При каждой опасной неожиданности в сельве нужна мгновенная реакция
Предыдущая история - Чем удивляют джунгли
Следующая история - Ловля пираний и футбольная болельщица обезьяна-паук
Следкющая историяПробирались тихой сапой и дошли до относительно открытого пространства, устланного толстым слоем коричневой листвы, с огромным деревом по центру. Тут я впервые увидела гиганта, корни которого напоминали огромных змей, расползающихся в разные стороны. Они зловеще расстилались по земле. Я понимала, что это дерево, но оторопь, как от страшной сказки, меня захватила.
Здесь мы остановились на отдых, я постепенно свыклась с окружающим лесом, а на предложение Тони — сделать несколько снимков среди корней великана — согласилась с опаской. Неуверенно пошла к стволу, внимательно вглядываясь в листву под ногами и в фантастически извивающиеся корни на десятки метров. У таких деревьев мною овладевает ужас, наверное, это одна из фобий, которых у меня много.)
Поразила нижняя корневая часть. Этот гигант выживал за счёт своих корней, которые в поисках питания расстилались по поверхности земли, как, впрочем, поступают многие виды деревьев в густых лесах с недостатком солнечного света и питательных веществ. Исполинские корни меня пугали, хоть я и пыталась выразить своё восхищение. Теперь же памятное фото всякий раз возвращает меня в Амазонию.
Пребывание на полянке предполагало отдых, но я так и не смогла расслабиться, а когда проводник сказал, что пора возвращаться, я даже обрадовалась. Мы двинулись по другой тропе, слегка блуждая и постоянно с помощью мачете прорубая себе путь. Тропинки в сельве зарастают молниеносно. Если пару дней никто по ней не прошёл, то тропку уже не найти.
Тони всякий раз просил быть внимательней, смотреть под ноги и по сторонам, так как сельва щедра на разные сюрпризы. Идти надо след в след, а не забегать вперёд, не торопиться, при этом не хвататься за стволы и ветви кустарника. На этом моменте мой проводник просто настаивал.
Я от стекающего по лицу пота уже вокруг ничего не видела. Осаждаемая тучей зловредных насекомых, размахивала руками и яростными хлопками старалась уничтожить всех москитов в округе. А тут ещё наряду с комарами существенно действовала на нервы шляпа с сеткой; она почти не пропускала воздух, который лениво и влажно замер без единого движения ветра.
Перед собой же видела только грязные сапоги моего попутчика, и если быть честной, то действительно устала ломиться сквозь чащобу, топтать болотистую почву, кормить насекомых и безжалостно истекать потом. Появилось странное равнодушие к происходящему, и мне уже было всё равно кто нас съест.
И вдруг с тонкого деревца на спину попутчику сорвалась извивающаяся чёрная змейка. Вы бы видели, какое грандиозное, даже виртуозное сальто совершил мой товарищ! Он, как титулованный гимнаст, влетел в густую растительность, где, вероятно, жили тарантулы и прятались подобные змейки, и тут же выскочил на тропу, не дав ни единого шанса кусачим существам попробовать себя на зуб. Произошло это быстрее, чем я рассказываю.
Поразила реакция этого толстенького человечка в то время, как я продолжала уныло стоять на своём месте, будто вкопанная в гниющую влажную листву подлеска. Я не успела сообразить, а не то чтобы предпринять какие-то действия. А юркая змейка сверкнула молнией и прошелестела по листьям мимо моих сапог.
К счастью змея не успела укусить проводника, он оказался быстрее. Тут я включилась в ситуацию и выпалила:
— Тони, я очень испугалась! А если бы она тебя укусила?
Мой товарищ шутливо ответил:
— Я бы помер на этой тропе.
Тут я испугалась ещё больше:
— Нет, Тони! Если бы ты умер здесь от укуса змеи, то я никогда не вышла бы из сельвы. Дорогу мне не найти.
Тут Тони обиделся и ответил, что я циник.
— Да нет, я честная! Конечно, мне и тебя жалко, но дорогу бы я точно не нашла. Что за ужасный лес? Здесь всё вокруг ядовитое!
А попутчик подтвердил:
— Ты знаешь, что маленькие змеи особенно ядовиты? Им труднее добыть себе пищу, поэтому у них яд сильнее. Но ты не переживай, у меня хорошая энергетика. Со мной ничего плохого не случится. Каждый год я прохожу у шамана обряд пития аяуаски. Мне всё нипочём!
Тут Тони предложил и мне пройти тот же обряд, но я решила подумать — нужно ли мне это дело? Да и вообще, что это такое?
***
Питие аяуаски — это ритуал, что практикуют в бассейне Амазонки, особенно в странах Перу, Эквадоре и Бразилии. Совершают его для общения с духами в состоянии изменённого сознания с целью получения особых знаний об окружающей природе, достижения целительских способностей, приобретения внутренней силы и очищения организма. Этот ритуал, как считают индейцы, помогает человеку жить в лесу — опасности его сторонятся.
Напиток аяуаски готовят сложно. 13 часов и больше варят лиану смерти (лиану каапи) с добавлением ещё двадцати разных растений; всё зависит от индивидуальности шамана, от его личного рецепта. Но для того, чтобы отведать напиток тайн, необходимо знать и добросовестно выполнять многие законы и правила ритуала. Тот, кто решил испытать на себе питие отвара, должен пройти серьёзную подготовку.
Существует много запретов перед проведением ритуала, но в общем они сводятся к особой строгой диете, отказа от медицинских препаратов в течение трёх дней (желательно больше) перед приёмом отвара и столько же после него. Так же необходимо сексуальное воздержание некоторое время и религиозные моления, то есть заклинания.
Всем этим требованиям есть медицинские объяснения — состав отвара аяуаски содержит вещества, которые при соединении с нежелательными продуктами, лекарствами, повышенным адреналином в крови могут привести человека к смерти. Поэтому ритуал всегда проходит под присмотром шамана, а для этого нужно находиться в его хижине несколько дней. Шаман сразу видит отношение человека к ритуалу — серьёзен он или пришёл ради шутки — и питие напитка будет соответствовать его настроению.
Мне хотелось бы испытать мистическое состояние на себе, но я трусиха, а находиться в состоянии забытья и галлюцинаций в обществе незнакомых людей я не допускаю ни при каких уговорах. К тому же с пациентом могут происходить неприятные вещи, а это рвота, слёзы, беспричинный смех, попытки суицида и ещё многое, чего я не знаю.
Оказывается, все те сотрудники экологического лоджа, что живут в городе Икитос, но работают в сельве, обязательно проходят питие отвара трав два раза в год, чтобы противостоять или же жить в гармонии с непредсказуемой природой Амазонии, да и не только для этого.
У жителей леса это само собой разумеющееся дело. Для индейцев — целая философия. Человек познаёт себя более глубоко, окружающий мир приобретает другие ценности, жизненная энергетика возрастает в разы, некоторые, казавшиеся важными и неразрешимыми, проблемы теряют свой смысл и силу.
Ритуал тяжёлый, а без присмотра шамана его не провести, если, конечно, вас не обманули, и дали выпить именно сильнодействующий отвар галлюциногенных растений.