Петр встречался с Мазепой, который клялся ему в вечной дружбе, а через десяток лет легко предал, Павловск, который когда-то даже имел собственное Адмиралтейство и назывался малым Санкт-Петербургом. Погружаясь в глубины времен, действительно поражаешься, насколько необычна и интересна история страны, где мы живем, сотканная из судеб миллионов людей, драматически переплетенных между собой захватывающим сюжетом под названием Россия.
Я не считал, сколько раз мы пересекали Дон, но при каждой встрече с ним он представал в каком-то новом облике. И в очередной раз проехав по мосту где-то в районе Белогорья, мы снова подивились его величию и красоте, глядя на то, как он неторопливо катит свои воды среди высоких песчаных берегов поросших стройными мачтами сосен. Я знал, что через час-полтора мы снова увидим его – и опять он будет другим.
Где-то перед Павловском мы опять выскочили на М4, нам предстояло добраться до Верхнего Мамона, после которого планировали уйти в сторону станицы Вёшенской. Красоты красотами, но пообедать надо было, и мы в очередной раз польстились на вывеску Столовая. Я давно уже понял, что предприимчивые деятели общепита без всякого зазрения совести эксплуатируют этот термин, давя на ностальгические чувства соотечественников и вызывая в памяти воспоминания о вкусной и здоровой пище среди заполонившего улицы фастфуда. Но все же каждый раз наступаю на эти грабли и получаю лишь очередное разочарование.
Классических столовых в моем понимании, какими они были при Советах, на М4 раз-два и обчелся, хотя они действительно есть – например, целая сеть в Ростовской области, где очень удачно реализована эта модель и можно вкусно, быстро и относительно недорого поесть. Но очень часто ты видишь перед собой какой-то шалман, лишь прикрывающийся таким названием. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что харчевня, куда мы заехали, была не самым худшим образцом, тем не менее, и столовой не являлась – скорее, пункт приема пищи, где изготовленная заранее в другом месте еда просто разогревается в микроволновке тетенькой характерной южной внешности.
Разгрузившись на почти пятьсот рублей за не самый вкусный обед, я немножко удивился некоторой разнице в оплате по карте, нам обошлось это чуть дороже, чем озвученная сумма кэшем. Я понимаю, что люди компенсируют свои налоговые отчисления, не хочу морализировать на эту тему, но на размышления всяко наводит – то есть с кэша они не платятся? Почему-то я почувствовал себя дважды обманутым – и этой вывеской, и еще этой мелочью, там речь шла о тридцати рублях всего, но вот задело отчего-то.
Проезжая по М4 в этом районе, невозможно не обратить внимание на почти готовый к вводу в эксплуатацию отрезок новой трассы, который решит многолетнюю проблему эпической пробки в Лосево. Была информация, что новая дорога поедет на майские праздники. Правда, уже озвучили предполагаемую стоимость проезда, которая составит двести рублей, но на мой взгляд это невысокая плата за возможность сэкономить пару часов. Понятно, что тут можно возмутиться самым фактом платного проезда по дороге, построенной на бюджетные средства, мне попадались гневные высказывания в этом плане, но почему-то этот мир устроен так, что везде приходится платить, нравится это или нет.
Мы, не останавливаясь, пролетели мимо Верхнего Мамона, где проехали над Доном по капитально отремонтированному недавно мосту, и миновав границу с Ростовской области, ушли с федеральной трассы на ставшую уже привычной сеть тоненьких дорожек с далеко не идеальным покрытием. Наш курс лежал в станицу Вёшенскую, название которой было известно мне с детства, но вот побывать еще не доводилось.
Продолжение обязательно будет…