По Шотландии, Англии и Уэльсу
В 2014 году я совершил большое путешествие по Англии и Шотландии, побывал в Эдинбурге, в Йорке, Лондоне, Кембридже, на родине Шекспира, в Уэльсе, и даже в Солсбери.
Я мог убедиться, что дело не только в экономическом укладе. Менталитет и география могут являться чуть ли не важными факторами. История, культура, религия страны определяют развитие экономики и общества в целом, а не только одна экономика. Это доказал ещё известный немецкий социолог Макс Вебер.
«Ключ политики государств, — писал Наполеон, — в их географии».
Действительно, география играет важнейшую роль в определении образа жизни, а значит и образа мыслей людей. Например, на Британских островах, особенно в южной части, благодаря Гольфстриму круглогодично тепло, нет долгих зим и сильных морозов, скот гуляет на пастбищах круглогодично.
Именно география определяет особенности национального менталитета и мировоззрения. Люди в принципе одинаковы, различия лишь в головах, в идеологии и воспитании.
Например, «английская свобода» – это инициатива и ответственность (личностная свобода в пределах закона).
«Прусская свобода» – это дисциплина, повиновение, верность, служение (надличностная свобода).
«Русская свобода» определяется как своеволие, вольность. Русская вольность – это свобода от закона. Понятие «воля» исконно русское и непереводимое; оно есть только в русском языке. Русская воля не знает границ.
Король Генрих VIII не просто отобрал имущество у католической церкви Англии, а сделал это в результате отказа Папы Римского благословить брак Генриха с Анной Болейн. Генрих VIII создал свою англиканскую церковь, а имущество католической церкви распродал. Король Генрих был исключительно любвеобилен, и можно сказать, что его любовь стала причиной политических изменений в Англии. Так что, как поётся в известной песенке, «любовь во всём виновата…»
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Читайте также