Север. Дорога домой

Два русских слова: «как» и «зачем». Чтобы не было скучно, мы поехали вдвоём на гружённом KTM690! Мот ну совсем не для путешествий с пассажиром.Оставили всё: сменной одежды/обуви почти не было. Как и косметики и моего дорожного дневника. Записано всё это на салфетках и туалетном папирусе. Но был взят фот, который усердно запечатлевал всё это безобразие.

День 1. 5 утра, кофе, идём в гараж. Солнышко лениво щекочет оживающий мир. Ладошки потеют от волнения.
Мот стоял как король: гордо и ровно. Даже не хотел облокачиваться на подножку. Я договорилась с ним. Забегая вперёд скажу, что он всё-таки сломается, но уже дома, возле гаража.
Выехали. Первая остановка на ночь без копеек через 1100 км - Онега.
До Вологды дорога была привычной и уже много раз езженой. В Карелии началась невероятно красивая трасса. Лес вокруг и тишина. Как же я засиделась в городе!
В Пудожи закат заставил нас тормознуть на мосту. Будто бы неведомый художник макнул кисть в краски. Огромное небо отражалось в тихой воде. Тёплый летний вечер тихо плыл над маленьким городком.



Потом мы ехали за солнцем как в фильме про крутых байкеров. Дольше часа оно не садилось. Багровое, огромное. И залитый красным светом свежий асфальт.



Солнце проводили стоя на мостках за лодочными сараями. Ваня специально туда заехал - уж очень хотел показать мне закат над Онегой. И был совершенно прав - это что-то невероятное!



Дальше по пути был дождь. И 80 км под ним. В полночь приехали на Челмужскую косу. Свернув с трассы, двинулись вглубь леса по просёлочной дороге, спугнув пару сов. Приятный запах хвойного леса и оранжевый ковёр под колёсами.
Белые ночи - это когда не понятно уже светает или ещё не потемнело. Там, на загадочной Онеге, проводили первый и последний закат - дальше на север были лишь полярные дни и белые ночи. Солнце ходило по кромке горизонта, иногда уходя за горы. А здесь пока привычно. Немного сыро и ветрено. И почему-то печально. Хочется не то бежать, не то лететь туда, на закат...



Люблю шёпот костра и шелест листвы над головой в вышине. Яркие осколки звезд сквозь пушистые кроны. Уже остывающий свежий воздух к утру, зябкую рябь на воде, плотную дымку тумана. Лишь в этой пронизывающем ночном спокойствии твоя душа, наконец, начинает говорить с тобой. Вернее только здесь, вдали от городской суеты, ты начинаешь её по-настоящему слышать...




День 2.

Утром, неспешно собрались и выехали в сторону Медвежьегорска. Там у магазина встретили отца с сыном, путешествующих вдвоем. Пообщались. А вообще дорога - такая интересная штука! Столько лиц, историй, эмоций! Наверное всё-таки мотоциклисты - это какая-то своя "порода" отчаянных романтиков.
После Медвежьегорска нас ждал грейдер и 200км до Воттавары. Их мы планировали пройти до вечера. Но грейдер оказался не таким простым.


Проехали несколько деревень - люди выглядывали из окон. Видать не часто тут бывают пришлые.. Вокруг был густеющий лес, огромное количество озёр, речушек с деревянными мостками и куча, просто целая россыпь, болот. Над крупными реками клубился туман, тихонько колыхались кувшинки, журчала вода на каменистых перекатах.



К 12 ночи мы были на Юдозере. Вода в нём была настолько мягкой, что не смывалось мыло. И невероятно вкусной. Над озером полыхало зарево. О камни тихонько шлепала вода. Какой-то диковинный зверь кричал в ночи - эхо разлеталось надо всем озером.
Мы остановились на самом краю полуострова. Людей тут нет, но видимо приезжают - обложенное камнем костровище и немного дров ждали нас. Чуть за лагерем шла тропка вниз - на маленький песчаный пляж с заброшенной старой лодкой. Поужинав и посидев у костра, мы легли спать.




День 3.. В 6 утра нас разбудил дождь. Сильный и с порывами ветра. Палатку сгибало так, что я могла дотянуться до купола, подняв руку вверх. А впереди ещё около 30 км до Воттавары по тому, что здесь называют дорогой. И ещё около 200 до трассы. Ваня приуныл и задумался. Тревожно. Еды немного. Надеюсь бензина хватит...



Уже после обеда, когда немного утихла непогода, кое-как выплыли. Моросило. До Гимол добрались по более-менее сносной дороге. Дальше была стиральная доска, потом болото и под конец - мокрый камень.


Воттоваара. Мистическое место силы. Ведьмина гора. Место невероятно красивое: под каждым деревом как будто поработал ландшафтный дизайнер. На камнях рос разноцветный мох, а сами камни - великие древние Сейды, хранители памяти и тайных знаний гипербореи, духи, которым поклонялись...
Мы оставили мотоцикл у непролазного болота, и пошли на гору пешком сквозь туман, раздвигая усыпанные каплями кусты. Мертвый лес молчаливо возвышался на склоне горы. Наш путь - сквозь него, на вершину. Деревья, закрученные в узел, страшные обгоревшие в пожаре, тянули к нам свои руки-сучья...



Часа 4 мы ходили. Поднялись высоко, сквозь пелену тумана, сквозь сгоревший лес. Вернулись мокрые до нитки от дождя и от пота. Насобирали дров и разожгли костёр. Сушились. Потом поставили палатку прямо у Сейда и сели ужинать. Чай пили на болотной воде - своя уже почти подошла к концу после таких пеших марш-бросков.
К ночи волшебная Воттаваара сжалилась - вышло закатное солнышко и всё вокруг преобразилось. Заиграли миллионы бриллиантов на каждой ветви.



День 4. Вся Карелия - одно огромное болото. Утром дождя не было, но висящие тучи как бы намекали. Быстренько позавтракав, мы двинулись дальше. Конечным пунктом дня запланирована Кемь и гостиница. Ибо ни сухого, ни чистого на нас на 4 день без цивилизации под проливным непрекращающимся дождём уже не осталось ничего.
Путь наш лежал через Суккозеро. Тут нас посчитали - попросили документы и записали в тетрадку. Граница совсем рядом. А так тут тихо и пустынно. На звуки мотоцикла выскакивали дети и останавливались посмотреть взрослые.
Потихоньку по дороге начало проглядывать солнышко. Настроение улучшилось, несмотря на грейдер. Ехали медленно, намного медленее, чем хотелось бы. Но всё равно в Муезерском крутили болты - мот начал само ликвидироваться от такой дороги, дабы не участвовать в сием безобразии.



К вечеру и до самой Кеми включили ливень. В Кеми, в которую мы приехали уже в полночь, пошли в первую попавшуюся гостишку прям на въезде, и остались в ней, несмотря на ценник. Сил уже не было.
День 5. К утру дождь наконец-то прекратился. Настежь раскрытое окно и прохладный ветер доносит запах моря и сырой после дождя почвы. Выспались на мягких матрасах и в час уже сидели в местной уютной кафешке, жевали всякую вкуснятину. Поев, поехали кататься. Докатились до Белого моря. На Соловки, увы, уже не успевали, но заметочку я для себя на счёт них сделала.
Дальше наш путь лежал на север - в Хибины.
Опять трасса и опять дождь. Ну и ещё плюсом, эдакой вишенкой на торте, стал бесконечный ремонт дороги. Вечером отвратительный дождь прекратился. Мы добрались до стеллы, обозначающей, что мы пересекаем полярный круг и настроение поднялось.



В полночь мы стояли на живописном мосту и любовались волшебным видом. Солнышко висело над горизонтом и не думало никуда исчезать. Я начинаю привыкать к тому, что всё время светло.


Хибины, озеро Малый Вудъявр. Прохладный воздух гор разительно отличался ото всего, что было до этого. Свежий запах свободы, пропитанный ароматами летних трав, утренней росы и свежей ледниковой воды.
Вудьявр появился за поворотом, весь утопающий в зелени карельских берез. Как голубое бездонное око, чаша с кристально чистой водой среди гор.
В 2 ночи мы поставили палатку. Без костерка как-то грустно и я пошла по окрестному подлеску в поисках дровишек или хвороста.
Местный лес - особая тема. Он низкорослый. Деревьев, в привычном нам виде, там нет. Росли лишь скрюченные уродцы - карельские березы. Маленькие, высотой 3-4 метра, завязанные в узел деревца, с тонкими стволиками. Понятное дело рубить живое дерево не стану: жалко, острой нужды нет, и гореть не очень-то будет. Но прямо для меня лежала пара белых, в кулак толщиной, стволов. Быстренько поорудовав топором, я стала разжигать костерок. А сама сидела и ухмылялась, глядя в оранжевые язычки: в Кеми-то мы гребешок с ладошку со вставкой 3Х6см из вот такой вот берёзы за 600р взяли. Он же с карельской берёзой! А тут вот целые два бревна, да и в костёр.
Солнце зашло за горы первой гряды и освещало лишь кромки гор напротив, прям за озером, отражаясь в водной глади горного зеркала. На горах в расщелинах на северных склонах лежал снег. Да и вообще - сами горы вызывали восторг после равнины, болота и леса. Хотелось сидеть и смотреть вечно на водную гладь. Ни одно дуновение ветерка не нарушало зеркальную поверхность, а сквозь прозрачную воду виднелись камни и казалось, что немного - светлое будущее.




День 6. Легли в 4. Солнце, вылезшее из-за гор, разбудило в 8. Но никакого желания быстро паковаться и срываться не было. Лениво попили чай и пошли к ручью в 10 метрах от палатки. Быстрый и ледяной, с обалденно вкусной водой. Настолько холодной, что сводило зубы.
Въезд в Хибины начинался с брода. Ваня настолько ужарился (а днём там печёт хорошо), что со всего размаху влетел в него... Миллион ледяных брызг в радостью вломились под открытый визор, под расстёгнутую куртку, в ботинки(благо не мне - у меня они целые).
ФОТ! с ужасом вспомнила я. Сам рюкзак, конечно, вымок, но фот оставался сух. Дальше Ваня ехал куда аккуратнее...
Опять щебенка. Но, по Ваниным заверениям, тут всего 30 км дороги. Через метров 500 после брода я увидела снег. Ваня с ухмылкой стоял и наслаждался тем, как я по нему скакала. Радоваться он перестал, когда в него полетели снежки.



Июль! Самая маковка лета! А тут снег как ни в чём не бывало. И нормальный такой сугроб: 50м длинной, 6-8 шириной и пол метра глубиной...
Вдоволь навалявшись в снегу, мы двинулись дальше. Броды, подъёмы, спуски, снова подъёмы. И так до первого озера.. Голубая. Нет! Бирюзовая, совершенно прозрачная и чистая, как слеза, вода.


Потом свернули к водопаду "Красивый". Действительно красивый. Вода с рёвом летит с высоты, образуя купель, из которой уже струится водопад поменьше.



Время шло к ночи, солнышко начало прятаться за горы. Пора искать ночлег. Двинулись к Щучьему. Встретившиеся по пути эндуристы, предупредили о броде, в котором заглох и потонул не один мот. Мы люди не из пугливых, но доехав до брода, мы решили, что нам туда не надо.
Поплутав по окрестным заросшим лесом холмикам, мы нашли шикарное место стоянки. Древняя гарь, уже затянувшая зеленым ковром да молодняком свои страшные раны. Река, круто огибая холм под 90 градусов, быстрой лентой шумела внизу. К ней тянулись несколько тропинок.
Костровища говорили о том, что тут бывают люди. И об этом же говорила огромная, уже лишенная обгорелой коры, сосна. Как маяк, могучим исполином возвышалась она над стоянкой... Сбереглись от пожара её дети, внуки, да правнуки - лишь нижние сучья опалили. А вот она не сбереглась.
Я быстро смекнула что к чему: открытое место выбрали для костра и сильный ветер раздувал даже маленькое пламя до опасных размеров.
Метров через 20 от места стоянки возвышался огромный валун. Я пошла поздороваться с Дедом. И, прям за ним, обнаружила отхожее место. Собрала всё, что нашла в пакет и сожгла на том самом большом костре.
В метрах трех от сгоревшей сосны было маленькое костровище. Видимо не только я поняла из-за чего тут когда-то был пожар. Под сенью старых ветвей, вдали от края крутого ветреного берега, было тихо. И это место вполне мне нравилось. К тому же создавать новые костровища считаю преступлением - на месте костра долго потом ничего не растёт. А тут уже вроде как уже есть. Решено было обосноваться с готовкой ужина под сосной. Костёр с мусором уже тихонько догорал...
Мы разбрелись в разные стороны. Минут через 15 у нас было большое, обложенное камнем костровище, много сушняка и уже плясал задорный огонёк среди свежесложенных камней. А потом мы запекали картошечку. Поужинали салатом с зажаренными над костром сосисками, запеченной в фольге картошечкой и ароматным чаем с мятой и хвоей.



Над рекой, шумно крича, летали пара ястребов.. Мы же, сидя у старого пня-стола, попивали чаёк и всматривались в даль... Река изгибалась, давала простор. Виды открывались очень и очень живописные...


День 7. Уезжать совсем не хотелось. Утреннее солнце сделало нашу стоянку ещё уютнее. Но нас ждало море. Суровое Северное море. Поэтому ещё немного побыли на приютившей нас полянке, полюбовались утренними видами гор, позавтракали, собрались и поехали снова штурмовать броды.
Озеро, мимо которого мы вчера не смогли проехать, и сегодня остановило нас. Бирюзовая вода сверкала на солнце, было видно дно, хотя я думаю там глубина не менее пяти метров. Ваня дал мне волю и я, наверно час, снимала там. Особенно меня восхитили маки . Маленькие, не более 15 см высотой, они тянулись к солнышку, держась корнями за голые камни. Вот это Тяга к жизни!



До Мурманска доехали быстро. Заправили себя и коня и помчали в Титовку а оттуда в губу Кутовая.
Несадящееся солнце слепило, крутые повороты были неожиданными. И снова грунтовка. Вокруг сопки, реки с небольшими водопадиками, огромное количество озёр. Неописуемо красивая природа! И просто тьма памятников, погибшим защитникам севера...


Солнышко шло всё ниже и ниже, а потом просто пошло по кругу - уже привычно.
На месте стоянки нас поджидал сюрприз - Ванины старые знакомые. Даже супчик горячий предложили. Ну я как всегда – ролтон привычнее. Особенно на пороге своей палатки с видом на море. Настоящее Северное море. Севернее не бывает!
Поев я взяла фот и пошла осматривать окрестности. Был отлив и все морские сокровища лежали на песке - запросто собирай! Набрала кучу разноцветных камешков и ракушек.


Когда солнце стало прятаться за гору, поднялся туман. Такой плотный, что казалось, что в нем все растворяется. Ко мне пришла местная собака. Я угостила ее крабовой палочкой. Потом она выпросила ещё. И ещё. А потом я разглядела, что она их не ест, закапывает в тайники. Умная собака.

День 8. Средний п-ов. Выглядываешь из палатки, а тебе крохи-колокольчики кивают головками. Сами махонькие, сантиметров 10 высотой, а цветочки почти как обычно.



Позавтракав, мы двинулись на Рыбачий.
Были броды, подъемы, ну и все прелести тундры.
На рыбачьем нашли пару старых деревянных маяков. Какое же наслаждение снять тяжеленную мотокуртку и боты и походить босиком по мягкому мху...
На мысе немецкий нашли дохлого кита. А у маяка чайка-поморник устроила нам целый спектакль: так старательно припадала на крыло, отводя от гнезда. Нашли железный трон великих путешественников на самой северной точке.


На обратном пути увидели самодельнй вездеход. Пошли посмотреть. И я случайно углядела нерпу. Лежала прямо напротив, на камнях. И даже подпустила себя рассмотреть, а потом занырнула лениво в воду..



К лагерю поехали по другому берегу среднего. Вот они где все, лужи! И не просто лужи, а ЛУЖИЩИ! Домчали до двух братьев и домой, но не тут то было! Одной луже с топким дном мы прям ну очень понравились. Два ночи, солнце висит над горизонтом за облаками, сумерки, огромные тучи комарья, ни сил тягаться с лужей, ни связи, все грязные на краю географии... Возились долго, но справились.
В палатке мы были часа в три ночи. Но были!


День 9. Сегодня запланировали, наконец, принять душ. Поедем-ка в Териберку, на солнечное побережье.
По пути остановились на поле Сейдов. Ваня там даже что-то сложил.В Териберку приехали полные сил, и пошли гулять по посёлку. Солнце, багряным шаром, скользило над морем, кричали чайки...




День 10. Было принято решение отдохнуть и остаться на целый день. Мы бродили по окрестностям водопада. Потом купались в озере. Прохладная водичка смывала грязь и, казалось, не только с тела, но и с души...



Гуляли по Териберке до 2 ночи. Такая она красивая под закатным солнцем. Забрели даже в старую школу. Запах пыли, разбросанные учебники, которые помнишь с детства. Лёгкий налёт грусти унесла я оттуда вместе со старой открыткой.


День 11. Здесь, в Териберке начался наш долгий путь домой. После обеда заехали в Ревду. Так называемый «перевал геологов» - это огромная гора из серо-чёрного камня, растительности нет никакой. Кое-где пытается расти мох. В определенных местах камни усиленно пытаются казаться дорогой, но всё же остаются камнями. Даже этот сумасшедший проныра-путешественник признался, что это - одна из самых трудных дорог, по которым когда-либо ездил. Да, одному наверное легче было бы, а тут я и ещё огромный тюк всего подряд.
Крутые повороты на 180° в совокупности очень резким подъемом были трудными. Доехали до площадки. Вроде бы вот она, смотровая. Достигли...Но неет! Мы поехали ещё выше. Кое-где мы откровенно козлили.
Побродили по самому верху. Доехали до цирка. Ну и верхотура! Камень летит секунд 6 и то не до дна. Внизу лежит снег, а если свесить ноги вниз, то веет могильным холодом .
Виды конечно...Ревда как на ладони. Конечно, самым главным вопросом у меня оставалось одно: каким образом на высоте 1200 м оказался тигровый диван и с какой целью?



В общей сложности мы прошли огонь, воду и медные трубы. 5400км на пластиковой бутылке вместо сидения мне показались раем. Как всё-таки прекрасен наш Север!

Будет интересно