Видимость ниже нуля, или Поздняя осень в Крыму

"Снова с погодой какие-то фокусы - утренний дождь словно тягостный сон..." Так возвещают известные питерские барды, Александр Гейнц и Сергей Данилов, об окончании туристического сезона. Слова в заголовке этой статьи "Видимость ниже нуля" тоже принадлежат им. Осенняя погода часто преподносит самые разнообразные сюрпризы, погода меняется в течение дня. Потоки холодного и теплого воздуха, смешиваясь, порождают туманы, переходящие в облачность или даже дождь. В непосредственной близости от водоемов туманы случаются чаще. В Крыму холодные потоки осеннего воздуха и испарения еще теплого моря частенько образуют густые и плотные туманные завесы, в туристической среде именуемые "обезьяной". Почему именно "обезьяна"? Да, потому, что крайне трудно предугадать, как поведет себя это природное явление через 15 минут, через час...
Если туман не достаточно плотный, то поднимающееся солнце без труда прижимает его к земле и день становится солнечным и ясным. При низком тумане хорошо стоять высоко в горах и наблюдать за проплывающими под ногами облаками. Но, к сожалению, гораздо чаще робкое осеннее солнце уже не в силах разогнать громоздкие серые хлопья. Приходиться довольствоваться хмурой ненастной, погодой. Вот и с утра в крымской столице моросил мелкий дождик, над головой висела низкая, тяжелая пелена. Типичная крымская ноябрьская погода. На подъезде к Ангарскому перевалу в обрывках голубого неба солнце все же показывалось. В душе оставалась надежда увидеть в этот день солнце.



Широкая дорога петляет сквозь прозрачный буковый лес. Не шелохнутся кроны деревьев, ветер сегодня отдыхает. Вокруг тишина и покой, встречаются редкие группы туристов, которых мы благополучно обгоняем. Одна из групп интересуется как пройти к вершине Лысого Ивана (Пахкал-Кая). Отвечаю, что нужно идти прямо и с ближайшего перевала вы все увидите... И тут же оглянувшись кругом, уточняю, если увидите.



Делаем короткий привал у родника, становится прохладно, с перевала пахнул осенней свежестью легкий ветерок. В продолжении восхождения попадаем в плотные объятия той самой "обезьяны".



На этом участке нам на встречу спускается группа, которую мы недавно обогнали. Оказавшись в густом тумане на перевале, они испугались возможности потери ориентировки и решили отложить дальнейшее восхождение. А тем временем, до перевала остаются считанные метры.



И вот мы на зеленой седловине, окруженной соснами, ветви и иголки которых залиты белым молоком. Это и есть перевал Малой Академии Наук, или просто МАН. Где-то в тумане вокруг перемычки возвышаются скалистые вершины и хребты, далеко внизу плещется самое синее в мире... Но мы этого всего не видим, а слышим только ветер, гуляющий между горными кряжами и эхом отдающийся в сосновых кронах.



Впереди в тумане у нас склон Северной Демерджи. Здесь тоже встречаются отчаянные "идущие за туманом" туристы. Откуда-то из белого мрака доносятся голоса. Неожиданный порыв ветра и из тумана показался скальный утес скалы Сарпа-Кая, известной также как "Козырек".



Туман по коричневому прихваченному первыми заморозками лесу поднимается в горы.



После узкой скальной тропки широкая дорога ныряет в сосновый лес. Дышится легко и свободно.



Окончательно осознав всю бессмысленность покорения в этот день вершины Южной Демерджи, мы делаем крутую петлю по склону Северной части массива в направлении Демерджи-яйлы. В тумане вырисовывается своеобразное "сердце" то ли тумана, то ли крымских сосен, то ли всего горного массива.



Ровная дорога плавно поднимается вдоль крутого склона.



Вокруг уже редколесье из посадок сосны и березы.



Тут на встречу нам движется другая группа туристов, в составе которой оказался знакомый по ЖЖ-блогу. Как стало известно позже их маршрут был прямо противоположным нашему.



А мы тем временем достигли кромки Демерджи-яйлы.



Вот они - высокогорные крымские березы. Изогнутые и прижатые к земле под действием сильных ветров, стойко переносят они капризы крымской погоды и суровые природные условия. Как говорится "Жить захочешь, не так раскорячишься!"



Туман мелкими каплями оседает на низкой растительности.



Заполняет собой многочисленные карстовые воронки.



Окутывает пустынные возвышенности.



Неподалеку на Демерджи-яйле расположена высшая точка массива Северной Демерджи высотой 1300 с небольшим метров над уровнем моря. Издавна крымские яйлы использовались для выпаса скота. Сейчас здесь можно встретить в основном горных обитателей, но в силу популярности конных прогулок довольно часто попадаются и менее дикие животные.



Дорога минует небольшой сосняк.



В ноябре в крымском высокогорье уже чувствуется дыхание зимы.



И как по Визбору: "Люди идут по свету, им, вроде, немного надо..."



Вдруг солнечный луч пробивает туманную пелену как раз в том месте, откуда мы должны начинать спуск с яйлы. Установленная мной заранее на всякий случай метка в навигаторе оказывается совсем некстати.



Все ярче и ярче осеннее свечение.



И белые известняковые пики как маяки отражают сияние дневного светила.



Но уже через несколько минут из ущелья поднимается следующая "мартышка".



Снова березовые рощи.



А дорога уводит нас в очередной белый столб.



Практически при нулевой видимости мы начинаем спуск в ущелье Курлюк-Су.



Невероятно красив осенний туманный буковый лес!



Кругом полная тишина, слышится только тихий шелест опадающих листьев да шуршание опавшей листвы под ногами.



Величественны и стройны крымские буки.



Светел и прозрачен осенний наряд подлеска.



Продрогнув во время обеденной трапезы, после неудачной попытки развести костер на просторной поляне Курлюк-Баш мы шагнули на широкую дорогу, вьющуюся над глубоким ущельем речки Курлюк-Су в сторону села Перевальное.



Золотистая осенняя листва все также отражала приглушенный туманный свет.



И только в нижней части долины туманная завеса начала постепенно расходиться.



Вот так и закончилось наше осеннее путешествие. В этот день мы все таки увидели солнце, затерялись в густом высокогорном тумане, наслушались тишины и шуршания золотистого ковра под ногами... А тяжелые серые тучи так и остались висеть в опустившемся небе до самого вечера.



До новых встреч!

Полина Морозова