Как серийные УАЗы в 1974 году, поднялись на Эльбрус
Это был автопробег по маршруту Ульяновск – Грозный, испытание нового автомобиля Ульяновского автозавода - УАЗ 469. Испытания в горной местности, тем более подъем на гору Эльбрус не были запланированы. Но до Эльбруса от трассы Ростов – Баку, как тогда называлась основная дорога через Кавказ, по которой и проходил их маршрут, было всего 100 километров. И испытатели спонтанно решили свернуть и попытаться заехать как можно выше. Здесь, на месте, этими испытаниями руководил инженер-конструктор Нальчикского высокогорного геофизического института А. П. Берберашвили. Он, первый в мире мото-альпинист, сумел до этого на мотоцикле собственной конструкции покорить восточную вершину Эльбруса, поднявшись на высоту более 5600 метров. Базовый лагерь ульяновцы разбили в поселке Терскол, самом высокогорном поселке местности, расположенном буквально у подошвы Эльбруса, где несколько дней тренировались. Подъем был намечен по узкому серпантину, вьющемуся круто вверх к вершинам, где до сих пор проходили только бараны и ишаки. И то с трудом.
Накануне восхождения испытатели подготовили машины, проверили уровни жидкостей, давление в шинах и уже собрались ложиться спать, как вдруг к ним пришли спасатели с просьбой о помощи. На Эльбрусе человек упал в трещину. Нужно доставить как можно раньше необходимое снаряжение к месту спасательных работ! Промедление буквально убивает пострадавшего, а самим им ни за что не успеть. Ульяновцы не раздумывая садятся в автомобили и заводят моторы. Три ярких УАЗика, голубой, красный и жёлтый уходят во мглу и морозные ветра ледяных склонов величайшей горы континента. Это было страшно: «Теплый предгорный воздух постепенно сменился на пронзительный колючий ветер, температура упала ниже нуля. Тучи закрыли солнце, стало не по себе. Смотреть по сторонам страшно! Слева — отвесный обрыв глубиной более километра, справа — как стена встали скалы, проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки. Взгляд только вперед, правая нога давит на газ! Главное — не испугаться и не нажать на тормоз! Это равноценно смерти. В этом случае колеса потеряют сцепление с дорогой, и велик шанс рухнуть в пропасть. Испытание не для слабонервных! Машинам не легче: разреженный воздух отнял у двигателей 20–30 л. с., шины из последних сил вгрызаются в каменную осыпь и периодически начинают буксовать, колеса по левому борту вот-вот сорвутся вниз. Но вдруг горы как будто расступились, и перед нами встало обледенелое заснеженное плато. Высота 4000 метров. Весь путь занял около 38 минут. Спасатели с нашей помощью смогли добраться до терпящих бедствие альпинистов очень быстро. Все люди были спасены», — вспоминает легендарное восхождение один его участников Владимир Харужа. Спускались уже в сумерках. Зафиксированная высота, на которой остановились УАЗы - 4200 метров.
Это было огромное достижение! До этого момента никто и никогда не забирался на такую высоту на автомобилях. Тем более на серийных. Рекорд был занесен в книгу Гиннеса.
Спустя 45 лет, в 2019 году, автозавод УАЗ решил повторить знаменитый поход. В Приэльбрусье приехали команда современных “Хантеров” и “Патриотов” в версии “Экспедиция”. Укомплектованные самыми дорогими внедорожными покрышками, облегченные, с современными моторами, в два раза более мощными, чем те, что стояли на 469-х. Они вальяжно начали подъем по давно накатанной, не опасной дороге. Ведь с тех пор на Эльбрусе появились станции канатной дороги и техническая грейдерная дорога, для их обслуживания. Из последних сил поднялись на станцию “Мир” - 3500м. Помахали флагом. И спустились обратно.