Обед с видом на Эльбрус

Эта история началась в 1963-м году. Когда, в связи с расширением рекреационной зоны Приэльбрусья, была построена первая в Советском Союзе канатная дорога. Поднималась "креселка" на склон горы Чегет, где работала красивая, видовая и очень сложная горнолыжная трасса. Одновременно с открытием канатки, на первой станции, было выстроено и первое в Советском Союзе настоящее высокогорное кафе "Ай". Стоит оно на высоте 2700 метров и с него открываются превосходные панорамы Баксанкой долины, окружающих вершин и самый классный вид на гору Эльбрус. Ай на местном балкарском наречии означает Луна. Так его назвали за высоту и форму, кафе круглое и панорамное, по периметру огромные окна под крышу. Архитекторы максимально обыграли особенность места - панорамные виды. И уют горного приюта не забыли - в центре зала камин. Настоящий, который топят дровами. Он и обогревает помещение зимой.

Задумка была великолепной и кафе получилось прекрасным. Здесь любили бывать народные барды Визбор и Высоцкий. Об этом кафе и месте Юрий Иосифович написал повесть, "Завтрак с видом на Эльбрус". Написал здесь же, сидя у камина. Он вообще очень много здесь бывал, часто останавливался в хижине Чегет, находившемся неподалеку приюте. А в кафе его видели очень часто. В 1993-м году кафе превратилось в съемочную площадку, снимали экранизацию "Завтрака с видом на Эльбрус".

Владимир Семёнович тоже бывал здесь довольно часто. После съемок фильма "Вертикаль" он всей душой привязался к горам и к своему балкарскому другу Хусейну Залиханову, приезжал в Приэльбрусье по нескольку раз в год. В кафе "Ай" он любил сидеть за одним и тем же столиком, который так и остался в народной памяти, как столик Высоцкого. 

Кафе работает и сегодня. И здесь все такая же хорошая кухня - настоящие балкарские хичины, чебуреки с ягодами и чай из местных трав, собранных на склонах. Все также в солнечную погоду как на ладони обе вершины одной из величайших гор мира - Эльбруса. И все также можно посидеть у камина в холодное время года. А ещё колорита добавляет та самая первая канатная дорога Советского Союза, на которой нужно подняться. Она здравствует и сегодня. Уже более 60-ти лет поднимая сюда посетителей.