Пути Севера. Часть 1

Север – это не просто направление или сторона света, это особенный живой и прекрасный мир, который многие считают суровым, недоступным и мрачным. Именно этот мир я с гордостью называю своим домом! Рассказ о нем, о моем путешествии, может показаться слегка фанатичным и самонадеянным, но на то и существует субъективное ощущение и мнение. Мне лишь хочется поделиться и постараться показать то, что удалось увидеть мне.
Мое путешествие в мир «снега, льда и сказочной Авроры» не было случайным, навеянным рассказами или нашумевшими фильмами. Я прекрасно знала, куда я направляюсь, ведь Север хранил мою жизнь 13 лет с момента рождения. Покинув родину однажды, я давала себе клятвенное обещание вернуться, и это стало настоящей мечтой, которую я решилась осуществить в январе 2017 года.
Мой путь не был линейным и простым, я проложила целую многоходовочку по русским городам, что должно было наполнить мое путешествие невероятными событиями и эмоциями. Итак, мой план выглядел примерно так:
6 января - вылет из Екатеринбурга до Санкт-Петербурга, в тот же день на автобусе до Пскова и Печор, где я пробыла у родственников в общей сложности до 10 января. Утро 10 января – автобус до Санкт-Петербурга, прогулка до ночи, ночевка у подруги детства. 11 января – вылет из Пулково в Мурманск, в тот же день автобус до Териберки. 14 января – выезд из Териберки до Кировска через Мурманск. 16 января – выезд из Кировска в Мурманск. 17 января - вылет из Мурманска в Екатеринбург.
Маршрут казался идеально спланированным, интересным и очень активным, на деле он оказался чуть более напряженным и, как следовало ожидать, не совершенным. Почти ежедневные переезды из одной точки в другую, марш-броски по городам, иногда тяжелый рюкзак за спиной, желание захватить как можно больше впечатлений – все это не могло пройти без следа, и вот уже в Санкт-Петербурге, на станции метро Купчино, в десять вечера, ожидая подругу, я почувствовала дикую усталость. Нет, это не отменяло моего дальнейшего пути, но я осознавала тот факт, что после этой ночевки в Питере, надежды на отдых и горячий ужин уже не будет. И именно с этого момента начался самый важный и особенный путь.
О закрытых границах.
Север не пускает к себе всяк и каждого, и речь даже не о закрытых городах, военных базах, где без специального пропуска ты не можешь и шага ступить. Речь скорее о способности этого заполярного края проглядеть тебя насквозь своими острыми и ледяными ветрами, забраться в самую глубь твоего «Я», и изменить все твои планы, или вовсе не пустить. Лысые сопки и соленый воздух вывернут душу каждого наизнанку, ухватившись за самые потаенные и раскаленные места вашей личности. Эта земля не подчиняется тебе, ты подчиняешься ей, и если ты готов открыться, то Север впустит тебя в свою «Гиперборею».
Мне ранее не приходилось испытывать на себе столь сказочное влияние мест, но именно тогда, 11 января, в день окончания полярной ночи, Север нарушил мои планы и сделал все так, чтобы я оказалась в нужном месте в нужное время.
«… Из-за погодных условий аэропорт Мурманска закрыт … вылет рейса запланирован на …». Это было настоящим сюрпризом, я не рассчитывала на такой поворот событий. Мой самолет в Мурманск должен был вылететь около 9 утра, что позволяло мне легко успеть на автобус до Териберки, который, к слову говоря, отвозит пассажиров в село через день и только один раз – вечером. В душе закралось неприятное чувство, но теплилась вполне себе реальная надежда на скорый вылет, а значит и живучесть моего плана. Я оставалась той же, одиночкой – путешественницей, которая придерживается планов, правил и сдержанности. Избавившись от панических мыслей, я позавтракала, выпила кружку кофе и удобно расположилась в кресле с книжкой.
Глухой и неприятный стук заставил меня отвлечься от книжного транса – с крючка упала моя сумка с фотоаппаратом. «Да ладно!» - подумала я, открывая сумку. Я сняла с объектива крышку и, в желудок словно провалился камень – из объектива посыпались стекла, крошкой, очень мелкой крошкой! Это уже было вовсе не смешно, хоть осколками был всего лишь защитный фильтр, который выполнил свою основную функцию – он защитил объектив. Тем не менее, снимать без фильтра нельзя, местные погодные условия превратят мой объектив в хлам, а это значит, что мне нужно обязательно заменить деталь.
На момент очищения аппарата от осколков появилось еще более острое чувство – Север меня не пускает, что-то не так! Конечно, мысль казалась глупой и совершенно необоснованной, мало ли от чего фотоаппараты падают с вешалок. Новое время вылета было установлено на 13 часов, я уже мысленно готовилась, что по приезду в город, мне нужно будет срочно найти магазин техники и электроники, я все должна была бы успеть.
«… Из-за погодных условий аэропорт Мурманска все еще закрыт … вылет рейса запланирован на …». Рейс был перенесен еще на два часа, внутри рушился мой идеальный план, в голове не было решений, я уперлась, что я должна успеть. Посидев полчаса, уткнувшись в планшет, отвергая уговоры родных вернуться домой, я поняла, что дело дрянь, и мне никуда этот план не уперся. Я нашла на карте нужный мне магазин, забронировала номер в отеле и поменяла местами посещения городов. В результате северный путь стал выглядеть так: 11-12 января ночевка в Мурманске; утром 12 января автобус до Кировска, ночевка; утром 13 января выезд в Мурманск и оттуда автобус до Териберки; далее по старому плану.
Новый план был готов, суета отпала, рейс согласовали и вылет состоялся – идеальное совпадение!

Мурманск – город герой!
Когда твой самолет летит в полярную ночь, обрати внимание на небо! Левая часть борта была освещена дневным светом, правая плавно погружалась в ночь. Это зрелище завораживало и пугало одновременно, особенно с периодическими встрясками на борту. Мое душевное равновесие начинало рушиться под страшными самолетными историями, мыслями о конечности пути и неизвестности ближайшего будущего. За бортом наступил настоящий мрак – ночная темнота и плотная облачность говорили о приближении моего важнейшего пункта на пути! До меня начало доходить, что я лечу на свою родную землю, что я скоро окажусь в родном краю, на холодной земле дальнего Севера.
«… Наш самолет готовится к посадке…». Мне хотелось выскочить из кресла, побежать вперед самолета, увидеть – правда ли я здесь. Внутри словно стирались границы, установленные годами – мечта сбывается здесь и сейчас. Самолет совершает жесткую посадку, я вижу в окно заветные: «Мурманск – город герой!» и начинаю плакать…

Границы стерты, план уже не важен, эмоции не сдержать. Здесь главное правило – не забывай текущий момент времени, запомни все! С этого момента я начала выпадать из ощущения скорлупы, улыбаясь другим людям, жадно прилипая к окнам автобуса, глядя в лица других людей. С этого самого момента, когда я покинула аэропорт, добралась до Мурманска и увидела яркие огни, я поняла, что теперь все верно, теперь я это я.
Все остальные движения были легкими и простыми – я купила билет до Кировска, заселилась в отель, купила фильтр для объектива и немного еды. Ложась спать, я прислушивалась к тишине – не смотря на всю дружелюбность мира в этот момент, я опасалась спать в незнакомых местах, опасалась незнакомых людей в «прикроватном пространстве», но мне удалось уснуть и утро не заставило себя ждать.
Кировск.
В постоянных переездах важно обходиться без подсчета времени, а еще желательно стараться спать по маршруту или читать, чем собственно я и занималась. Путь от Мурманска до Кировска занял порядка 5ти часов, чего мне за глаза хватило, чтобы поспать, почитать, написать всем электронные сообщения, устать ехать и посетить мимоходом еще три города – Оленегорск, Мончегорск и Апатиты. Я увидела снежную пустыню, северный низкорослый лес, лютую вьюгу, сопки, горы, далекие отблески солнца, буддийскую ступу и одинокие деревянные заснеженные дома в долинах.

Однако самое главное зрелище, ради которого я отправилась в этот город близ Белого моря, было практически скрыто от глаз. Хибины – горный комплекс, который известен своими горнолыжными курортами, лавиноопасными зонами и неописуемой красотой, были скрыты в облаках. У меня был всего лишь день, чтобы успеть найти хоть что-то важное в этом городе. Я заселилась в хостел и отправилась на поиски своего горного счастья.

Большой Вудъявр встретил меня своей открытой вершиной, которая красочно обдувалась ветром и солнечными лучами. Эта не самая высокая точка Хибин, но без сомнений одна из самых красивых, поскольку именно она возвышается над городом, приглашая подойти поближе. Другие вершины виднелись из-под туч своими каменными основаниями – этого было достаточно, чтобы представить себе пейзажи этого чудного города. Времени на долгие прогулки не было, а усталость долбила по вискам, поэтому я поднялась на подъемнике на вершину горы, запуталась в облаках, подмерзла, но однозначно запланировала поездку в эти горы на август, скажем 2018 года. Облака садились все ниже, погода ухудшалась, я нашла автовокзал и место отправления автобуса, купила немного еды, парочку сувениров и вернулась в хостел.

Пути Севера.
Очередной ранний подъем. Долгий переезд из Кировска в Мурманск подарил мне мимолетный сон и ворох мыслей. Я бесконечно погружалась в свои ожидания, что я рассчитываю найти там, на «Краю земли», как меланхолично я буду вкушать одиночество и тишину на берегу Северного Ледовитого океана, все ли будет спокойно в новом хостеле. Прекрасный Северный край был в моем будущем, и мне казалось, что это будет сугубо одинокое будущее, как всегда, в каждом новом пункте. Но у Севера были иные планы.
Автобусная жизнь напоминала гонку по кругу, гонку за чем-то важным. Доехала до Мурманска. Рюкзак казался непозволительно тяжелым, поэтому бродить по достопримечательностям не было никакого желания. Хотелось есть и спать – словно вкусная еда и сон могут решить все мои проблемы. Зашла в кафе, поела, вздремнула, почитала, выпила кофе – до автобуса в Териберку оставалось еще около 4 часов.
13 января, промаявшись по кафе, вокзалу и остановкам, я дождалась своего заветного транспорта, после которого меня ждали два дня отдыха от переездов. Мы едем, я и эти люди с остановки, я знала, что они будут там, со мной. В эту зимнюю мглу я ехала не одна. Открыла новую книгу «Колыбель для кошки» Курта Воннегута, совмещая чтение с периодическими просмотрами пейзажей в окне. А пейзаж был собственно один – отсутствие горизонта, сплошная снежная темнота и возникающие на пути черные высокие кресты – столбы с электропроводами.
Автобус достиг конечного пункта около 9 часов вечера, я обошла дом, который значился как место хостела, не поверила глазам – в местном пейзаже это был хотя бы дом… Открываю дверь в подъезд – раздается мерзкий визг – вместо доводчика к двери закреплен трос, на другом конце которого был подвешен груз – некий элемент от автомобиля. В нос ударил едкий запах канализации. Я понимала, что еду не в пятизвездочный отель, но и такой картины я никак не ожидала – это было даже интересно, сон как рукой сняло. 30 квартира, стучу, дверь открывает «китайская девочка» - «Hello!». Вы бы слышали, с каким треском разорвался мой шаблон! Я не понимала, что вообще происходит, но все это было частью одной истории, поэтому я просто зашла в квартиру, следом зашел еще один парень и еще пара ребят.

«Привет – Привет». Вполне себе странная ситуация и обстановка стали основной темой для знакомства. Цай – девочка из Китая, которая говорила по-английски, Николай – Питер, Александр – Воронеж, и еще одна та самая «китайская девочка», которая не говорила на доступных нам языках и бесконечно кашляла. Вместо хостела мы все оказались в обычной «хрущевке» с кучей кроватей, без особых условий и удобств, но мы были на месте и мы уже сидели на кухне, рассказывая друг другу истории разных поездок, делясь планами на Териберку и впечатлениями от нового жилья. Мы были абсолютно чужие люди, которые просидели до ночи вместе, создав необходимое ощущение тепла и уюта. «Давайте завтра пойдем вместе гулять?». «Да, конечно».
Нетипичная обстановка, нетипичное для меня поведение. Я попала в Териберку в тот самый день, когда приехали именно эти люди, как выяснилось позже, точек пересечения и касания оказалось куда больше. Я едва узнала, откуда они, но уже была четко уверена, что этот путь будет пройден с ними.
Продолжение следует...

Читайте также
Будет интересно