Кызыл. Центр Азии
Отправляясь в Тыву, я не стала читать отзывы на сайтах, изучать фотографии и карты. Я хотела увидеть свою Тыву, которая пока существовала лишь как ассоциация с уроками географии. И вот еще: Тыва – этническое название, Тува – русское произношение. В России правильными считаются оба варианта.
Самолеты в Кызыл, столицу республики, летают редко. Небольшой аэропорт 1946 года постройки связан сообщением с Новосибирском и Красноярском. Но путешественники, в большинстве своем, предпочитают добираться самолетом до Абакана. А уже оттуда – по федеральной трассе М54 «Енисей» до Тывы. Также поступают и те, кто прибывает на ближайший к Тыве железнодорожный вокзал в Абакан.
«Енисей» – это единственная магистраль, которая связывает Тыву с остальной Россией. Единственная, но какая! Многие автолюбители называют М54 одной из красивейших дорог в стране. Здесь обязательно стоит сделать остановку на смотровой площадке в природном парке Ергаки, рядом с так называемой «полкой» – противолавинной галереей, местом дороги, защищенным колоннадой от лавин и камнепадов. Несмотря на жару, в окрестностях до сих пор лежит снег. Можно устроить битву в снежки, что особенно приятно, когда на термометре +30! И не забудьте разглядеть легендарную вершину Спящий Саян, его прекрасно видно с трассы. Если узнать почивающего богатыря, каким представляют его легенды, сразу не получается, фотоаппарат вам в помощь. Будет, чем занять воображение по возвращению из поездки.
На тувинской земле – нетипичный для моего восприятия пейзаж: горные реки и кедровые холмы трансформируются в задумчивые горы, лишенные растительности. Взгляд убегает на многие десятки километров вдаль. И так на 360 градусов. Тени облаков создают на ровном матово-зеленом покрытии высоких холмов кружевной синий узор. Иногда в звеньях бесконечной гористой цепочки встречаются редкие вкрапления маленьких сел. Их жители у дороги продают клубнику. Можно представить, какой урожай ее зреет на таких просторах.
Если решите ехать рейсовым автобусом «Абакан-Кызыл», будьте готовы, что на границе с Хакасией вас ждет проверка паспортов, а вокзал – комната в обычной квартире на первом этаже и парковкой в один автобус. Но это, согласитесь, только добавляет колорита.
Часы за просмотром пейзажей промчались незаметно. И вот мы в Кызыле, ни много ни мало – Центре Азии!
Енисей, Улуг-Хем, «великая река» – одна из величайших рек мира и России начинается слиянием рек Ка-Хем и Бий-Хем (Большой и Малый Енисей) в самом центре города. Считается, что в конце XIX века сюда приехал некий английский путешественник с целью «видеть Центр Азии». До этого он уже побывал в центре Африки, Европы и Австралии. Приехал, установил табличку.
Позднее его соотечественник, топограф Александр Дуглас Каррутерси подтвердил правильность вычислений.
И самого центра Азии приятно делать фото на фоне величественного Енисея. В кадр при этом попадет священная гора Догээ напротив набережной с мантрой, выложенной белым камнем, и возвышающимся на вершине постаментом под будущую статую Будды.
Кстати, если при словосочетании «Центр Азии» в голове возникают образы многолюдных улиц, шумных базаров с характерным музыкальным сопровождением, то зря. Всего этого в Кызыле вы не найдете. Город очень маленький. Здесь живет по разным данным около 110 тыс. человек. Есть свои ВУЗы и колледжи, но молодежь ездит на учебу также и в Абакан, Красноярск или Томск.
Сам город был основан сразу после вхождения Тывы под протекторат России в 1914 году под названием Белоцарск. В революцию был переименован в Хем-Бельдир, а вскоре получил и современное свое название, которое с тувинского переводится, как «красный». На удивление, в городе вообще очень много всего, что связано революцией, гораздо больше, чем в целом по России.
В плане городской инфраструктуры, кажется, есть все необходимое – несколько гостиниц, небольшие кафе. Передвигаться можно на такси или на маршрутках – желтых «газелях». При пользовании последними имейте в виду, что в час пик их салоны, независимо от количества заявленных посадочных мест, напоминают пекинскогое метро.
А вот поклонникам шопинга стоит набраться терпения и свои потребности реализовывать в других городах. В Кызыле всего несколько магазинов, где представлены малочисленные бренды. Еще с десяток розничных отделов и два-три гастронома, атмосфера которых мягко погружает в советское детство. Не хватает только весов с гирьками на прилавке и кефира с крышками из фольги на полках.
А вот цены на продукты гораздо выше, чем в городах соседних областей и краев. Практически все товары – завозные. Местные продукты можно купить на рынках. В Тыве обязательно надо пробовать кумыс, быштак – особый прессованный сыр, курут – сушеный творог, есть и молочная водка – арака.
Теперь о пище духовной. На центральной площади между Домом правительства и Тувинским музыкально-драматическим театром им. В. Кок-оола обязательно нужно покрутить молитвенный барабан. Он был привезен из Индии, внутри – порядка 115 миллионов листов с мантрами. Крутят его по часовой стрелке и непременно с чистыми мыслями. Желают при этом добра и благосостояния не только себе, но и всем людям. Один оборот барабана – одна молитва. Считается, чем больше кругов, тем лучше. Если в чем-то провинились или чего-то очень хочется – число кругов должно равняться ста восьми – священному числу буддистов. Но без должной подготовки уже после третьего начинает кружиться голова.
Еще о самой площади. Когда-то меня поразил центр Хельсинки, причем не только своим архитектурным ансамблем. Необычную атмосферу площади, напоминающей палубу огромного корабля, создавали чайки. Они кружили в небе, сидели на памятниках и вместо привычных голубей и воробьев прыгали по ступеням лестниц, выпрашивая у туристов еду. Кызыльскую площадь Арата мне теперь тоже не забыть – как над биваком, раскинутым в степи, под мерный шелест воды фонтане в прозрачном воздухе высокого неба там гордо парят коршуны.
При наличии свободного времени и удачного стечения обстоятельств, стоит посетить и вышеназванный музыкально-драматический театр. Тыва считается родиной хоомей – горлового пения, основанного на извлечении сразу нескольких нот одновременно. У слушателей оно вызывает какой-то зачаровывающий эффект, а уж если хоомей прозвучит в исполнении профессионалов да еще в оформлении национальных инструментов – считайте, вам повезло. Пожалуй, лучших хоомейджи собрал Тувинский национальный оркестр, который и дает выступления в этом театре. Далее по списку – музей.
Национальный музей легко узнать по архитектуре восточного стиля, в которой хорошо читаются буддийские элементы. Внутри – пять этажей с экспонатами, некоторые из них расскажут о временах, когда самого буддизма еще не существовало. Здесь все: от оленных камней – монументов, которые до сих пор находят в степи (на них изображались олени, такие камни ставились на погребениях и культовых местах) – до современного периода развития республики.
Главная ценность коллекции музея, ради которой приезжают даже из других стран – знаменитое «Золото скифов». В музее на эту экспозицию нужно приобрести отдельный билет, и бронированные двери открывают для вас сокровищницу, найденную при раскопках двух курганов Аржаан-1 и Аржаан -2 в 2001 году.
Во втором кургане был погребен царь вместе с царицей, а также семнадцатью приближенными и ста шестьюдесятью конями. Было обнаружено огромное количество ценных предметов и украшений, серебро, керамика, оружие. И, только вдумайтесь, порядка тридцати килограммов золота! Причем золота тончайшей работы: как заметил кто-то из гидов, если бы сейчас оно попало на ювелирную выставку, одержало бы победу.
Считается, что такая технология обработки металла была изобретена в XIV в. нашей эры. Как скифы создавали их 7 тысяч лет назад, остается загадкой.
Здесь в Кызыле мне удалось пообщаться с жителем Крыма – профессиональным экскурсоводом, который тоже посетил национальный музей. Он сказал, что найденные здесь украшения с их символами и образами практически полностью идентичны тем, что обнаружены в скифских курганах Причерноморья. А ученые, между тем, предполагают, что, судя по возрасту находок, эпоха скифов началась именно здесь, а затем уже распространилась к Черному морю. Одним словом, вопросов у меня теперь больше, чем ответов, и скифская тема заслуживает, безусловно, отдельной статьи.
Что касается загадок и необъяснимых вещей, то в Кызыле найти их можно и за пределами музея. Например, здесь вполне успешно функционирует шаманская больница. Часто обращаются местные жители в шаманский центр «Дунгур» – избавиться от недуга, погадать на удачный исход сделки или «забронировать» хорошую оценку на экзамене, цели могут быть разные. Шаманы гадают бизнесменам, учителям и студентам на мелких, как семечки, черных камнях, которые добывают из зоба глухаря.
Я помню, как однажды на Байкале мне встретился тувинец, который собирал крохотные черные камни на линии прибоя. Молодой парень, кстати, тоже журналист, сказал, что это для его деда-шамана, который будет на них гадать. Тогда я немало удивилась, а теперь оценила силу традиций. Многие из тувинцев сегодня исповедуют и буддизм, но гораздо чаще совмещают его с древними культом.
Если в шаманский центр идти страшновато, а на Международный слет шаманов мира, который каждое лето регулярно проходит именно в Тыве, вы не успели, можно отправиться в местечко Алдын-Булак, что в полутора часах езды от Кызыла. Говорят, здесь когда-то располагалась ставка хана. Сегодня в небольшой долине уютно раскинултсь юрты, окруженные горами. Со смотровых площадок открываются потрясающие виды на пологие повороты Енисея, далекие вершины и на удивительное расположение самих построек в долине, которое символизирует систему движения планет в галактике.
Расположение юрт рассчитано еще и в соответствии с древним восточным учением фэн-шуй. У юрт путников встречают девушки в национальных одеждах, преподносящие отрез белого шелка как символ высочайшего уважения (шелк ввиду его труднодоступности и дороговизны был едва ли не главной ценностью в семье), а еще брутальные красавцы-воины в доспехах и мехах.
В Алдын-Булаке можно ощутить себя настоящим кочевником, остановившись в юрте на ночь, попробовать национальную кухню, послушать или даже научиться горловому пению. И, конечно, пройти шаманский обряд очищения огнем.
Шаманы, камлавшие с бубнами у очага, мало напоминают актеров. Более того, мой коллега-фотограф поделился, что во время обряда у него вдруг отключилась камера. Точнее, снимки он продолжал делать, но в памяти аппарата их нет. А те, что сохранились, теперь не открываются и не копируются с карты памяти. Сама камера начала работать только спустя полчаса. Такие дела.
Нужно сказать, что в приграничных с Монголией деревнях можно и не услышать русскую речь. Вообще больше русского понимают как раз монгольский. Кстати, к теме о границах. Часть южной границы Тывы с Монголией проходит по озеру Торе-Холь. Его позиционируют как природную модель биосферы Земли. В окрестностях сменяют друг друга разные климатические пояса: песчаные пустыни, степи с разнотравьем и лесостепь, острова лесов, тундра и лесотундра на вершинах хребтов, а там недалеко и до вечных снегов. Флора и фауна, разумеется, тоже уникальны. Собственно, как и вся территория Тывы, где на одном конце отрезка в 200 км могут обитать снежные барсы и бродить мощные яки, а на другом – по пескам гулять стада верблюдов.
До Торе-Холь из Кызыла дорога займет часа три с половиной. Это по асфальту. А потом еще 30 км увлекательного сафари по пустыне. Если авто герметичное и с кондиционером – отлично, если же нет, запасайтесь респираторами, пыли в салоне будет предостаточно.
И еще один момент. Отнюдь не стоит на резких спусках-подъемах упиваться скоростью, чувствуя себя участником ралли Париж – Дакар. Песчаные трассы по холмам проложены хаотично и, конечно, не регулируются, поэтому часто случаются лобовые столкновения тех, кто летел с озера, с теми, кто спешил на него. В общем, как говорили мои знакомые спасатели, «все проблемы из-за халатности».
Поэтому, не теряя бдительности и с холодной головой, смело отправляйтесь на Торе-Холь, что переводится как «озеро в форме седла». Если взглянуть на него через Google Maps, так и будет. Здесь можно снять как благоустроенные домики, так и настоящие юрты. Внутри пахнет войлоком, по окружности стоят кровати, а в 20 метрах плещется прозрачнейшая волна. Песок по цвету и фракции точь-в-точь как на испанском побережье Коста-Брава, только вода пресная и богато насыщена кислородом. Но и атмосферу тишины и умиротворения, конечно, не передать, это нужно ощутить лично.
Озер как с пресной, так и с соленой водой в Тыве огромное количество. А еще целебные грязи, радон, минеральные источники, или аржааны, как их называют местные. На одном из таких мы побывали, когда возвращались в Кызыл. Вода по вкусу напоминает нарзан. Количество таких источников и спектр их благоприятного воздействия на здоровье могут составить конкуренцию трем таким курортам, как Карловы Вары и иже с ними. И, думаю, еще составят.
Курорты находятся в стадии развития. Правительство республики разработало проекты, благодаря которым туристический поток в Тыву должен возрасти. Но если одних больше интересуют лечебная вода и грязи, то поклонники экстремального отдыха давно внесли Тыву в свой горячий список – сплавы по рекам высочайшей категории сложности, горные восхождения, конные путешествия, трофи-рейды на авто, разумеется, охота и рыбалка. Одним словом, в Тыву нужно возвращаться и не раз.
Раньше я думала, что самое завораживающее зрелище – это закат в остывающей пустыне или на брегу океана, теперь мне кажется, что мой личный топ возглавили закатные лучи степей и гор Тывы. Какое количество оттенков, сменяющих друг друга в течение короткого закатного часа!
Когда едешь по тувиннским просторам, напрочь теряешь ощущение времени. Пастухи, или как их называют здесь, чабаны, как и века назад, пасут неспешно свои стада, ветер колышет траву, а у подножий гор белеют редкие юрты, Енисей медленно несет свои воды. Идеальное место для размышлений о смысле жизни. Послевкусие от поездки – особенное. Последний раз такое ощущение спокойствия и гармони внутри было у меня после возвращения из Индии. А лучшие тувинские сувениры – это фото ее пейзажей, запах степи, вкус кумыса и звуки хоомей.
Запоминающихся вам поездок по нашей красивой и необъятной!
Читайте также
2 января 2025
41 050
2 января 2025
8 427
Будет интересно