На перекрёстке времени, дорог и историй

Природа ждала зиму: было тихо и как-то очень торжественно. Через графически вычерченные черным ветви просвечивала Она. Пересечение шоссе и узкой деревенской дороги... А нам показалось, что перекресток времени.
Кирха в пос. Зеленополье Гурьевского района Калининградской области построена в 1735 году, но возведена она была на основе старинной орденской кирхи, когда-то имела резной алтарь, выполненный в мастерской Исаака Риги и орган фирмы «Янсен». Находилась кирха под патронатом известной в Восточной Пруссии дворянской семьи графов Дона.



Во время взятия Восточной Пруссии советскими войсками кирха серьезно не пострадала, хотя и подверглась артиллерийскому обстрелу, в результате которого был сбит купол башни и повреждена южная стена.



Даже в таком состоянии кирха использовалась переселенцами под склад. Тогда в алтарной части были пробиты ворота для заезда транспорта. Приходское кладбище сравняли с землей.
В последние годы на стене кирхи появилась табличка с надписью: «Приходская церковь XVIII века. Охраняется государством». Но как можно видеть, она сыграла только роль бесполезного магического заклинания.



Ещё не так давно, рассказывают очевидцы, кирха, хоть и давно оказавшаяся не у дел, выглядела вполне прилично, довольно величественно, были в целости и «верх», и «низ» строения. Но затем, лишившись крыши, здание стремительно пришло в упадок.



Последнему в немалой степени способствовали местные «строители частного сектора»: тащили кирпич для нужд собственного домашнего хозяйства. В 1999 году обрушилась восточная стена. Внутри и вокруг воцарились упадок и запустение.



На одной из стен кирхи находится уникальная мозаика с изображением евангельского сеятеля - мозаика, подобной которой, может быть, больше и во всём мире не сыскать.



Сюжет мозаики довольно необычен: крестьянин, сеятель, разбрасывает семена. Золотом горят эти кусочки смальты. Сеятель сосредоточен, его глаза кажутся огромными, в них - печаль и небывалая сосредоточенность. А под почвой - фигуры лежащих солдат в касках германской армии. Это аллегория 20-х годов прошлого века. Тогда Пруссия зализывала раны, нанесенные Первой мировой войной.. Много прихожан погибло и в церковном приходе Борхерсдорф, так раньше называлось это местечко. Все они упокоились на родине. А в память о них неизвестный немецкий умелец выложил фреску на стене приходской церкви. Под мозаикой находится старая каменная доска с фамилиями (сейчас она слабо читается). Что же хотел сказать безымянный мастер? Может, то, что жизнь все равно побеждает смерть?..



Цвет этой уникальной мозайки поражает. Синий и золотой. Вдруг из-за туч скользнул тонкий луч неласкового осеннего солнца. Скользнул и пропал... А мы стояли, как завороженные. Конечно, потом мы кинулись обсуждать, каким огнем полыхнула мозайка..., что как нам повезло...

..... сеятель бросает зёрна в землю, навеки приютившую погибших воинов. Это из их трагической смерти вырастет урожай жизни. Так и называется: «Мы погибли, чтобы вы жили». Рядом – почти вовсе съеденные временем имена тех, кто не вернулся с поля боя.



Кстати, смальтовое панно очень похоже на графический цикл «Живые и мёртвые» известного литовского художника Стасиса Красаускаса. И это, скорее всего, не случайно. Красаускас бывал возле этой кирхи, имел возможность оценить горечь и сдержанность изображения на её стене…



Понадобится всего несколько месяцев, чтобы развалился юго-восточный угол здания, украшенный уникальной фреской. А вместе с ней упадет и охранная доска.... Стены кирхи вопиют о немедленных работах по укреплению и консервации. Но теперь это иная история. Кирху передали РПЦ.