От ПЕТРОГЛИФОВ и ЦИКЛОРАМ к ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
C момента появления человека на Земле витальное стремление к творчеству является одной из его главных отличительных черт. Это находит отражение в любом виде креативного познания мира, а также в последующем самовыражении.
С доисторических времен людям было свойственно желание не просто запечатлевать окружающий мир, но расширять его рамки, создавать собственную реальность.
Древнейшие панорамы пещерной живописи от знаменитой Шове до петроглифов Горного Алтая выглядят как стремление к созданию древними людьми собственных виртуальных миров.
доисторические петроглифы пещеры Шове
В изобразительном искусстве задаче непосредственного создания виртуальной реальности служила художественная панорама. Впервые, как вид изобразительного искусства, она появилось в Китае не позднее X века.
Панорамные картины имели форму длинных свитков. Наиболее известным примером является свиток “По реке в День поминовения усопших”. Это живописная панорама, созданная в XII веке при дворе династии Сун.
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: свиток “По реке в День Цинмин”
В высоком разрешении публикуется ВПЕРВЫЕ!
На панораме запечатлена повседневная жизнь обитателей императорской столицы. Свиток длиной в 528 см в мельчайших подробностях изображает занятия самых разных сословий. Здесь нашли отражение и крестьянский труд, и столичная суета.
В общей сложности можно разглядеть 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев. Свиток Цзэдуаня настолько полюбился одному из императоров династии Юань, что он собственноручно начертал на обороте своё стихотворение.
В настоящее время слово “панора́ма” от греч. πᾶν — “всё” + ὅραμα — “вид”, “зрелище” широко распространено в современном обиходе.
Однако, в Европе оно возникло сравнительно недавно - лишь в конце 18-го века. Его появление связано с организацией экстраординарных для того времени визуальных спектаклей.
Шоу для развлекательного показа публике картин-панорам было придумано ирландским художником Робертом Баркером в 1792 году.
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама Эдинбурга Роберта Баркера
Для демонстрации панорам Эдинбурга, нарисованных на цилиндрических поверхностях, в Лондоне было построено первое специальное кирпичное здание панно-ротонда - циклорама.
Предприятие имело большой коммерческий успех, примитивные шоу стали популярны в Англии, а затем во многих странах Европы. Недостаток мастерства художников компенсировался деятельной жаждой коммерциализировать интерес публики к виртуальной реальности.
циклорама Баркеров в Лондоне
Не стоит тратить время на описание художественных недостатков ранних панорам. И тем более не имеет смысла сравнивать их с изысканными полотнами китайских мастеров. Они предназначались для “неподготовленного зрителя”. Публика развлекалась, и главное - платила, а большего от панорам не требовалось.
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама Эдинбурга Роберта Баркера
Лишь к середине XIX века европейские художники значительно продвинулись в технике создания панорамных полотен, хотя в художественном смысле достичь уровня китайских мастеров прошлого им так и не удалось.
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама Константинополя Генри Баркера
С появлением и развитием фотографии стали популярны круговые панорамные виды больших городов. Как правило, они оформлялись в виде крупноформатных альбомов.
В Москве "Фотографическая панорама" снята с обходной галереи строящегося храма Христа Спасителя в 1867 году на деньги известного московского предпринимателя Н.А.Найденова.
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама Москвы 1867 - 2017 с храма Христа Спасителя
Подробнее о панораме Москвы 1867 - 2017
Через 100 лет после изобретения циклорамы, к началу XIX века, художественная панорама достигла своего расцвета. К этому времени из атрибута театрализованных представлений панорамы постепенно превратились в самостоятельный вид монументального искусства.
Современные музеи-панорамы - это специально построенные экспозиционные комплексы, в которых совмещается широкоформатное изображение местности или пейзажа с круговым обзором а также предметным планом. Оригиналы предметов или муляжи и макеты, часто выполнены в натуральную величину.
Экспозиция дополняется звуковыми и световыми эффектами, создавая иллюзию реальности сцены. Зритель наблюдает воссозданную картину не со стороны, а изнутри, находясь в центре событий.
В настоящее время в мире функционирует около 100 музеев-панорам. В Германии -11, Китае - 10, США - 7, Австралии - 6, в Турции, Швейцарии, Франции и России - по 4.
Основными сюжетами являются батальные сцены, важные события истории, религиозные сюжеты, реже виды городов и ландшафты.
По мнению специалистов, из 10 панорам, представляющих наибольшую художественную ценность, две находятся у нас в стране. Это музеи-панорамы «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах».
Обе написаны «мировым мастером панорамы» Францем Алексе́евичем Рубо́ (1856, Одесса - 1928, Мюнхен) — российско-немецким художником-панорамистом.
Академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, основоположник отечественной школы панорамной живописи является автором трех панорам и около двухсот монументальных полотен.
Музей-панорама «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах»
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах»
В 1905 году в специально построенном для экспозиции здании, Российской публике была представлена панорама, созданная художником по заказу императорского правительства. Она посвящена героической обороне Севастополя в годы Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов.
Огромное живописное полотно 14 × 115 метров писалось с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 1610 м².
В отличие об большинства батальных панорам, главным героем сражений Ф. А. Рубо считал народ. В прославлении его подвига он и видел основную свою задачу своих работ.
Подробнее о Музее-панораме «Оборона Севастополя»
Музей-панорама «Бородинская битва»
Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама «Бородинская битва»
Это первый в стране музей, посвящённый 100-летию Отечественной войны 1812 года. Новое учреждение, действовало как государственный музей, выполняя функции хранения, изучения и презентации исторического и культурного наследия, связанного с памятью о центральном событии войны 1812 года.
В начале 1918 года музей был закрыт. В 1962 году панорама Ф. А. Рубо отреставрирована в центральной научно-реставрационной мастерской бригадой художников под руководством М. Ф. Иванова-Чуронова. Специально для её размещения на Кутузовском проспекте было возведено специализированное здание.
В здании музея открыта экспозиция, рассказывающая о событиях Отечественной войны 1812 года и генеральном сражении при селе Бородино.
Подробнее о Музее-панораме «Бородинская битва»
Со временем меняются технологии, но не меняются люди. В последнее время, как и прежде, естественный интерес к виртуальной реальности подогревается возможностями его коммерциализации. Развитие VR технологий приобрело массовый характер.
Современные VR панорамы еще не стали интерактивны, но уже “ожили” и заговорили.
Живая панорама «По реке в день Цинмин» 清明上河图
Виртуальный мир становится все более реальным и менее безобидным. Пока он не способен создавать своих форм и вынужденно ограничивается манипулированием готовыми, их всевозможным дроблением и комбинированием, а это прямой путь к деградации тех, кто пытается в нем существовать.