Тамара Концевая
20 апреля 2017
6545

Калмыкия – это тоже Россия!




Вдруг стало как-то тоскливо. Вот уже прошло пять месяцев с момента последнего путешествия, и заныла душа, запросила эмоций, закапризничала, стеснённая каждодневным бытом. Надо было ехать. Куда? А если в Калмыкию? Решение приняла быстро.
***
Маленькую республику в составе России я проезжала много раз – то на автобусе, то на машине – и останавливались в Элисте, столице Калмыкии, чтобы купить замечательную калмыцкую колбасу, а потом ехали дальше к себе в Астрахань. Ни разу не удосужилась побывать там специально и без колбасных покупок, ведь Астраханская область и Калмыкия – соседи. Пришло время знакомиться с соседями, могло бы придти и раньше, но получилось позже, а это лучше, чем никогда.
Это был мой первый в жизни тур выходного дня. Предстояло выехать из Астрахани в семь утра, а вернуться в одиннадцать ночи того же дня. Снисходительно я смотрела на программу поездки, но душа требовала хотя бы этого, если большого путешествия не намечалось. Заплатила 1600 за всё про всё и покатила другим днём на комфортабельном автобусе по астраханским степям знакомиться с Калмыкией.

Весна – пора цветения, но холода затянулись. Ещё не было столько тепла, чтобы степь укрылась красным ковром из тюльпанов Шренка, кстати, голландцы вывели свои знаменитые цветы на основе наших морозоустойчивых Шренка и специально приезжали в степи за семенами этих цветов.
Степные тюльпаны – семенные, и семена, гонимые ветром, каждый год дают всходы в разных местах, поэтому, пока они не заалеют среди почти сухой ещё травы, определить поля цветения невозможно. Я почти была уверена, что цветочного ковра не увижу, но тюльпанное время из трёх этапов – сначала белый двухцветковый, потом жёлтый цветок Биберштейна и, наконец, разноцветный, но в основном красный, Шренка – сейчас в самой середине.
Первый двухцветковый период я застала,


побывав со своей подругой-биологом в нашей области у деревни Николаевка, что у самого озера.


Жёлтые и красные тюльпаны надеялась увидеть в элистинских степях. Конечно, цветы я могла посмотреть и в нашем регионе, к тому же часто наблюдала их проездом, но в этот раз я ехала еще погулять по Элисте.
***
Калмыкия – это единственный регион в европейской части России, исповедующий буддизм. Республика входит в состав Российской Федерации, и говорю об этом не потому, что умничаю, а потому, что на страницах интернета часто вижу вопрос о принадлежности республики Калмыкия. Да что там скрывать? Я и сама по молодости думала, что Калмыкия где-то рядом с Монголией, пока не переехала жить в Астрахань более 30-ти лет назад. Даже помнится, удивилась своему географическому открытию, хотя мысль моя незрелая была близка к истинной истории региона.

Ещё со времён распада Золотой Орды здесь затерялись кочевники ногаи, а в середине 17 века сюда переселились западные монголы ойраты. В поисках лучших пастбищ они расселились на территории Русского Государства и дали присягу в верности России. Хоть и показали себя калмыки мужественными воинами во время Второй Мировой войны с фашизмом – около 26 000 человек воевали на наших фронтах – но депортации за пособничество оккупантам мирным населением республики им избежать не удалось. Да, были среди них предатели и полицаи, так они были везде, и не секрет, что на оккупированной европейской части СССР каждая деревня имела полицейский участок, где служили фашистам свои же сельчане. Они понесли наказание, направленное только на виновных.

А тут в конце 1943 г началась депортация целого народа на восток страны. Не объясняя ситуацию, жителям предлагали взять документы и выйти из домов. Война ещё не кончилась, но республику уже освободили от фашистов. Канун Нового 1944 года. Стужа. Многие вышли на улицу, едва накинув на себя лёгкую одежду. Обратно в свои дома люди уже не вернулись. Под конвоем сгоняли толпы народа к машинам и вывозили к стоявшему в ожидании поезду из вагонов-теплушек. Было много горя. Теплушками вагоны только назывались.

-- это теперь музей


Совершенно неотапливаемые помещения продувались ледяным ветром. Трёх ярусные нары распределялись по возрастному цензу. Внизу устраивались старики и дети, а выше те, кто был моложе и проворней. Из тех депортантов, кто ехал внизу, никто не выжил, до места депортации дотянула третья часть всего вывезенного за месяц населения. Только через 13 лет после реабилитации народа калмыкам разрешили вернуться в родные степи. На этом грустная история закончилась.
С тех страшных времён республика почти незаметна в противодействии государственным устоям, она никогда не просит о помощи, Калмыкия самостоятельно и достойно справляется со своими нуждами и проблемами, хотя их проблемы не столь велики, как во многих других регионах России.

Золотая Обитель Будды Шакьямуни с благословения Его Святейшества Далай-ламы ХIY расположилась недалеко от главного парка Элисты и стала важнейшим центром буддизма в России.


Да, не Таиланд и, тем более, не Мьянма, но приятно.


Величественный хурул – абсолютно благостное место, а уж, какие люди там служат – так это просто источник любви и доброты.


Жаль, что внутри храма запрещено делать съёмку и о его внутренней красоте можно только рассказать, но в пагоде неподалёку картины внутри были идентичны храмовым.


Росписи по стенам сделаны индийскими монахами, да такой красоты, что вроде ты не в буддийском хуруле, а на художественной выставке религиозного искусства. Да разве только иконы?! Сам Будда, воплощённый в солидной девятиметровой статуе сидящим на цветке лотоса, добром и миром благословлял нас свысока. Сама статуя полая и заполнена дарами и благовониями, её поверхность – не скрытая под одеждой – сверкает слоем сусального золота.

В храме есть музей этажом ниже алтаря, и оттуда уходить не хотелось, а его хранительница с такой любовью рассказывала о буддизме и калмыках, что я просто влюбилась в её речи. Много я видела буддийских храмов, но нигде мне не рассказывали о буддизме на моём родном языке, а тут, как бальзам мне на душу изливался интересный рассказ экскурсовода. У меня было много вопросов и я их задавала, но ограничения во времени, что свойственно всем групповым экскурсиям, прервали интересный диалог. Заслушавшись, я подняла фотоаппарат и прямо на глазах милой женщины сделала кадр даров Будде Шакьямуни, а потом испугалась и даже вскрикнула, извиняясь. Любезная женщина взяла меня за руку и сказала, что ничего страшного и кадр могу оставить себе; поэтому у меня теперь есть незаконное фото из Золотой Обители Будды Шакьямуни.



На этом снимке я запечатлела святые подношения Будде из жира монгольских яков, смешанного с неизвестными компонентами, хранящимися в секрете, и цветовыми добавками. Дары считаются столь священными, что при повреждении алтаря их нужно немедленно оттуда убрать. Даже если осыпалась штукатурка с потолка, дары должны быть вынесены в другое благополучное, так сказать, помещение. Эти красочные подношения, вроде гигантских леденцов на палочке, находились в алтаре, но там внезапно треснула стена и ей требовался ремонт. Теперь они стоят в музее этажом ниже.
Открытием для меня стали многие вещи, о чём узнала во время посещения хурула. Уверена, что многие читатели знают о буддизме больше меня, но мне не стыдно за это, а только радостно, что я теперь тоже об этом знаю. Существует два буддистских течения: тибетский буддизм и бурятский. В Калмыкии проповедуется тибетское верование. Даже трон из дерева ручной работы, как будто из лёгкого кружева, установлен у алтаря в ожидании Далай-ламы XIY из Тибета, который когда-нибудь взойдёт на него и будет вести свои проповеди для калмыцкого народа, о чём люди вместе с монахами каждое утро молятся в своей Обители.

Поразительными оказались письмена калмыков, которыми народ пользовался в старину – тодо-бичиг; они были забыты и неоднократно реформированы. Я ни с чем не могла сравнить исписанные листки тодо-бичиг, ни с одной письменностью, которую знала. Буквы в ручном калмыцком написании имели округлые формы, и текст располагался столбцами от верхнего края листа к нижней его части, а если в слове на наш слух выпадали одинаковые буквы, то, в зависимости от их расположения, звуки обозначались разными знаками. Поэтому о написании слова надо было думать заранее. Не эта ли способность рассчитывать ходы наперёд развила у калмыков, так сказать, шахматное мышление?

В столичных школах сейчас возрождают старинную калмыцкую письменность – со 2-го класса по 4-ый преподают забытое письмо тодо-бичиг, а по приказу президента Кирсана Илюмжинова с 1996 года открыта в Элисте детско-юношеская шахматная школа. Сам президент республики влюблён в шахматы, и своим согражданам даёт все возможности для обучения этой игре. О массовой любви к шахматам, пришедшей из Индии, нам рассказали в Городке Шахмат.


Здесь, в музее имени Михаила Таля, чьим поклонником является президент, собраны достойные экспонаты, знаменующие историю шахматной школы в Калмыкии: стенды с фотографиями чемпионов мирового уровня, их награды, подарочные наборы в честь побед на турнирах и комплекты шахмат в эксклюзивном исполнении президенту республики.


Михаил Таль является, конечно, ключевой фигурой в тематике музея и об этом гениальном гроссмейстере рассказывала коллекция его вещей, наград, фотографий и публикаций, а турнирные залы рядом с музеем терпеливо ждали своих чемпионов.


Там же во Дворце Шахмат национальные костюмы для разных жизненных случаев вывешены в отдельной экспозиции, а в дополнение к ним старинные копья, луки, латы, маски для камланий, сделанные из папье-маше.



И снова влюблённый в свою работу молодой гид упоённо рассказывал о мантрах, шаманизме и оружии. Послушать о буддийских способах познания истины было интересно, а понять сложно, но один момент меня поразил – воины в былые времена под латы надевали шёлковую рубашку, и если копьё противника пробивало толстую кожу лат, то входило в тело, не повреждая нательный шёлк. Рубашка просто выдёргивалась из раны, чем облегчалось ранение и с ним легче было справиться местному врачу.
Сама Элиста, как город-сад среди бескрайних степей и вольных ветров.


Возвышающиеся повсюду пагодные постройки с крышами, как будто нанизанными на единую ось, придают городу некую нарядность в оригинальном для нас буддийском стиле.


Зелёные парки, скверы с фонтанами, новостройки присущи современному городу,


но стоит выехать за его пределы, как сразу попадаешь в степное царство, где ни дерева, ни кустика не видно и глазу не за что зацепиться. Лишь только отары овец в низинах холмистой местности паслись на, пока ещё, пожухлой траве, да ветер гулял по калмыцким просторам.



А вот если остановиться у дороги и отойти от неё в сторону, то даже незрячий поймёт, что в степь пришла весна, и дурманящий запах молодой полыни кружил голову. Я жадно собирала траву в расстеленный по земле шарф, чтобы привезти её домой и наполнить квартиру ароматом свежей природы. Было так хорошо и привольно, что я была согласна на степь без тюльпанов, но они появились внезапно; сначала солнечно-жёлтые на тоненьких стебельках,


а потом красные с распластанными по земле листьями и коротким, ядрёным стеблем.


Алые огоньки цветов вспыхивали повсюду и в сочетании с жёлтым цветом восхищали каждого из нас. Как тут не сделать фото себе на память? Народ яростно набросился на фотосъёмку, стараясь не повредить цветы, ведь за каждый сорванный тюльпан предусмотрен штраф в 5000 рублей. По этой причине в местах цветения стоят полицейские посты у дороги, и полиция тщательно следит за порядком. Конечно, на склонах озера Маныч, где каждый год проходит фестиваль тюльпанов, пост не поставишь и за всеми участниками праздника не уследишь, поэтому надежда только на сознательность граждан, приезжающих в заповедную зону.


Удовольствие в тот день меня накрыло с головой и всю дорогу до дома я нюхала мою полынь, а по приезду переложила её в тканевый мешочек и спрятала себе под подушку. Вот уже три ночи я сплю с полынным мешочком у изголовья, и снится мне степь с бегущим навстречу ветру гривастым табуном мустангов, а ещё цветы, да такие, каких ни одна степь не видела.
***
Спасибо тем людям – как организаторам, так и экскурсоводам – за то, что приоткрыли завесу в истории кочевого народа и доставили радость не только мне, а всему нашему коллективу случайно собранных людей.
Хорошо, что Калмыкия – это тоже Россия!
Комментарии
Царь Кебаб
21 апреля 2017, в 09:38

Читать всю статью до конца не стал, поскольку уже в начале заметил у автора полное невежество в истории. Ойраты и ногайцы - совершенно разные народы. Ойраты не "осели" в России , а пришли в нее во время правления Василия Шуйского. Хочу посоветовать автору не писать о том, чего не знаешь наверняка. А это просто срам , а не статья.

Тамара Концевая
21 апреля 2017, в 17:54

Во-первых: Благодаря Вам стала умнее.
Во-вторых: Негоже "Царю" допускать ошибки в знаках препинания.
В-третьих: Никогда не применяйте такой тон, а то ведь даже и "спасибо" Вам говорить не хочется

Татьяна Борисова
25 апреля 2017, в 12:55

Как красиво и так давно хочется приехать в Калмыкию! :)

Статья очень интересная, а верхний комментарий мог бы быть и потактичнее написан.

Тамара Концевая
25 апреля 2017, в 19:38

Спасибо! На каждом ресурсе случаются подобные личности. У самих ноль в багаже, но тех, кто хочет рассказать, тратит на это своё время и эмоции, надо перекопать и уничтожить. Забудем.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
16:40
Рейтинг Тимофея Баженова. Война миров. Пришельцы
17:10
Рекорды моей планеты. Самые людные города
17:40
Рекорды моей планеты. Острова невезения
16:50
Звериный репортёр
17:20
Планета кошек. Британская короткошёрстная
17:50
Планета кошек. Русская голубая
Каждый мечтатель знает, что абсолютно реально скучать по месту, где ты никогда не был даже больше, чем по тому, где былДжудит Турман