Привычка к португальской кухне



Есть в Португалии, в округе Лейрия, прибрежный город Пенише (ударение на средний слог, иначе – неприличное слово), с дымящимися от копченых сардин набережными, оборонительной крепостью с подземельями, сказочно красивыми церквями и изрезанными океаном скалами. Можно гулять по этим камням и в узких расщелинах, омываемых океаном, собирать руками свежую рыбу, которую приносит волна.



Как-то дружной серферской компанией мы решили отправиться в Мишленовский ресторан, который, поговаривают, есть в Пенише. Но, волею судьбы, нас забросило в один из ресторанов, выстроенных вдоль набережной. Все, как один, они имею огромные окна от пола до потолка, что, сидя за столом, тебе ничего не мешает выйти на улицу в окно.



К тому моменту сардины и бакалау (треска) всех видов мы уже напробовались, и нам хотелось чего-то аутентичного и необычного. В ресторане оказалась русская официантка, которая уже более 8 лет живет в Португалии. Она страстно нам посоветовала попробовать каракатицу. Вкуснее ее мы больше ничего ни в этом ресторане, ни во всей Португалии не найдем. Доверившись ее сладким речам, почти все заказали каракатицу. Причем, наслышанная, я громче всех говорила о ее чернилах, которые тоже непременно нужно оставить в блюде. Все замерли в предвкушении экзотической каракатицы, отказываясь от деликатесов, которые португальцы всегда вежливо приносят и ставят на стол. Ты, очарованный, думаешь, что это комплимент от ресторана: там тебе и оливки всех мастей, и сыры пяти видов, и креветки, которые еще пахнут океаном, и паштет из сардины, конечно же. Но будьте бдительны, это не комплимент – все это окажется в вашем счете, даже если вы попробовали всего одну оливку.



И вот нам приносят ее. Чудо-юдо-каракатица медленно вплывает в зал и заволакивает весь ресторан жженым запахом. У меня на тарелке лежит нечто бело-фиолетового цвета с лопнувшей и пригоревшей верхней оболочкой. Запах не вызывает аппетита, но была ни была, нужно пробовать, ведь так хвалили. Разрезается она с трудом, а жуется и того хуже. На вкус она много жестче переваренного кальмара и на зубах похрустывает песок от ее панциря, который тоже присутствует в блюде, и мясо приходится от него отдирать. Вместе с песком. Ко всему этому, как и просили, добавлены ее чернила, от которых резиновый жженый вкус еще приобрел горький оттенок. В общем, более двух кусков я не осилила. Некоторые пытались с невозмутимым видом одолеть блюдо, но даже у них ничего не вышло.



В конце вечера пришла официантка, увидела полные тарелки и с удивлением спросила: «Как же так, вам не понравилась каракатица?!». Мы замялись, но наши тарелки говорили все за нас. Удивлению ее не было предела, но потом она нашла этому объяснение: «Да, вы, наверное, просто еще не привыкли к португальской кухне».