Виктор Груздев
14 ноября 2014

Туристический рейд "На краю земли", август, 2013г. Часть 1

Вот и сбылась мечта побывать на самой северной точке Европейской России!
Как хорошо когда ты с кем то думаешь в одном направлении. С одноклубником как то обмолвились о том, что неплохо было бы съездить на самую северную точку европейской России - мыс Немецкий, что на полуострове Рыбачий. Всем эта идея понравилась. Мы начали готовиться, собирать информацию и назначили ориентировочное время поездки на август. Планы ставились: обязательно посетить мыс Немецкий, хребет Муста-Тунтури, Умба, Варзуга и Тоня Тетрина.
В поездке было сделано несколько видео, то на телефон. то на видеорегистратор. Очень захотелось , чтобы кроме фотографий на память осталось и видео. Я не специалист, поэтому не судите строго. Что из этого получилось...

Выезжали в воскресенье в 8:00 из Питера двумя экипажами третий (Н2) нас уже ждал в Кандалакше у знакомого. Первый перегон был просто на скорость, никуда не заезжая (только достопримечательности по дороге) гнали в Кандалакшу.

Встретившись в Кандалакше с нашим третьим экипажем, мы все в сборе поехали на первую ночевку. Особо не запариваясь с выбором места, остановились на окраине города, но в хорошем, симпатичном месте. На берегу Белого моря и под боком ручей с пресной водой.

Виды Кандалакши.

Вообще хочу сказать, что с погодой нам повезло! Светило солнце, было тепло, а мы ехали на Север. Русский Север!
Утром выдвинулись кажется часов в 9:00. Цель стояла - доехать до мыса Немецкий. Это в идеале. Но так как маршрут нам неизвестный, если возникнут какие то обстоятельства, будем разбивать лагерь исходя из обстановки.
Заехали на памятник ВОВ - "Долина Славы!" Почтили память наших стариков.

В поисках информации перед поездкой, спрашивал у людей, бывавших на Рыбачем, говорили, что на КПП никого нет и ничего не проверяют. Ну не знаю. КПП абсолютно действующее и паспорта проверяют у всех! Особых пропускав пока ещё не надо. Достаточно паспорта РФ.
Проехав КПП, небо стало заволакивать облаками и тучами. Потом начался моросящий противный дождик. И в конце концов перерос в ливень!

Мы благополучно добрались до посёлка Вайда-Губа. Но выйдя из машины на мысу Немецком, чтобы достать дождевик, я вымок до нитки!

В этот день у меня как раз было День Рождение. Я и подзабыл об этом. Вспомнив мы сделали глинтвейн, который как раз и брали для ДР. А погода решила преподнести мне подарок и развести тучи. Это не могло не радовать! Это был самый лучший подарок! Мы быстренько закончили наш ужин и решили ещё раз посетить самую Северную точку Европейской России. И вот в этот раз, нам открылись все красоты!
Приезжаем мы туда же, где были буквально 3 часа назад и … не узнаём местность!

Мы в Питере привыкшие к белым ночам, но здесь вообще полярный день!
Мы решили заночевать у пляжа, где обычно все фоткают машины. Оставшийся глинтвейн мы перелили в термос. Перед сном он очень был приятен. Становимся лагерем и никто не хочет ставить палатки, т.к. во первых всё на земле мокрое, во вторых боимся, что ночью зарядит опять дождина, а нам сразу после завтрака трогаться с места.
Все спим в машинах.

Утром оказывается, что Андрюхин экипаж (Н5) вчера потерял передний номер. Проснувшись он едет его искать и ... о счастье - находит его. Возвращается ещё до того как мы проснулись.
Сегодня у нас в планах заехать на водопадик, посетить поселок Скоробеевский и добраться до "Двух Братьев". Утро радует. Погода вроде начинает налаживаться. Наверное здесь принято так встречать новичков, так сказать проверить их на прочность. Собираемся и едем на водопад.

Вода мне показалась достаточно тёплой и я решаю искупаться, когда ещё возможность такая будет.
После, двинулись в покинутый военными поселёк Скоробеевский. На меня подобные места наводят какое то апокалиптическое настроение. Не перестаю удивляться сколько было сил потрачено и в итоге брошено на произвол судьбы! Зайдя в квартиру, можно примерно представить быт среднестатистического офицера на Севере.

Тем кто любит грибы, здесь благодать. Их много. Можно ехать на машине по дороге и искать их наблюдая из окон. У нас больше половины участников не любили их. Поэтому мы собирали чернику, которой тоже в достатке.

На Рыбачьем очень скудная растительность. Деревьев практически нет. На Среднем уже поболее всего. Вроде и находятся они практически в одном месте, а вот такой резонанс.
На горизонте появились очертания "Двух Братьев".

[/slider]

Лишайник тёплый и мягкий как перина. На нём очень приятно лежать. Погодка стала совсем налаживаться. Дул слабый южный ветер и температура примерно 20-25 градусов. Хотели проехать дальше, через "Два Брата" на батарею Поночевного, но упёрлись в тупик. Решили, что наверно неправильно распознали дорогу. Вернулись немного назад и поехали параллельной дорогой, но опять не получилось. Дорога на карте есть, а на деле как то не очень. Решили не дёргаться, а разбить лагерь прямо там где дорога закончилась. И место красивое.

У вас наверное возник вопрос, а что это за мотоцикл с нами? Сейчас расскажу.
Разбиваем мы значит лагерь, а из-за скалы видим вдалеке мотоцикл выехал. Думаем, отлично, подъедет к нам спросим где дорога. Через некоторое время смотрим нет его. Ну думаем, наверно проскочил по берегу или поехал назад. Пошли мы с Женькой в бинокль красоты посмотреть и может дорогу разглядим. Слышим: "- Помогите!". Ох тыж ёжик! Всматриваемся в местность. Не видим никого. Опять голос: "-Помогите, я тут!". Мы ему кричим, мол: "-Ты где есть то"? И тут вижу в бинокль из кустов карликовой березы, парень вываливается. Мы к нему. Подбегаем. Он просто никакой от усталости. Порядка литра воды выпил залпом и минут десять просто лежал восстанавливая дыхание. Мы понимая что от него сейчас всё равно внятного ничего не добиться ждали пока он придёт в себя. Когда он пришел в себя, расспросили. Оказывается это как раз тот мотоциклист которого мы видели. Он так же как и мы, видел "дорогу" в навигаторе, только он с противоположной стороны ехал. Продирался по камням, кустам. Завалился несколько раз, совсем выдохся и увидев нас решил позвать на помощь. Я всегда думал, что на мотоцикле вообще проблем не возникает где проехать. Ага, блин, как бы не так! В общем мы вчетвером его запихали наверх в наш лагерь. Наверно более часа потратили!

Оказалось он один из Домодедова едет. Отважный парень, зовут Денис! Короче мы его накормили, пивом и чаем напоили, переночевал в нашем лагере. На утро он поехал на Рыбачий, а мы на батарею Поночевного.
Дорога оказалось идёт выше. Нам пришлось немного возвращаться. Поняв, что с дорогами в навигаторе и на картах нестыковочки (т.е. и в навигаторе и в бумажных картах она есть, а на деле — нет), мы стали придерживаться нужного направления и выбирать дороги которые по нашему мнению лучше подходят.
И вот мы уже видим стволы батареи. На одном из перекрёстков мы разделились, я поехал выше, ребята ниже. Я добрался до первого орудия раньше, но видя что ребята поехали дальше встретился с ними у второго. Там дороги сходились.

[/slider]
Осмотрев батарею, двинулись в сторону Муста-Тунтури.
Встретили вояк, непонятно для чего копающих траншею и перекопавшие одну из дорог. Скорее всего готовились к учениям. Как раз через две недели должны были начаться. Мы спустились на побережье правее по дороге из крупной щебёнки. На такой поверхности не стоит разгоняться и тормозить. И то и то чревато. Мы проехали вдоль прибрежной линии.

[/slider]
Переехали через живописные ручьи.

И вот мы у хребта Муста-Тунтури. Встретили Питерских собратьев по путешествиям и сфотографировались все вместе с Юрием Александровичем - хранителем "музея обороны полуостровов Рыбачий и Средний 1941-1944г. " Это бывший геологический лагерь. Теперь здесь можно остановиться и погостить у Юрия Александровича, который здесь живет постоянно. Раньше он был геологом и посвятил много лет своей работе.

[/slider]
Часовенка и колокол в ней, построена на деньги пожертвований тех кто здесь бывает. Находясь здесь, послушать его экскурсию НУЖНО обязательно! Он удивительный человек, он знает много про всё! Музей держится только на его энтузиазме! Рассказывает с душой.
После экскурсии, мы совершили подъём на вершину хребта. Это не лёгкая задача. А представьте как зимой, в войну - это было сверх задачей!
Вот мы и на верху. Вся возвышенность и подходы усыпаны различными гильзами (попадаются даже, без особых поисков, целые патроны), броне-щиты попадаются тоже часто. У немцев на вершине были очень хорошие укрепления и коридоры вырубленные в скале. Даже были установлены огнеметы с дистанционным управлением!

[/slider]
Покидаем это святое место с небольшим привкусом горечи в душе.
Едем в сторону Титовки.
А вояки полным ходом готовятся к учениям.

[/slider]
Дальше мы выехали с полуострова Средний и стали искать место для ночевки. Место было найти не просто, т.к. сюда при желании можно заехать практически на любом пузотёре. Но мы нашли местечко. Застали речку Титовку в отлив. Ну а я, как только мы нашли место для стоянки, пошел опять купаться.

После ночевки, уезжая, остановившись полюбоваться на водопад, бросили взгляд в сторону Рыбачьего.