Камбоджа. Анкор-Ват. 7 советов просвещения
Сейчас модно совершать одиночные путешествия, обходя за версту турфирмы, гидов и, как следствие, толпы народа и избитые достопримечательности. Но, бывает, что толпы и коммерческих вакханалий не избежать, особенно, если речь идет о мировом наследии.
Анкор-Ват был для меня чем-то космическим, непостижимо-великим и таинственным. Могла ли я думать, что мистические руины окажутся очередным базаром, торжеством портебительства и коммерции?..
В 8 утра нас забрал Вон и мы начали наше путешествие к культурному наследию. Заезжаем в кассы и покупаем билеты в храм. Душа перестает блаженно трепетать при виде очередей. Сотни потеющих на восходящем солнце туристов обмахивались веерами, считали деньги, ели, пили, орали на мужей, ловили детей и рассаживались по моторикшам.
Пропуск на два дня (как и на 3) стоит $40. Очереди дикие, но двигаемся быстро. Получаем пропуск. Важно встать в очередь в соответствии с цифрой на окошке. Цифра - это число дней, которое вы хотите потратить на прикосновение к прекрасному.1 день-$20.2-3 дня $40.
Первый храм производит незабываемые впечатления. Я не могу говорить, дико хочется тишины, покоя и созерцания. Прошу спутников извинить меня, убегаю за каменную стену и ныряю в извилистый лабиринт, испещренный текстами. Я вглядываюсь в экстатические выражения лиц апсар, трогаю древние камни, вслушиваюсь в потусторонний стрекот летучих мышей и вдыхаю ароматы благовоний. Делаю шаг вглубь и...... в следующую минуту панически ищу выход из кипящего водоворота потных спин, селфи-палок и восторженных криков. Поиск выхода замедляет вежливое намерение "да не испорти фото ближнему своему" - поэтому жду, чтобы не влезть в кадр.
Вскарабкалась на вершину башни- по случаю крутизны ступеней, тут немного людей. Смотрю вниз, паломничество туристов колоссально. Сотни разноцветных точек толпятся у входа, курсируют по основному маршруту и распространяются по всей территории. Анкор кормит всю страну, и здеь нет смысла жаловаться. Как говорится Понять и Принять.
Здесь Ангкор теряет свое величие, превращаясь в коммерческую точку на карте, подобно супермаркету в Черную Пятницу. Местные живут совсем рядом, в землянках или хижинах на сваях, в мусоре и нищете , однако мы не встретили ни одного попрошайку, за исключением тех, от кого меньше всего ожидаешь этого. Ангкор лучше один раз увидеть самостоятельно, чем перечитывать чужие отзывы. Нам ни разу не попались знаменитые дети, клянчившие доллар. Может потому, что мы не поехали на плавучие деревни озера Тонлесап, где нищая ребятня играет с голодными змеями на потеху туристам. А может все таки правительство запретило побираться в местах "силы", дабы не гневить белых Боддхисаттв, богатство приносящих.
Здесь я сделала окончательный и бесповоротный вывод. Кто бы что не говорил - здесь в ЮВА бескорыстные "буддийские монахи" делают неплохие деньги на одухотворенных европейцах. С улыбкой божьи люди протирают морщинистые руки под статуей Шакьямуни. Им на руку мода на Ом Мани Падме Хум и Намасте.
У них там просто рай для нео-хиппи и тех, кто хочет модного нынче благославления от адепта махаяны. Да что говорить, мы тоже купились на эту религиозную фальсификацию. Нас зовут монахи к огромному изваянию Будды . Тут стоит отметить, что это тот еще развод, во избежания религиозного диспута не буду вдаваться в подробности. Скажу, что на этот просвещенный гоп-стоп нужно идти по своей воле. Но, будьте бдительны- вам повяжут ленточки, окропят соком нони, прочтут мантры, выдадут палки-вонялки, благославят и почистят карму, отполируют чакры и потом, коротко- остриженная бабушка сморщенным пальцем ткнет в стопку зеленых купюр под ногами и вопросительно вперит взгляд. Пожертвования нужно подать каждому (псевдомонахов может быть с десяток), а то попортите карму! Они очень быстро говорят, их жесты точны, воздействуя на все органы чувств разводимого, как те цыгане с черкизовского, они получают свои доллары и зазывают следующих.
Конвейер благославлений работает с утра до вечера, без перерывов и выходных. Как только вы расстанетесь с мелочью, обряд инициации в почетные Лохи будет завершен. Можете носить полиэстеровые желтые нитки, зная, вас обули, нагрели ну или благословили - тут уже как вы сами настроетесь на данный ритуал. Модный нынче буддизм дорого стоит.
И я не голословлю. Наш водитель Вон от души посмеялся, когда увидел откуда мы выходим. "Ну и лошары же вы - повелись на дешевый развод"
Руины, однако, божественны. И божественный символ мужского начала ввернут в начало женское и сий сакральный ансамбль украшает главные залы храмов и галерей. Мне понравилась легенда о демонах, крутящих гору огромной змеей, чтобы взбить небесное молоко- амриту. Один мой знакомый буддист называл амритой трехзвездочный Арарат, и от этого он и в правду становился если не божественным нектаром, то пился чуть легче и похмелья почти не было. Здесь, у входов стоят торговые ряды и до того времени, как мы доходим до конца, цены скидывают до доллара, на это мы даже внимания не обращаем. Инстинкт современного потребительства подсказывает бежать с воплем "ДЕШЕВО!" к торговцам и скупать долларовое барахло, но здравый смысл перенасыщается разноцветным изобилием и не обращает вниманияна все эти майки, шарфики, фенечки, статуйки и прочую лабуду без которой можно дожить до глубокой старости.
Интересно, сколько зарабатывает местный бомбила? Мы не стали спрашивать - почему - не помню. Как-то в Сиануквилле мы пили с барменом, он сказал что зарабатывает $100 в месяц. Это без учета шары и чаевых. Он приторговывает травой и развлекается с молодыми европейками ибо внешность позволяет (высок, мускулист, даже прическа "мужской пучок" имеется). Жена Вона имеет бизнес на дому- продает бензин в пластиковых полторашках. Дом у них, по сравнению с другими, весьма неплох- не хижина из кокосовой требухи, а приличный каменный дом.
Мы просим отвести нас туда, где нет туристов. Сказано сделано, приезжаем на раскопки. Здесь нет армии фотографов, ибо смотреть тут откровенно не на что. Подумаешь, банда археологов по уши в глине достают из-под земли руины тысячелетней давности, сохранившиеся почти в первозданном виде. Они не собраны еще в красивый ансамбль, а развалены на земле для последующего изучения.Фотографировать тут нечего. Зато можно созерцать. Вас доставят на Островок на такой вот джонке, стоит это $10 с носа. Умиротворение после толпучек Ангкора стоит чуть больше, чем благословение буддийского монаха.
Здесь тишина. Это озеро используется как огромное водохранилище, местный люд - потомки богов ирригации- использует его для орошения рисовых полей. Кхмеры очень искусно уравляются с системами каналов
А еще, мы удачно подкрепились жареной на углях лягухой, нафаршированной бобовой пастой со специями и травами.С камбоджийским пивком- лагером идет божественно! И, кстати, мои эксперименты с тарантулами, змеями и лягушками желудок встретил на ура.
Курицы носятся прямо по полянке у озера. И без украс - это самая вкусная курица, которую можно зажарить. Пусть оно у них уже на "витрине" - после покупки они будут еще минут десять-пятнадцать жарить на открытом огне, поливая огненной приправой и посыпая Кампотским перцем.
А это - мои любимые вездесущие ларечники-сокодавы. За $2 они сделают любой сок из данного изобилия фруктов. Свежевыжатый, молочный шейк, смузи- что угодно. Все свежайшее и вкуснейшее. Мой личный челлендж- кокос в день выполнен на ура! За $1 - 1.5 дают пить свежий кокосец.
На следующее утро мы отправились встречать рассвет на главный комплекс. Так я себе это представляла. Утром пускают только в эту часть комплекса, так что обойти толпы нам не удалось. Мы ждем в темноте, повсюду снуют работники ларьков и предлагают напитки и еду.
У нас завтрак с собой, покупаем кофе и ждем. Как только небо на востоке начало алеть, в небо взметнулись селфи-палки и дроны.
Мы же скрывается в храме и становимся в очередь. Хотим подняться наверх, на самую главную башню. Если запоздать, можно стоять в очереди несколько часов. Вид прекрасен.
Здесь, опять же, нет никаких увеченных детишек, трясущих жестянки с мелочью, но есть вездесущие шарлатаны, что повергают в состояние беспомощного ужаса. Буддийский монах с алчностью в глазах совершает ритуальные челобития и клянчит доллары у ищущих выхода из сансары европейских страдальцев. А ты и не узнаешь, что тебя разводят, пока сий божий дядя не повелит кинуть на лапу пятачок.
А тем временем, мы приезжаем в недостроенный храм, где очень мало людей. Еще бы! Для начала ты чешешь в сопку (можно конечно вкусить блага сполна и доехать на замученом слоне, как настоящий ценитель, а можно и пешочком, пожалев несчастное животное. Потом еще подняться сто ступеней в небо и увидеть потрясающие пейзажи.
Лично мне Ангкор понравился своей величественностью, эстетикой и необычностью. Или же я в восторге от того, что я побывала в месте морового значения, которое нужно увидеть в своей жизни. Возможно, я просто поставила галочку - я была в том месте,о котором еще в детстве читала в огромных иллюстрированных географических атласах.
Не понравилось мне тоже многое. Я не одна такая умная, воспетое место всегда будет переполненно алчущими знаний и зрелищ. Да, это безумно красиво, много, грандиозно, как и любой рукотворный объект. Но, к сожалению, местом силы его я бы не назвала. Место торговли и человеческого потребительства- да. Красивый древний рынок, где продается многое - от Кока-Колы до мировой религии.
Прошу извинить, если по понятным причинам мой отчет вызвал негативную реакцию. Анкор стоит посмотреть. Важно лишь время и настрой.
Анкор-Ват был для меня чем-то космическим, непостижимо-великим и таинственным. Могла ли я думать, что мистические руины окажутся очередным базаром, торжеством портебительства и коммерции?..
Совет 1: Наймите водителя на несколько дней. Это можно сделать прямо у отеля.
Стоит данная услуга от $15 в день. Кхмер будет вас не только возить по достопримечательным местам, но, и при должном уровне красноречия и дипломатии, станет хорошим приятелем и покажет где лучше/вкуснее/выгоднее
В 8 утра нас забрал Вон и мы начали наше путешествие к культурному наследию. Заезжаем в кассы и покупаем билеты в храм. Душа перестает блаженно трепетать при виде очередей. Сотни потеющих на восходящем солнце туристов обмахивались веерами, считали деньги, ели, пили, орали на мужей, ловили детей и рассаживались по моторикшам.
Пропуск на два дня (как и на 3) стоит $40. Очереди дикие, но двигаемся быстро. Получаем пропуск. Важно встать в очередь в соответствии с цифрой на окошке. Цифра - это число дней, которое вы хотите потратить на прикосновение к прекрасному.1 день-$20.2-3 дня $40.
Совет 2: Ежели вам интересны руины лишь как отичный фон для селфи не траттьте сил,
берите день и приезжайте пораньше. Вам хватит чтобы обойти самые главные строения, не заостряя внимания на каждом камушке и корешке
Первый храм производит незабываемые впечатления. Я не могу говорить, дико хочется тишины, покоя и созерцания. Прошу спутников извинить меня, убегаю за каменную стену и ныряю в извилистый лабиринт, испещренный текстами. Я вглядываюсь в экстатические выражения лиц апсар, трогаю древние камни, вслушиваюсь в потусторонний стрекот летучих мышей и вдыхаю ароматы благовоний. Делаю шаг вглубь и...... в следующую минуту панически ищу выход из кипящего водоворота потных спин, селфи-палок и восторженных криков. Поиск выхода замедляет вежливое намерение "да не испорти фото ближнему своему" - поэтому жду, чтобы не влезть в кадр.
Вскарабкалась на вершину башни- по случаю крутизны ступеней, тут немного людей. Смотрю вниз, паломничество туристов колоссально. Сотни разноцветных точек толпятся у входа, курсируют по основному маршруту и распространяются по всей территории. Анкор кормит всю страну, и здеь нет смысла жаловаться. Как говорится Понять и Принять.
Здесь Ангкор теряет свое величие, превращаясь в коммерческую точку на карте, подобно супермаркету в Черную Пятницу. Местные живут совсем рядом, в землянках или хижинах на сваях, в мусоре и нищете , однако мы не встретили ни одного попрошайку, за исключением тех, от кого меньше всего ожидаешь этого. Ангкор лучше один раз увидеть самостоятельно, чем перечитывать чужие отзывы. Нам ни разу не попались знаменитые дети, клянчившие доллар. Может потому, что мы не поехали на плавучие деревни озера Тонлесап, где нищая ребятня играет с голодными змеями на потеху туристам. А может все таки правительство запретило побираться в местах "силы", дабы не гневить белых Боддхисаттв, богатство приносящих.
Здесь я сделала окончательный и бесповоротный вывод. Кто бы что не говорил - здесь в ЮВА бескорыстные "буддийские монахи" делают неплохие деньги на одухотворенных европейцах. С улыбкой божьи люди протирают морщинистые руки под статуей Шакьямуни. Им на руку мода на Ом Мани Падме Хум и Намасте.
У них там просто рай для нео-хиппи и тех, кто хочет модного нынче благославления от адепта махаяны. Да что говорить, мы тоже купились на эту религиозную фальсификацию. Нас зовут монахи к огромному изваянию Будды . Тут стоит отметить, что это тот еще развод, во избежания религиозного диспута не буду вдаваться в подробности. Скажу, что на этот просвещенный гоп-стоп нужно идти по своей воле. Но, будьте бдительны- вам повяжут ленточки, окропят соком нони, прочтут мантры, выдадут палки-вонялки, благославят и почистят карму, отполируют чакры и потом, коротко- остриженная бабушка сморщенным пальцем ткнет в стопку зеленых купюр под ногами и вопросительно вперит взгляд. Пожертвования нужно подать каждому (псевдомонахов может быть с десяток), а то попортите карму! Они очень быстро говорят, их жесты точны, воздействуя на все органы чувств разводимого, как те цыгане с черкизовского, они получают свои доллары и зазывают следующих.
Совет 3: Если уж вы и решили встать на желто-красную тропу буддизма, то не ведитесь на всю эту синтетическую базарную мишуру. Читайте книги, а не паблики и спрашивайте у правильных людей местонахождение правильных монахов.
Конвейер благославлений работает с утра до вечера, без перерывов и выходных. Как только вы расстанетесь с мелочью, обряд инициации в почетные Лохи будет завершен. Можете носить полиэстеровые желтые нитки, зная, вас обули, нагрели ну или благословили - тут уже как вы сами настроетесь на данный ритуал. Модный нынче буддизм дорого стоит.
И я не голословлю. Наш водитель Вон от души посмеялся, когда увидел откуда мы выходим. "Ну и лошары же вы - повелись на дешевый развод"
Руины, однако, божественны. И божественный символ мужского начала ввернут в начало женское и сий сакральный ансамбль украшает главные залы храмов и галерей. Мне понравилась легенда о демонах, крутящих гору огромной змеей, чтобы взбить небесное молоко- амриту. Один мой знакомый буддист называл амритой трехзвездочный Арарат, и от этого он и в правду становился если не божественным нектаром, то пился чуть легче и похмелья почти не было. Здесь, у входов стоят торговые ряды и до того времени, как мы доходим до конца, цены скидывают до доллара, на это мы даже внимания не обращаем. Инстинкт современного потребительства подсказывает бежать с воплем "ДЕШЕВО!" к торговцам и скупать долларовое барахло, но здравый смысл перенасыщается разноцветным изобилием и не обращает вниманияна все эти майки, шарфики, фенечки, статуйки и прочую лабуду без которой можно дожить до глубокой старости.
Интересно, сколько зарабатывает местный бомбила? Мы не стали спрашивать - почему - не помню. Как-то в Сиануквилле мы пили с барменом, он сказал что зарабатывает $100 в месяц. Это без учета шары и чаевых. Он приторговывает травой и развлекается с молодыми европейками ибо внешность позволяет (высок, мускулист, даже прическа "мужской пучок" имеется). Жена Вона имеет бизнес на дому- продает бензин в пластиковых полторашках. Дом у них, по сравнению с другими, весьма неплох- не хижина из кокосовой требухи, а приличный каменный дом.
Мы просим отвести нас туда, где нет туристов. Сказано сделано, приезжаем на раскопки. Здесь нет армии фотографов, ибо смотреть тут откровенно не на что. Подумаешь, банда археологов по уши в глине достают из-под земли руины тысячелетней давности, сохранившиеся почти в первозданном виде. Они не собраны еще в красивый ансамбль, а развалены на земле для последующего изучения.Фотографировать тут нечего. Зато можно созерцать. Вас доставят на Островок на такой вот джонке, стоит это $10 с носа. Умиротворение после толпучек Ангкора стоит чуть больше, чем благословение буддийского монаха.
Здесь тишина. Это озеро используется как огромное водохранилище, местный люд - потомки богов ирригации- использует его для орошения рисовых полей. Кхмеры очень искусно уравляются с системами каналов
Совет 4: Просите отвезти вас в отдаленные храмы. Для этого изучите карты и менее популярные источники. Например, вся цифровая орда толчется у Храма Байон Тэмпл в начале, а Храм Ta Keo, с не менее интересной историей, обделен ажиотажем
А еще, мы удачно подкрепились жареной на углях лягухой, нафаршированной бобовой пастой со специями и травами.С камбоджийским пивком- лагером идет божественно! И, кстати, мои эксперименты с тарантулами, змеями и лягушками желудок встретил на ура.
Совет 5: тщательность прожарки решает все, на улице гтовят при вас. смотрите, чтобы не халтурили. Ну, и самый важный предмет туалета в ЮВА - гель -дезиефектор для рук должен быть при вас всегда..
Курицы носятся прямо по полянке у озера. И без украс - это самая вкусная курица, которую можно зажарить. Пусть оно у них уже на "витрине" - после покупки они будут еще минут десять-пятнадцать жарить на открытом огне, поливая огненной приправой и посыпая Кампотским перцем.
А это - мои любимые вездесущие ларечники-сокодавы. За $2 они сделают любой сок из данного изобилия фруктов. Свежевыжатый, молочный шейк, смузи- что угодно. Все свежайшее и вкуснейшее. Мой личный челлендж- кокос в день выполнен на ура! За $1 - 1.5 дают пить свежий кокосец.
Совет 6: Кокосы очень полезны, а тут они еще и очень доступны
На следующее утро мы отправились встречать рассвет на главный комплекс. Так я себе это представляла. Утром пускают только в эту часть комплекса, так что обойти толпы нам не удалось. Мы ждем в темноте, повсюду снуют работники ларьков и предлагают напитки и еду.
У нас завтрак с собой, покупаем кофе и ждем. Как только небо на востоке начало алеть, в небо взметнулись селфи-палки и дроны.
Мы же скрывается в храме и становимся в очередь. Хотим подняться наверх, на самую главную башню. Если запоздать, можно стоять в очереди несколько часов. Вид прекрасен.
Совет 7: Не дожидайтесь пока вся толпа ринется в храм. Пройдите в числе первых и займите очередь на эту адову лестницу. Во-первых, вы раньше всех окажетесь наверху и поймаете эти "золотые часы" для фотографии, Во-вторых , стоять в очереди на жаре - это не долно быть частью прикосновения к прерасному
Здесь, опять же, нет никаких увеченных детишек, трясущих жестянки с мелочью, но есть вездесущие шарлатаны, что повергают в состояние беспомощного ужаса. Буддийский монах с алчностью в глазах совершает ритуальные челобития и клянчит доллары у ищущих выхода из сансары европейских страдальцев. А ты и не узнаешь, что тебя разводят, пока сий божий дядя не повелит кинуть на лапу пятачок.
А тем временем, мы приезжаем в недостроенный храм, где очень мало людей. Еще бы! Для начала ты чешешь в сопку (можно конечно вкусить блага сполна и доехать на замученом слоне, как настоящий ценитель, а можно и пешочком, пожалев несчастное животное. Потом еще подняться сто ступеней в небо и увидеть потрясающие пейзажи.
Лично мне Ангкор понравился своей величественностью, эстетикой и необычностью. Или же я в восторге от того, что я побывала в месте морового значения, которое нужно увидеть в своей жизни. Возможно, я просто поставила галочку - я была в том месте,о котором еще в детстве читала в огромных иллюстрированных географических атласах.
Не понравилось мне тоже многое. Я не одна такая умная, воспетое место всегда будет переполненно алчущими знаний и зрелищ. Да, это безумно красиво, много, грандиозно, как и любой рукотворный объект. Но, к сожалению, местом силы его я бы не назвала. Место торговли и человеческого потребительства- да. Красивый древний рынок, где продается многое - от Кока-Колы до мировой религии.
Прошу извинить, если по понятным причинам мой отчет вызвал негативную реакцию. Анкор стоит посмотреть. Важно лишь время и настрой.
Читайте также