ВРЕМЯ ЖИТЬ И ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ. ГЛАВА 9, 10
Глава 9. Столица Индии. Деликатес на любителя
На момент, как я оказался в Дели, я провел в Индии уже 3 недели и знал чего ожидать от столицы. Шум, гам, люди, животные, машины, повозки — все смешалось здесь в унисон и звучало не переставая. Такое, конечно, шокирует с непривычки.
Если ты релаксируешь полулежа после пляжей Южной Индии, то Дели вынуждает тебя собраться и быть наготове, потому что тут Индия захочет проверить тебя на прочность. Чего ты стоишь, а? Докажи, что не слабак!
В Дели я прилетел уже за полночь и поэтому заранее заказал себе такси, чтобы не мучиться поиском с дороги в незнакомом городе, особенно таком как этот — громадном, шумном и беспорядочным.
Я надеялся, что увижу свое имя в зале прилета на выходе, но оказалось, что мой водитель опаздывает, поэтому я просто бродил на выходе и смотрел на людей вокруг, вглядывался в темноту большого города, пытаясь понять, что же меня там ждет.
Вот выходит колоритная группа состоятельных сикхов в цветных костюмах, а вот прилетели европейцы, они первый раз в Индии и слегка шокированы, а вот я перекидываюсь парой фраз с охранником.
Еще несколько минут спустя, я вижу водителя с моим именем на белой табличке, он извиняется, что из-за пробок не рассчитал время, но мне все равно, я не в обиде и говорю:
— Поехали! Показывай, что там Дели готовит мне!.
Дели, как и многие древние города, сейчас делится на новую и старую часть. Самый колорит, как раз, в старой части, где я и остановился, а именно в районе Пахаргандж, что на соседней с Мейн-базар-роуд улице, известной тем, что там можно найти все, что нужно самостоятельному путешественнику, а под боком у меня находился главный железнодорожный вокзал. Говоря одним словом, я остановился в эпицентре жизни, кипящей в этом раскаленном солнцем мегаполисе.
Спустя ночь после приезда в Дели, я отправился в город на осмотр достопримечательностей. Не успел я еще как следует осмотреться, в тот же день произошла смешная история «как мне предлагали наркотики в Дели».
Я шел вдоль шоссе от центрального вокзала и Мейн базара в сторону центра. Передо мной загорелся пешеходный красный свет и я остановился. Стою жду, а сам почему-то задумался, смотрю куда-то в землю. Тут справа нарисовался какой-то тип, который начал заглядываться на меня. Он был слегка дерганным. Я спрашиваю чего ему нужно, а он говорит не хочешь травы, парень или чего посильнее, только тссс? Я опешил немного, на дворе день и я не в центре гетто, чтобы вот так прямо на улице барыжить. Говорю, что нет, я не голоден, оставь свой стафф при себе. Но мне стало интересно почему он решил предложить свои услуги мне. Потому что я белый, говорю? Типа я турист из Европы и хочу оторваться? Он сказал да, что часто парни в районе старого города берут у него дурь, но я его разочаровал своим отказом, тем, что дурь мне не нужна, я сюда приехал совсем за другим.
В итоге мы вместе с ним гуляли по Коннот-плейс туда-сюда, он рассказывал разные байки из своего профессионального опыта. Это был мой второй день в Дели и я никуда не спешил.
У меня давно уже запланировано несколько дней, чтобы выполнить здесь программу минимум с обязательным посещением места захоронения Хазрат Инайят Хана, известного индийского музыканта и философа.
Решаю, что пришло время распрощаться с дилером, чего терять время, все равно мы друг другу никакой пользы не принесем, пусть каждый пойдет своей дорогой. Не знаю как он, а я первым делом хочу заглянуть в Красный Форт.
Красный Форт — это визитная карточка Дели.
Форт особенно примечателен тем, что он был заложен падишахом Шах-Джаханом в 1639 году, обессмертившим свое имя строительством Тадж-Махала.
Постройка форта ознаменовала собой еще и перенос столицы империи моголов из Агры в Дели или, так называемый, Шахджаханабад.
Ходит легенда, что именно в этом форте много позже был заточен сам падишах своим сыном, где он и встретил свою смерть в 1666 году.
«Если и есть рай на свете, то он здесь, он — здесь» — гласит надпись в одном из залов форта, автором которой был персидский поэт Амир Хосров, что для Шаха оказалось весьма символичным, вот только мы не узнаем попал ли в он в рай или нет?! Что мы знаем точно так это то, что он вошел в историю как один из великих правителей эпохи моголов, оставивший после себя множество архитектурных творений и легенд.
По эпичности Красный форт в Дели значительно уступает фортам Агры или Джайпура, но посетить его стоит обязательно. Только, если вас не испугает цена входного билета. Его стоимость для иностранца составляет 250 рупий, что немного пугает и особенно грустно то, что она разниться с ценой для местных жителей. Все пытаются заработать на туристах как могут. Печально, но такова реальность. Для местных вход стоит копейки всего 10 рупий, чем они и пользуются с удовольствием. В любое время дня тут полно людей и все отдыхают на лавочках и лужайках, наслаждаясь пением птиц и прохладой в тени деревьев.
Я же, пока местные отдыхали, спешил в центральную часть форта, где на башнях и куполах дворцов гнездились сотни, а то и тысячи голубей. Особенно поразительно смотрелось, как они от малейшего шума срывались со своих гнезд и совершали полет в небе, наполняя его разными пируэтами, возвращались назад. Это было великолепно. Истинная красота.
Если постараться, ее можно найти и в таком сумасшедшем городе, как Дели.
А красоты там хоть отбавляй. Не все могут ее увидеть.
В этом даже есть какая-то прелесть, что Индия открывается не сразу, нужно некоторое время для осознания. Будучи европейцем вы будете пытаться примерить ее в свои собственные одежды, чтобы понять подходит ли она вам, а если бы вы были индийцем, то вы принимали бы все таким какое оно есть. Оно уже прекрасно.
В начале книги я говорил, что между Индией и Россией есть какая-то невидимая связь. И вот здесь в Дели я смотрю по сторонам и у меня в голове происходит какой-то диссонанс. Я вижу вокруг желто-зеленые тук-туки, а на языке маячит только одна невероятная ассоциация с Московскими дворами, где преобладают эти цвета, в которые покрашены всеми ненавистные бордюры и ограды. Вот почему всплывает такая ассоциация, хотя казалось бы другая часть света, но Москва не отпускает?! Чур меня!
Если в Москве это выглядит как-то аляповато, то в Индии с цветами все в порядке. Полная цветовая гамма тут радует глаз. Думая про цвета и краски, я вспомнил одну историю из детства. Странно все-таки устроен наш мозг. Ну да ладно. Вот и сама история.
Однажды зимой мне подарили куртку. Я был маленьким, а куртка весенней. Я сразу в нее влюбился, ведь она поражала меня своей нереальной красотой с десятком карманов и молний, как будто ее купили прямо на съемочной площадке фантастического фильма. Куртка синего цвета блестела на всю комнату и я поспешил ее примерить.
Эти чувства не описать словами. Она, так мне казалось, придавала мне силу супермена и бэтмена одновременно. Я чувствовал. Но еще с этой курткой пришло разочарование — ее нельзя было одеть на улицу, чтобы немедленно показать друзьям. Еще стояла зима и я сразу получил запрет от мамы, что это исключено и нужно ждать весны.
И вот спустя два месяца я, как ошпаренный, выбегаю в моей обновке из дома; бегу через дороги и через улицы, подмигиваю голубому небу и первому весеннему солнцу — моему счастью нет предела. Куртка невероятна.
Спустя 15 минут я встречаю друзей и мы идем лазать по старым сараям в поисках приключений. У меня теперь есть куртка супергероя и мне ничто не страшно.
Куртка сияла на солнце и я вместе с ней.
И тут Паша кричит:
— Ромик, зацени! Я нашел балончик с краской!
— Вот так находка! Там есть еще краска?
— Не знаю, кнопка немного примерзла.
— Дай сюда, я попробую.
И я попробовал. У меня получилось. К моему сожалению, у меня получилось выпустить из балончика струю холодной серебряной краски. Прямо на себя…
Пока я пытался нажать на примерзший кэп (насадка), балончик крутился у меня в руках и, когда он брызнул, я держал его прямо перед собой и струя брызнула в сторону куртки и тут случилось неладное. Я не понимал как, все произошло так мгновенно и я не успел увернуться. Я видел лишь капли, стекающие по моей новой сумасшедше-красивой куртке и меня охватил ужас. Неужели я ее испортил?
Я не мог в это поверить. Следы краски растекались все ниже и ниже, захватывая весь центр живота. Это было фиаско.
Я начал в истерике тереть куртку мокрым снегом. Те подтеки краски, которые еще не въелись, мне удалось смыть, но по-прежнему было видно пятно и брызги вокруг. Я понимал, что куртка испорчена и мне сильно попадет дома, но я не переставал ее любить. Она все также была для меня красивой, но только грязной.
Дома я рассказал все, что случилось и отправился с порога в ванную вместе с мамой, чтобы попытаться спасти то, что еще осталось.
После нескольких стирок пятно удалось почти полностью вывести, но из-за специфического состава краски ткань на куртке стала похожа на шершавый мятый лист газеты, впоследствии так и приходилось ходить.
Но я не замечал этого. Она навсегда останется в моей памяти в тот момент, когда мне ее только вручили: красивой и чистой.
Спустя несколько недель в Индии я могу заявить, что эта очень красивая страна, она влюбила в себя. Но было одно «НО»…
Красивая, но грязная.
Я уверен, что это найдет свое решение, пусть не сейчас, но в обозримом будущем.
А пока я двигался к выходу из Красного форта.
Не задерживаюсь там и направляюсь дальше, к главной мечети города — Джама Масджид, которая находится неподалеку от форта. В этой мечети можно забраться на самый верх ее высоких башен — минаретов и увидеть панораму города. Когда-то давным-давно мечеть была заложена тем же самым падишахом Шахом Джаханом, сегодня же тут очень многолюдно и красиво.
После я отправляюсь в старый мусульманский квартал, чтобы найти место захоронения Хазрат Инаят Хана. Он был носителем суфийского послания — послания о свободе духа, он соединял Восток и Запад посредством своей музыки и привносил в этот мир особую светлую мудрость.
Я потратил достаточно времени, чтобы не заблудиться в улочках этого квартала, но мне любезно помогали его жители и вывели меня к нужному месту. Место оказалось, словно оазисом среди пустыни, внутри даже росли пальмы. В отдаленной комнате на возвышении находится гробница (дарга), где можно побыть немного в тишине и помолиться. Гармоничное место в самом центре мусульманского квартала. Там было хорошо.
Было полезно увидеть, как внутри одного города могут жить представители разных духовных течений и национальностей. Каждый живет своей жизнью, стараясь сеять вокруг себя гармонию и свет. Именно так, мне все это представлялось ранее и таким оно было на самом деле.
Еще к слову о теме, которая меня волновала сильно. Нет, трущобы — это не треш. Да, бедно, да, грязно, но по сути эти люди ведут быт по-деревенски, ведь большинство из них приехали сюда за лучшей жизнью на заработки и остались. Жить они вынуждены первое время здесь в трущобах, но потом остаются на совсем, даже перевозят сюда всех родственников.
Вспомните городские окраины маленьких российских городков, по-моему, очень похоже на трущобы. Жизнь в трущобах не делает из человека отброса общества. Читали же Шантарам? Вот это true story, там в трущобах живут замечательные люди.
Вообще Дели очень большой город и значительно проще здесь передвигаться либо на метро, либо на моторикшах, но я выбрал для себя передвижение пешком, лишь так можно по-настоящему окунуться в эту атмосферу, особенно в лабиринте узких и старых улочек.
В этом мне помогали мои оффлайн карты, где я строил пеший маршрут и перемещался по городу, согласно ему.
Таким же образом, я решил посетить широко известный храм Лотоса в новом Дели и построил на картах маршрут и вот спустя 4 километра моего пешего похода по городу, когда я уже окончательно погряз в старых улочках, которые сменяли широкие автострады и железнодорожные пути, я начал понимать, что скоро заблужусь.
Так и оказалось, мои карты завели меня в тупик, в прямом смысле, там, где они показывали проход, был огромный бетонный забор. Мне пришлось возвращаться на перекресток, где я решил, что поймаю тук-тук и через 5 минут я добираюсь ко входу в храм Лотоса.
Это главный храм религии Бахаи в Индии. Был построен в 1976 году и имеет форму распускающегося цветка лотоса из 27 лепестков.
Архитектор храма вдохновлялся стилем оперного театра, находящегося в Сиднее.
Храм Лотоса хорошее место, чтобы помедитировать в центре здания под куполом, где собирается вся энергия этого места, но надолго насладиться тишиной не получится, так как каждые 10—15 минут туда запускают новый поток туристов, которые постоянно шуршат.
Внутри храма нет ни религиозных изображений, ни алтаря, ни скульптур. Таковы особенности архитектуры религии Бахаи, о чем и говорится в их священных писаниях.
Мне показалось, что из-за строго регламентированных правил посещения, эстетику и эмоции этого места не удается прочувствовать. С архитектурной точки зрения все очень красиво, но с духовной — оказалось слишком недостаточно, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в этом храме всех религий. Хотя думаю дело в том, что у меня было мало времени. В следующий раз я остался бы там на подольше.
Из храма Лотоса я на метро поехал в центр, чтобы оттуда добраться до ворот Индии. Это место напротив президентского дворца. Ворота с которым, соединяет длинный проспект, вокруг него обустроен парк. Тут приятно погулять перед закатом. Спокойное место. Можно купить лимонной воды и насладиться ей, сидя на лавочке и наблюдая за толпами туристов, снующих туда сюда.
Находясь в Нью-Дели невозможно спутать новую часть города со старой. Они в какой-то мере противопоставляются друг другу. Если в старом городе очень узкие улочки, кругом нагромождение зданий, нет зелени, то в новой части все совсем наоборот. Это зеленые бульвары, широкие автострады и множество современных зданий. Такой Дели можно спутать с любым европейским мегаполисом. Так и есть.
Но самые распространенные отзывы об Индии таковы, что люди на полном серьезе говорят «Боже, я попал в средние века. Кругом хаос, разруха и полное отсутствие понятия „комфорт“. Туалетной бумаги нет или за деньги. Инфраструктура пребывает в упадке, перенаселение, шум, грязь. Люди ходят в туалет прямо на улицах на глазах у прохожих. И эти толпы бродячих животных. Ну чем не средние века?».
Все это так, но это лишь поверхностный первичный взгляд неофита, а чтобы увидеть другую Индию — благоухающую, добрую веселую и отзывчивую, нужно сначала измениться самому, начать развиваться, словно превращение в бабочку из гусеницы. Индия сегодня — это развивающаяся страна, которая гигантскими темпами идет по пути роста. Пробыв тут некоторое время, уже можно подмечать эти качественные изменения. Здесь все меняется к лучшему. Хотя путь предстоит еще очень и очень долгий и я думаю, что Индия не отступит с пути изменений и однажды предстанет перед нами в виде лотоса, взошедшего над темными водами бытия.
В Дели уже, например, есть и новые кварталы, где сделано все по последнему слову техники. Контраст, конечно, сильный по сравнению со старым городом. По новому кварталу можно гулять и гулять, простор и зелень вокруг, никто не пытается тебя задавить и оглушить сотнями клаксонов. В этом есть некая особенность такого, что и говорить, древнего и исторически значимого города Индии. За одну поездку получаешь два совершенно разных и интересных опыта.
Представьте, что Индия — это пригородная подмосковная электричка, мчащаяся пятничным вечером в сторону области. Переполненные вагоны, стоит суета, но улыбки на лицах. Мимо протискиваются продавцы всякой всячины. Представили? Сейчас вы открыли для себя Индию, с той лишь разницей, что там все стоит возводить в десятую степень, а так тоже самое.
И не говорите теперь, что не знаете что такое Индия! Все же ездили в таких электричках. Лично я лет до 22-х ездил постоянно на них и выходных дней ждал особенно, чтобы узреть этот карнавальный сход дачников, туристов, рыбаков и прочих страждущих выбраться на природу. Посмотрите вокруг себя сейчас и, возможно, вы осознаете, что Индия ближе к вам, чем когда-либо еще. Как популярный хит на воскресном вещевом рынке, он вроде бы уже надоел, но так и манит своим припевом и вот вы замечаете себя поющего эти строчки. И правильно, пойте! Не останавливайте себя! Это с вами говорит Индия.
А если серьезно, на самом деле я тут всегда серьезней некуда, двух дней в Дели достаточно, чтобы выполнить программу минимум. За это время вы сможете увидеть все основные достопримечательности, а при желании, еще несколько редких мест, как например, специально приехать и погулять по Коннот-Плейс или по Мейн-базар-роуд. Но поскольку я жил в том районе, то мое путешествие по Дели началось как раз с них.
***
Забегая вперед, хочется рассказать одну историю, которая случилась со мной в последний день моего путешествия по Индии, где, как по иронии судьбы, я снова оказался в Дели, увязнув в лютой двухчасовой пробке в моторишке с укуренным французом. Он всегда избегал Дели, так как не любит этот город всем сердцем, вот и сейчас он снова укурился в хлам, что не поверил моим словам о том, что это мой уже третий приезд в Дели, где совокупно я проведу 7 дней. Он пытался вникнуть, что же я делал такого в этом безумном городе все это время. А я ему говорил, что Дели — город не для всех. Дели — это особый деликатес и не всем дано распробовать его на вкус.
***
Кстати, о деликатесах.
Сами индийцы в еде неприхотливы. Как и в жизни в целом. Что по мне весьма хорошо. Они ложатся поздно, встают рано. Едят много уличной еды прямо на ходу. Любят острое, хотя там почти все острое или очень острое. Большинство жителей Индии вегетарианцы, но есть и мясоеды. Выбор блюд просто огромен.
Есть в Индии любят руками, вернее одной рукой — правой, левая считается грязной, так как используется в уборных. Но у нас тема про еду, так что извините.
Завтракают индийцы обычно очень рано до 8 утра где-то. Могут и рис скушать, и обильную выпечку. На обед тхали, на ужин, скорее всего, рис, сыр панир. Обед, соответственно, в районе полудня, а ужин с 19—21 ч.
В Дели я впервые отведал блюдо, которое называется «тхали». Можно сказать, что это одно из основных местных блюд. Хотя я в Индии был уже пару недель, но до тхали руки дошли только сейчас: и тибетский завтрак ел, и лепешки с острой подливой ел, и рис-карри, и пироги самосу, пакору, а еще фрукты разные, орехи, соки фреш.
Если ты осилил тхали за раз, значит ты был очень голоден. Рассказываю, тхали — это своеобразный набор нескольких блюд, которые обязательно подаются на подносе. Туда входят: рис, блюда из дала, овощи, карри, гарниры, лепешки чапати или роти, а также йогурты. На выбор есть еще специальное тхали, где состав предлагаемых блюд, значительно шире. Еще вам могут подать к нему мороженое и, конечно же, масала чай. Куда же без него!
Могу с уверенностью сказать, что ничего вкуснее я давно не ел.
А когда я первый раз увидел размер подноса, на котором мне и подали специальное тхали, я думал, что они ошиблись — как одному можно столько съесть?! Но я съел. Я был очень голоден с дороги и только и мечтал о чем-то подобном.
Все очень вкусно и я ни разу не брезговал индийской едой: будь-то уличная кухня или поход в кафе. На улице можно встретить разную и свежую выпечку, блины — советую попробовать все.
Индийцы, кстати, часто едят на бегу и в этом смысле культура фудтраков тут очень развита. Вас могут накормить с любого передвижного средства, в любом ларьке и закоулке. Главное — не бойтесь и не забывайте об обычных мерах предосторожности и гигиены.
За всю мою поездку лично я ни разу не отравился и не страдал расстройством желудка. Возможно мне повезло, но на самом деле ситуацию с грязью преувеличивают те, кто просто боится всего неизведанного, кто привык к белоснежным простыням в пятизвездочных отелях на побережье Европы, кто не готов к тому, что бывает по-другому, а по-другому не значит плохо. Вот и вся математика. Кому верить после этого?
Нужно просто соблюдать минимальные правила гигиены: мыть руки и еду, вроде овощей и фруктов, не пить из под крана и внимательно осмотреть то, что покупаете с уличных ларьков прежде, чем положить в рот.
Стоит отметить, что сами индийцы по возможности соблюдают все эти правила, а кое-где они выработали специальные техники употребления продуктов питания, например, воды. Я называю это целым искусством — искусством пить из бутылки не касаясь горлышка губами, запрокинув голову назад.
С первого раза мало у кого получается, но спустя небольшой период пребывания в Индии и Вы тоже учитесь так пить.
Смысл такого питья в том, что иногда бутылки могут быть не первой свежести, поскольку торгаши просто экономят на пластике, так что будьте внимательны и покупайте бутылки с закрытой крышкой, поверх которой надета дополнительно защитная пленка.
Насчет воды еще могу сказать, что почти во всех заведениях на столе стоит бесплатный графин с холодной водой, но имейте ввиду, что она из под крана. Поэтому путешествуя — знайте, что можно класть в рот, а что нет.
Я надеюсь, что моя книга в чем-то будет полезна вам, например, такими маленькими лайфхаками, поскольку самое важное это здоровье и хорошее настроение, а остальное приложится.
В завершении хочу сказать, что индийская кухня очень разнообразная и вкусная, не бойтесь открывать для себя новые блюда, кушайте с аппетитом!
***
Обычно, это все изучают до поездки, я же многое изучал прямо на месте, погружаясь в реальность с головой. Но мне так больше нравится, вот и все.
Однажды я стоял на мосту в Дели неподалеку от гостиницы и смотрел на железнодорожный вокзал. Внизу неслись моторикшы и машины, люди с повозками ползли по делам, а рядом неподвижно стояли скопления коров и разного вида ларьки, едальни и прочие уличные заведения.
Я не понимал, что же это все объединяет, чем оно так западает в сердца и вскоре догадался.
Индия — это страна контрастов. На черное всегда есть белое, на горькое — сладкое, на бедное есть богатое, а на злое есть доброе.
Индия существует в двумерной реальности, где есть место и приверженцам, и антагонистам. Кто-то ее романтизирует, а кто-то увидев ее другой — кричит о том, что Индия — грязь и ужас. На любой плюс здесь найдется свой минус.
Эта страна служит неким проявителем и зеркалом. Она может проявить в вас как плохие, так и хорошие качества. Такой прыти даже вы будете удивлены.
Но многие великие люди говорят — восприятие Индии зависит только от чистоты души смотрящего. Иногда она возвращает вам плохое отражение в вашем зеркале, но поверьте, это нужно вам, чтобы подняться над собой и ограниченной картиной мира, которую вы видите, чтобы вам стать лучше.
Хочешь столкнуться с собой настоящим — отправляйся в Индию и посмотри в глаза своим страхам, найди свой внутренний свет, а если разочаруешься, то никто тебя здесь держать не будет.
***
Хочется еще сказать вот что, дабы вы понимали откуда столько людей в крупных городах.
В Индии, как и везде в мегаполисах, многие люди съезжаются в крупные города на работу, отсюда перенаселенность кажется катастрофичной, но имейте ввиду, что там полно территорий, где никто не живет, потому что там нет работы. Для решения этой проблемы нужно создавать рабочие места не только в городах-миллионниках, но и в деревнях, селах. Это касается не только Индии, а вообще всех стран, где наблюдается такой перекос.
В той же Москве по утрам и вечерам все подъезды к столице стоят в пробках, а все пригородные электрички забиты людьми. Люди там, где работа и они не виноваты, что в их родных городах таковой просто нет.
Поэтому не стоит бояться этих людей, они просто едут на работу в то время, как вы путешествуете. Будем к ним благосклонны и наше передвижение по этой замечательной стране будет проходит гораздо комфортнее.
Тем временем, мой взгляд все чаще смещался в сторону центрального вокзала Дели, откуда я днем позже отправлюсь в Джайпур.
Прощаюсь с Дели, говорю ему спасибо и выражаю свое почтение этому великому и древнему городу!
Не могу сказать, что я влюбился в этот город, скорее наоборот, но он не был настроен ко мне негативно и лишь изредка проверял меня на прочность.
С переменным успехом я принимал его вызовы и решал насущные вопросы и могу с уверенностью сказать, что в следующий раз мы будем рады друг другу, как старые приятели и снова хорошо проведем время вместе.
Я также буду гулять по Дели и удивляться тому хаосу, который твориться на каждом шагу, но и радоваться тому шарму, который все-таки присущ этому контрастному и яркому городу.
До встречи, друг! Пришло время покинуть Дели. Но я еще вернусь.
Глава 10. ДЕЛИть на ноль нельзя, или как покинуть Дели
История про то, как я покидал столицу Индийского государства получилась из разряда «Не ходите дети в Африку гулять…».
Я даже рад, что случилось так, как случилось. Я ожидал, что в какой-то момент Индия захочет сыграть со мной в игру, чтобы проверить силу моих намерений и она сыграла. Пусть сейчас, чем, когда я буду совсем не готов к этому.
Передо мной стояла простая задача покинуть Дели на поезде и вот одним утром все завертелось. Я проснулся, оделся и вышел в темноту раннего утра недалеко от Мейн-базар-роуд. Мой путь лежал на главный железнодорожный вокзал Дели.
Я знал все про индийские поезда еще до того, как впервые прокатился на них. Я знал, что должен пройти крещение этими поездами.
И я, будучи новичком, так как это мой первый раз в Индии, должен был сделать это.
Первая попытка в Тривандруме вышла комом, но я не отступился. Я решил довериться Индии и собирался идти на вторую попытку при следующей возможности и необходимости.
Придя заранее, в 4.30 утра я был на вокзале, чтобы успеть на утренний шестичасовой поезд в Джайпур, но Индия решила поиграть со мной и это в такую-то рань. Что ж, так тому и быть.
Предчувствие мне подсказывало, что все будет в порядке. Говоря честно, я стал участником очень хорошо спланированной акции по обману наивного и сонного путешественника.
Не успев зайти в зал ожидания, меня окружают «проверялы» билетов и смотрят усиленно в мой. Совещаются и выносят вердикт, что они сожалеют, но поезда в Джайпур сегодня не будет отсюда. Будет поезд с другой станции, но прежде надо сдать билет, купить новый и успеть доехать до нужной станции. В 6.35 обещали они, что будет поезд и я благополучно успею. Я им не верил.
Прорвавшись через первый КПП, я двинулся на платформы, чтобы уточнить информацию на электронном табло. Но не тут-то было.
На финальном пункте досмотра меня также окружили и снова устроили консилиум и это в 5 утра… Вот неугомонные индийцы.
К моему сожалению, вердикт был тот же. Поезда отсюда нет.
— Тебе надо в центральную кассу, деньги, билет..
Обрывки фраз, вперемешку на хинди и ломаном английском говорят, я понимаю, что меня дальше не пустят.
Не имея выбора, я решил прокатиться до кассы, так как до моего поезда по билету было еще полно времени. В итоге в кассе мне сказали, что билетов нет никаких никуда и никогда и, вообще, они пытаются помочь. А я сижу там, в кассе, и мне уже все равно. Я понимаю, что либо я доеду в Джайпур на поезде сегодня, либо нет. В итоге сообщаю им, что их речи сладки, но мне на поезд надо и выхожу на улицу, сжимая свой билет в руках. Я уверен, что он мне еще пригодится сегодня.
Для некоторых задача обмануть сонного путника в 4 утра это сущий пустяк, они так часто развлекаются и при случае даже зарабатывают. Но какого дикобраза, вы там чего совсем приехали?! Хочешь обмануть — обмани на месте, но зачем такие спектакли с несколькими актерами закатывать? Даже в России 90-х и то схемы обмана были проще.
В какой-то момент я реально начал закипать. Совсем скоро я понял, что водитель тук-тука с ними заодно, а его дикий перегар разозлил меня окончательно. Я вступил с ним в словесную перепалку, что какого ежа-то ему нужно во всей этой истории?! Говорю ему: «Быстро вези меня назад на вокзал, я сейчас устрою вам «Бодрое утро на MTV».
Он неохотно везет меня назад, а сам бухтит что-то в мою сторону, видно, что он некисло такой пьяный и по дороге он также ехал, накручивал восьмерки. Кричу ему в ответ, что он совсем попутал, что Шива все видит. Я хотел доехать целым, чтобы выполнить все таки задуманное, так что какие-то вредные «редиски» не встанут на моем пути.
Через 15 минут я был на уже хорошо знакомом вокзале, снова пытаюсь пробиваться через все КПП, на этот раз никого не слушая и никому не доверяя своего «выигрышного» билета, я рвусь к расписанию, к платформам. Вроде получается зайти в холл главного здания вокзала, но внутри меня все равно что-то стрекочет, слегка сдавило живот.
Знаете, это чувство страха, которое говорит «поворачивай назад, все, приплыли», но ты знаешь, что если его перетерпеть, переждать — появится свет с той стороны туннеля. Надо терпеть и двигаться вперед через невыносимое «не могу».
Я еще нервничал в томлении о своем будущем, хотя понимал, что игра уже закончена и мне пора довериться сущему и будь, что будет. Делаю, что должен и точка.
И вот я стою перед онлайн табло и (О! ЧУДО!!!) мой поезд на месте. Он на месте и будет подан по расписанию. Чему я был очень рад!
Спасибо Индия, за эту утреннюю игру! Спасибо за урок!
Сейчас я пишу эту заметку уже из поезда и понимаю, как мало я потерял этим утром (только стоимость тук-тука) и как много приобрел.
И, кстати, о главном: перемещение в индийских поездах имеет свой шарм. Теперь проверено на себе!
Несмотря на все эти утренние квесты, мне хотелось свеситься с поезда и ощутить на своем лице дуновение встречного ветра, чтобы волосы развивались во все стороны, а глаза резало струями утреннего воздуха и я сделал это, как и то, что успел запечатлеть на фотографии свое радостное лицо в тот момент. Всегда ловите мгновения!
До свидания, Дели! Здравствуй, Джайпур!