Закат за Европу 2015: Северный Откат. Игра в слова

День 1: Москва — Выборг, 866 км. С ветерком!
Утро. Кофе. Сборы. Старт. Солнце. Предвкушение. Пустые дороги. 190 км. 200 км. Суп харчо на заправке. Ещё 200 км. Чай. Объезд Питера. Сумерки. Асфальт без разметки. «Кошки-мышки» грузовиков до Выборга. Напряжение. Отель Северная Корона. Грязь. Пьяные крики за стеной до утра. Слышимость 5 из 5.
Алексей: Дорога до Питера порадовала. Достроят объездную, будет совсем хорошо. Пока работают участки Москва-Солнечногорск и объезд Вышнего Волочка. Но и этого уже хватает, чтобы разгрузить уставшую Ленинградку.
День 2: Выборг — Торнио, 718 км. Дорожка в линеечку.
Светогорск. Меньше часа на границе. Финляндия. Ровный асфальт. 200 км. Серпантин между сосен. Солнце. Радость. Запахи. Природа. Урчание Дракона. Озёра. Паромная переправа. Чай. Ещё 190 км. Отличный обед. Камеры стреляют спереди. Комфортная скорость. Отель E-City B&B. Уютный ночлег.

Мария: Здесь по Финляндии ехать — одно удовольствие. Отличный асфальт, солнце чертит полоски на дороге, пробиваясь сквозь стволы сосен, зеркала озер отражают не только домишки на берегу, но и наше счастье от начавшегося путешествия. В одном месте навигатор показывал переезд по озеру. Мы думали, что там мост, оказалось, маленький паромчик, курсирующий раз в 15 минут. К концу дня уровень радости в нашем организме вырос до максимума.

День 3: Торнио — Кааманен, 477 км. «Они существуют!»
Завтрак. Встреча со вторым экипажем (Денис, BMW 1600GT). Настройка мотогарнитуры на троих. Утренняя прохлада. Утепляемся. В путь. Городок Törmänen. Дорожка 4. Авантюрный серпантин. Холмы. Удовольствие. Олень. Стада оленей. Восторг! Лапландия. Поломка заднего тормоза. Ремонт на паркинге у Йоулупукки. Знакомство с финским Дедом Морозом. Открытки. Японские туристы. Чай. Дождь. Кемпинг Kaamasentie. Белка. Мойка Дракона. Финское пиво. Удобства на улице. Комары. Дровяная печь. Тепло и уютно. Крепкий сон.

Лайфхаки:
1. Тоненькие куртки-пуховки. Уже на третий день дороги в направлении севера пришлось их доставать. Несмотря на полный экип, в +10°C ехать не комфортно. Куртки ничего не весят, занимают минимум места, но греют отлично. Спустя пару дней нам уже помогали и капюшоны, надетые под шлемы. Спасибо нашей подруге за то, что рассказала нам о них!
2. Заправка Neste Kiveliöntie 8, 99830, Saariselkä, Inari, Lappi. Всё, что нужно в дороге для авто и мото — от непромокаемых подшлемников до гаечных ключей и лампочек.
3. Спальники или постельное бельё. Но лучше спальники. Они сэкономили нам много денег. Иначе пришлось бы платить за аренду комплекта белья от 700 до 1500 руб. (по курсу на период поездки).

Алексей: Нас предупреждали, что по дорогам Лапландии разгуливают олени. Оказалось, что они живут на дорогах, лежат на обочинах, беспечно жуют траву и совершенно не боятся людей. Правы оказались и те, кто предупреждал нас о непредсказуемости этих животных. Стоя спокойно у дороги, олень может вдруг резко побежать по делам и почему-то именно перед нами. Опасно, правда.

День 4: Кааманен — Нордкап — Скарсваг, 344 км. Вечная мерзлота.
Овсянка. Выезд. Дождь. Сильный боковой ветер. Напряжение. Туман. Заправка. Замена перегоревших ламп. Серпантин наверх. Нордкап. Касса на въезде. 520 крон (почти 5000р!) за двоих. Видимость 10 метров. Фото у глобуса. Флаг Моей Планеты. Сувениры. Кемперы. Интернет. Первый тролль. Тепло. Свеча на подоконнике кафе. Чай. 15 км до ночлега. Кемпинг Kirkeporten. Олени. Белая полярная ночь.

Мария: Поездка на Нордкап — не для девочек и не для новичков. Это серьёзное испытание своих моральных и физических сил. Ветер, постоянная сырость, морось, периодически переходящая в дождь, холодно и скользко. Когда визор подсыхает, становится видна природа, уникальная природа Севера — сосредоточенные, молчаливые скалы, карликовые деревья и остекленевшие от холода, безжизненные глаза озёр. Поражает отсутствие движения — не шевелятся травинки, нет ряби на поверхности воды, даже облака словно намертво прибиты гвоздями к куполу неба. Нордкап — замёрзшая навсегда природа с гладью озёр и туманом 360 дней в году.

Алексей: Техника ведет себя очень странно: аккумулятор телефона садится с 100% до 0% за считанные минуты, мотоцикл вовсю капризничает, то у него перегорит лампочка ближнего света, то сразу за ней дальнего, а через полчаса ещё и задний габарит перестаёт гореть, в рации периодически включается эхо, гарнитуры не хотят связываться друг с другом. В общем, за Полярным кругом начинаются чудеса.

День 5: Скарсваг — Биртаварре, 458 км. К фьордам!
Солнце! Чистое небо. Снова на Нордкап! Удивление. Нет, восторг! Памятник детям войны. Солнце в глобусе. Маленькое большое море внизу. Туристы. Много туристов. Улыбки. Поздравления с хорошей погодой. Фото. Ветер. Растрёпанные волосы. Радость. Время. 128 км. Шквальный ветер. Туннель под водой. Olderfjord. Восхищение. Запомнить это! Смена погоды. Морось. Дорога Е6. Альта. +9°C. Кемпинг High-North Camp Birtavarre. Холодный душ. Горячая вода за монеты. Комары. Шум горной речки. Тепло спальника.

Алексей: Чаще всего путешественникам на Нордкапе не везёт с погодой, как и нам накануне вечером. Но иногда на севере выходит солнце, как у нас утром следующего дня! Ни облачка, ясное небо, яркое солнце и относительно тёплая погода. Пробуем снова подняться на Нордкап. Оказалось, в тумане мы не увидели столько всего! Памятники, монументы, люди — где вы все были вчера?

Мария: Глаза влюбляются в сочетание норвежских оттенков — песочного, лазурного, терракотового, изумрудного, охры и белого. От фьорда к фьорду меняется цвет воды, мы видели все — от чернильного до нежного голубого. Представьте, что всё это сопровождается щекочущими запахами горной лаванды, астильбы, сосны и каких-то незнакомых растений. Норвегия открывается нам постепенно, как застенчивая девушка. Вроде улыбнулась солнечным лучом, потом снова смущенно спряталась в дождях. Зато как приятна её улыбка!

День 6: Биртаварре — Эвенскьер, 297 км. Полярный круг.
Однообразная сочность природы. Одинаковые редкие домики. Бисквитный, бурый и охра. Поражающее одиночество. Магазины COOP. Город Bardu. Пиццерия Roma. Болгарин. Турецкий кебаб. Плохой кофе. Заправка. Японцы-кругосветчики. Снег вдоль дорог. Ледяная речка. Полярный круг. Наклейка Моя Планета. Холодно и радостно. Солнце. Морось. Опять задний тормоз. Дождь. Кемпинг Tjeldsundbrua. Поляк. Портовой контейнер. Разобранный аквапарк. Кухня. Душ. Виски. Усталость. Спальник.

Алексей: Забавный кемпинг. Вместо уже привычных нам деревянных домиков — железные морские контейнеры. Ни терминал для оплаты картой, ни интернет не работали. На ресепшн встречает поляк, который приехал в Норвегию зарабатывать. Рассказал, что паром Москенес — Бодё (Moskenes — Bodø) ходит каждые 4 часа, но билеты надо бронировать за сутки. Так как интернета нет, сделать это не получилось, едем наугад.
День 7: Эвенскьер — Бодё, 372 км. Дождливые Лофотены.
Дождевики. Лофотены. Бухты. Скалы. Туннели. Белый песок. Солнце. Радость. Вдвоем. Нежность. Чайка. Туннели. Купание Дениса в Норвежском море. Пирамидка из камней. Чай. Печенье. Ветер. Тепло. Счастье. Ягоды. Самый вкусный в жизни йогурт. Паром. Дождь. Испанцы на BMW GS. Билеты. Живая очередь. 19:30. Булочка с сёмгой и яйцом. Отдых. 4 часа в море. Разговоры. Опять испанцы. Чай. Причал. Ночь. Бодё. Фонари. Отель Opsahl Gjestegaard. Уютно. Тишина. Мягкая кровать. Глубокий сон.

Мария: Для Лофотенов пробег 350 км в день — это максимум. Здесь потрясающе, непередаваемо красиво! Ни один самый мощный объектив не передаст такие краски, линии и глубину. Пляжи с белым песком, невесомые мосты между островами, одинокие терракотовые домики с крошечными причалами и такими же одинокими белоснежными лодочками. Поэтому нужно много остановок — трогать воду, строить пирамидки из камней, вдыхать запахи моря, слушать звуки чаек и шум ветра в волосах. Денис даже окунулся в ледяную воду в районе Årnøya для полноты ощущений.
На поверхностях гор видны съеденные горными речками русла-морщинки. Много веков вода точит камень и ведь добивается своего! Я всегда говорила, что горы похожи на людей. Они умеют плакать водопадами, прихорашиваться, надевая шляпки-облачка, делать с помощью ножниц ветра прически из зелёной растительности. Вы замечали, что люди, которые много плачут, стареют раньше? Потому что от слез, как и у гор, на коже появляются русла-морщинки...

День 8: Бодё — Тосботн, 401 км. Экватор путешествия.
Утро. Душ. Овсянка. Кофе. Дорога Е6. Горы. Go Pro. Водопады. Зелень. Город Mo I Rana. Поиск ресторана. Дождь. Рыбный суп. Дорога E6. Поворот. Обочина. Канава. Авария. Земля во рту. Яркий свет. Нога. Скорая. Эвакуатор. Больница. Перелом? «Сильный ушиб и растяжение». Мотоцикл. Дорога до Тосботна. Колейность. Страх. Дрожь. Холод. Туннель длинной 6 км. Ямы. Грязь. Очень страшно. Кемпинг Tosbotn Camping & Cottages. Деревянный дом. Свет в окне. Тепло. Чай. Трава на крышах. Облегчение. Разговоры. Новый сюрприз — потеря фото и видео. Зачем? Перезагрузка. С чистого листа. Тревожный сон.

Алексей: Под моросящим дождем повороты, которые встречаются сразу после спуска, оказываются неприятными для гружёного мотоцикла с пассажиром. В нескольких километрах от города мы слетели с трассы. До приезда полиции обычные водители-норвежцы взяли на себя регулирование движения: надели светоотражающие жилетки и организовали коридор из машин, руководя движением. В проезжающей мимо машине оказалась медсестра, которая была рядом и задавала нужные вопросы, пока не приехала скорая. Невероятно высокая социальная ответственность.
В больнице почему-то не сделали рентген ноги. Убедили, что это просто ушиб, и отпустили. Приехав в Москву, узнал, что всю вторую неделю путешествия проехал с переломом лодыжки. Может, и хорошо. Знал бы, что перелом, вряд ли продолжил бы путь так спокойно.

День 9: Тосботн — Оркангер, 391 км. От дождя к солнцу.
Хмурое утро. Бутерброды с паштетом. Овсянка. Чай с печеньем. Дождь. Дорога. Быстрые речки. Задумчивые озера. Горы. Солнце. Цвета. Запахи. +15°C. Овцы. Лодки. Сети. Рыба. Километры. Заправка. Чай. Видео. Город Тронхейм. Пиццерия Pizza&Grill. Огромные порции. Улыбки. Сытно. Пицца за 2000 руб. Кемпинг Orkla Camping. Уютно. Чисто. Нет интернета. Аренда белья. Только наличные. Можно евро. Восстановление фото. Чай. Отражение. Фонари в озере. Перевернутый городок. Легкость. Свежесть. Счастье.

Мария: По дороге попадались редкие деревеньки с уже любимым норвежским колоритом, живописные холмы, озера и речки, вода в которых была цвета бутылочного стекла. Мы останавливались сделать фото и видео, радовались стремительному течению, сравнивая его с нашей жизнью. Вот порог, вода на нем возмущенно кричит, но перепрыгивает, игриво течет дальше, отдышавшись, к новым порогам. Это ли не жизнь с пугающими трамплинами и веселыми сюрпризами?

Алексей: Кемпинг в Оркле — вторая остановка на нашем пути, где не принимали карты и предательски не работал заявленный интернет. Здесь, как и в любом другом месте Норвегии, можно рассчитаться евро. За весь путь мы ни разу не поменяли наличные на местную валюту, хотя цены везде указаны только в норвежских кронах. Для путешествия по Норвегии евро и банковских карт достаточно. А еще в Норвегии ДОРОГО. Нордкап примерно 5 тысяч рублей — «за провал, чтобы не очень проваливался».

День 10: Оркангер — Андалснес, 293 км. Атлантическое разочарование.
Предвкушение. Путь. Навигатор. Ясное небо. Солнце. Удовольствие. Ретромобили. Мосты. Атлантическая дорога. Много туристов. Много чаек. Мало впечатлений. Разочарование. Традиционное место для фото. Флаг Моя Планета. Японцы. Рыбалка. Автобусы. Муравейник. Другие мосты. Красиво. Паром Åfarnes-Sølsnes. Плюшевые холмы. Закат. Розовые фьорды. Гармония. Безмятежность. Магазин. Город Андалснес. Ни звука. Поиск адреса. Лишние 50 км вокруг фьорда. Ошибка навигатора. Кемпинг Gjerdset Turistsenter. Водопад. Ужин. Вид на фьорд Romsdalsfjord. Овцы. Беседа. Соседи. Восторг. Второй ярус кровати. Смущение. Спальник. Дрёма.

День 11: Андалснес — Лиллехамер — Дал, 411 км. Наверх, к троллям!
Завтрак. Вид на Romsdalsfjord. Морось. Отличное настроение. Дорога Е63. Лестница Троллей. 5 почти вертикальных километров. Пешком 69 минут. На велосипеде 43. На мотоцикле 8. Подъем. 2 GoPro. Поворот. Ещё поворот. Ещё 9 поворотов. Водопады. Дождь. Мокрый асфальт. Обрывы. Разъезд со встречкой. Финиш. Выставка авто и мото. Ретроавтомобили. Магазин сувениров. Обед. Встреча с теми же испанцами 4 дня спустя. Солнце. Сухой асфальт. Спуск. Поворот. Ещё поворот. Ещё 9 поворотов. Водопады. Фото снизу. Запах соломы. Дорога Е6. Громкие болтушки-речки. Прозрачность. Легкость. Доверие. Город Лиллехаммер. Центр. Красивая ратуша. Поиск олимпийских колец. Подъём в гору. Коттеджи. Чистота. Велосипедисты. Скандинавская ходьба. Пшеница. Горнолыжный трамплин. Кольца! Фото. Просёлочная дорога. Неспешность. Воздух. Счастье! Трасса. Долгие поиски адреса. Отель Best Western LetoHallen Hotel. Жареная картошка и вино. Душ. Мягкие подушки. Любовь.

Алексей: Одна из достопримечательностей Норвегии — Атлантическая дорога. Оказалось, туристов и чаек здесь гораздо больше мостов, ради которых мы сюда ехали. Не впечатлило. Зато есть повод развернуть флаг «Моя Планета»!
А вот Лестница Троллей — совсем другое дело. Очень колоритное место, особенно для проезда на мотоцикле. Ждали, что будет страшновато, всё-таки повороты-шпильки на 180 градусов и спуски/подъёмы. Оказалось, спокойная дорога с большим трафиком, из-за него скорость не превышает 10 км/ч. Опять же про непостоянство климата: ехали наверх под дождём, через полчаса спускались вниз по высушенной робким летним солнцем дороге. Наверху в кафе есть норвежский суп, продавцы сувениров из Испании и официант из Лондона. Как и поляк, и турки, и болгары, приехали на заработки.

День 12: Дал — Осло — Стокгольм, 524 км. Возвращение в цивилизацию.
Вкусный завтрак в отеле. Интернет. Разделение экипажей. Дорога. Осло. Старые стены. Красивые фонари. Людная улица. Переход. Любопытство. Фото с Драконом. Мало времени. Трасса. Свобода. Глубокий вдох. Август. Солнце. Краски осени. Удовольствие. Будущее. Мысли. Разговоры. Планы. Улыбки. Радость. Неспешность. Наслаждение. Деревеньки. Любимый терракот. Поля. Восхищение. Красота. Город Стокгольм. Зелень. STF Zinkensdamm Hostel. Подземный гараж. Муравейник людей. Комнаты-каюты. Собственный с/у в подарок. Кафе. Веселье. Праздник. Сидр. Итоги.

Мария: Ещё несколько дней назад вокруг нас была удивительная нетронутая природа, словно из сказок про троллей, ветер сбивал нас с курса, там в заливах плавают киты, вода во фьордах напоминает соленое желе, а расстояние от одного дома до другого может быть не меньше 30 км. Мы вернулись в цивилизацию. Но что-то изменилось. Как будто глаза стали чётче видеть, а уши отказывались воспринимать гудение машин и крики прохожих. После простодушности норвежских горных дорожек удивляешься, насколько нелогичным кажется город.

День 13: Стокгольм — Рига, паром M/S Isabelle (Operated by AS TALLINK). Привыкаем к большому городу.
Хостел. Завтрак. Общая кухня. Скворчание бекона. Запах кофе. Каша. Сэндвичи. Суета. Свободный столик. Атмосфера. Веселье. Город Стокгольм. Стены из стекла. Мотопарковка. Стройка. Книжный. Торговый центр. Зарядка для ноутбука. Старбакс. Victoria’s Secret. Подростки. Танцы. Скандинавская красота. Время. Порт. Проверка паспортов. Паром. Каюта. Окно. Вид на море. Ужин. Разговоры. Грусть. Острова большие и маленькие. Поиск интернета. Бесполезность. Бар. Дискотека. Живая музыка. Коридоры-лабиринты. Ночь. Шум двигателя. Головная боль. Плохой сон.

Мария: Ленивый завтрак, приготовленный на коммунальной кухне, где десятки поваров из разных стран, каждый норовит стянуть поставленный тобой кофейник, воздух пахнет жареным беконом, уши разрываются от многоголосия разных языков — от чешского до японского. Потом небольшая экскурсия по городу в поисках мотопарковки (Стокгольм — один из немногих городов, где для мотоциклов отведен специальный паркинг, их нельзя ставить на машиноместа и тротуары, как во многих городах Европы). К пяти часам нужно явиться в порт.
Здесь наши экипажи разделились, один поехал в сторону Риги, другой — на Таллин.

День 14: Рига — Лудза, 263 км. Кофе с видом!
Утро на корабле. Вкусный завтрак. Прибытие. Встреча. Кафе. Душистый кофе. Десерты. Какао. Радость. Беседа. Много тем. Тепло. Старая Рига. Брусчатка. Древность. Фонари. Паркинг. Обед. Отличная треска. Ой, время! Заправка. Проводы. Пробки. Плохая дорога. Ремонт. Опасный щебень. Сумерки. Город Лудза. Отель Ludza Hotel. Банкет. Пьяная компания. Настороженность. Опасения. Местный байкер. Разговор. Крики до утра. Попытка поспать.

Алексей: Сразу с парома мчим на встречу с друзьями, которые живут в Риге уже несколько лет. Чаепитие в чудесном кафе Siena с видом на дом, построенный архитектором Эйзенштейном, отцом того самого режиссера «Броненосца Потемкина», плавно перешло в обед в Старом городе в ресторане Locale, одном из немногих, где за 7 евро кормят вкусным и сытным бизнес-ланчем.
Дорога до Лудзы просто усыпана ремонтными работами. За 50 км до города начинается «стиральная доска». Ехать нужно не спеша.
День 15: Лудза — Москва, 656 км. Дома…
Картофельные оладьи со сметаной. Яичница. Дорога. 30 км отличного асфальта. Граница. 3 часа на латвийской стороне. 15 минут на российской. Родной Лукойл. Осень. Поля. Серое небо. Псковская область. Плохой асфальт. Тверская. Комфортная дорога. Волоколамск. Слет субаристов. Больше 50 машин Subaru с наклейками. Опасные перестроения. Гонки. Шашки. Гудки. Игры. Страх. Подмосковный траффик. Нервы. Москва. Звенигородское шоссе. Садовое кольцо. Двор. Семья. Счастье. Тепло. Нежность. Ужин. Друзья. Рассказы. Помнить. Жить.

Алексей: От Лудзы до границы — отличный новый асфальт.
Российские пограничники пропустили по выделенной полосе и несколько минут расспрашивали про наклейки клуба Моя Планета, телеканал и наше путешествие. Отдельное спасибо начальнику погранпоста за его доброжелательность и заботливость.

Мария: Мы думали об этой поездке почти каждый день после нашего Заката за Европу.
Норвегия — невероятно красивая страна. Здесь обязательно нужно побывать один раз именно на мотоцикле, чтобы померяться силами с природой и вдохнуть все возможные запахи фьордов и Лофотенов. Но только один раз, потому что холод, дожди и скользкие дороги прилагаются бонусом к новым ощущениям. Это как прыжок с парашютом. После первого раза ты знаешь, что произойдет во второй, потому и решиться гораздо труднее. Наверняка, тот, кто решается, получает намного больше удовольствия, чем за первый прыжок, но мы, похоже, соберемся в Норвегию теперь ещё не скоро.
Утро. Кофе. Сборы. Старт. Солнце. Предвкушение. Пустые дороги. 190 км. 200 км. Суп харчо на заправке. Ещё 200 км. Чай. Объезд Питера. Сумерки. Асфальт без разметки. «Кошки-мышки» грузовиков до Выборга. Напряжение. Отель Северная Корона. Грязь. Пьяные крики за стеной до утра. Слышимость 5 из 5.
Алексей: Дорога до Питера порадовала. Достроят объездную, будет совсем хорошо. Пока работают участки Москва-Солнечногорск и объезд Вышнего Волочка. Но и этого уже хватает, чтобы разгрузить уставшую Ленинградку.
День 2: Выборг — Торнио, 718 км. Дорожка в линеечку.
Светогорск. Меньше часа на границе. Финляндия. Ровный асфальт. 200 км. Серпантин между сосен. Солнце. Радость. Запахи. Природа. Урчание Дракона. Озёра. Паромная переправа. Чай. Ещё 190 км. Отличный обед. Камеры стреляют спереди. Комфортная скорость. Отель E-City B&B. Уютный ночлег.

Мария: Здесь по Финляндии ехать — одно удовольствие. Отличный асфальт, солнце чертит полоски на дороге, пробиваясь сквозь стволы сосен, зеркала озер отражают не только домишки на берегу, но и наше счастье от начавшегося путешествия. В одном месте навигатор показывал переезд по озеру. Мы думали, что там мост, оказалось, маленький паромчик, курсирующий раз в 15 минут. К концу дня уровень радости в нашем организме вырос до максимума.

День 3: Торнио — Кааманен, 477 км. «Они существуют!»
Завтрак. Встреча со вторым экипажем (Денис, BMW 1600GT). Настройка мотогарнитуры на троих. Утренняя прохлада. Утепляемся. В путь. Городок Törmänen. Дорожка 4. Авантюрный серпантин. Холмы. Удовольствие. Олень. Стада оленей. Восторг! Лапландия. Поломка заднего тормоза. Ремонт на паркинге у Йоулупукки. Знакомство с финским Дедом Морозом. Открытки. Японские туристы. Чай. Дождь. Кемпинг Kaamasentie. Белка. Мойка Дракона. Финское пиво. Удобства на улице. Комары. Дровяная печь. Тепло и уютно. Крепкий сон.

Лайфхаки:
1. Тоненькие куртки-пуховки. Уже на третий день дороги в направлении севера пришлось их доставать. Несмотря на полный экип, в +10°C ехать не комфортно. Куртки ничего не весят, занимают минимум места, но греют отлично. Спустя пару дней нам уже помогали и капюшоны, надетые под шлемы. Спасибо нашей подруге за то, что рассказала нам о них!
2. Заправка Neste Kiveliöntie 8, 99830, Saariselkä, Inari, Lappi. Всё, что нужно в дороге для авто и мото — от непромокаемых подшлемников до гаечных ключей и лампочек.
3. Спальники или постельное бельё. Но лучше спальники. Они сэкономили нам много денег. Иначе пришлось бы платить за аренду комплекта белья от 700 до 1500 руб. (по курсу на период поездки).

Алексей: Нас предупреждали, что по дорогам Лапландии разгуливают олени. Оказалось, что они живут на дорогах, лежат на обочинах, беспечно жуют траву и совершенно не боятся людей. Правы оказались и те, кто предупреждал нас о непредсказуемости этих животных. Стоя спокойно у дороги, олень может вдруг резко побежать по делам и почему-то именно перед нами. Опасно, правда.

День 4: Кааманен — Нордкап — Скарсваг, 344 км. Вечная мерзлота.
Овсянка. Выезд. Дождь. Сильный боковой ветер. Напряжение. Туман. Заправка. Замена перегоревших ламп. Серпантин наверх. Нордкап. Касса на въезде. 520 крон (почти 5000р!) за двоих. Видимость 10 метров. Фото у глобуса. Флаг Моей Планеты. Сувениры. Кемперы. Интернет. Первый тролль. Тепло. Свеча на подоконнике кафе. Чай. 15 км до ночлега. Кемпинг Kirkeporten. Олени. Белая полярная ночь.

Мария: Поездка на Нордкап — не для девочек и не для новичков. Это серьёзное испытание своих моральных и физических сил. Ветер, постоянная сырость, морось, периодически переходящая в дождь, холодно и скользко. Когда визор подсыхает, становится видна природа, уникальная природа Севера — сосредоточенные, молчаливые скалы, карликовые деревья и остекленевшие от холода, безжизненные глаза озёр. Поражает отсутствие движения — не шевелятся травинки, нет ряби на поверхности воды, даже облака словно намертво прибиты гвоздями к куполу неба. Нордкап — замёрзшая навсегда природа с гладью озёр и туманом 360 дней в году.

Алексей: Техника ведет себя очень странно: аккумулятор телефона садится с 100% до 0% за считанные минуты, мотоцикл вовсю капризничает, то у него перегорит лампочка ближнего света, то сразу за ней дальнего, а через полчаса ещё и задний габарит перестаёт гореть, в рации периодически включается эхо, гарнитуры не хотят связываться друг с другом. В общем, за Полярным кругом начинаются чудеса.

День 5: Скарсваг — Биртаварре, 458 км. К фьордам!
Солнце! Чистое небо. Снова на Нордкап! Удивление. Нет, восторг! Памятник детям войны. Солнце в глобусе. Маленькое большое море внизу. Туристы. Много туристов. Улыбки. Поздравления с хорошей погодой. Фото. Ветер. Растрёпанные волосы. Радость. Время. 128 км. Шквальный ветер. Туннель под водой. Olderfjord. Восхищение. Запомнить это! Смена погоды. Морось. Дорога Е6. Альта. +9°C. Кемпинг High-North Camp Birtavarre. Холодный душ. Горячая вода за монеты. Комары. Шум горной речки. Тепло спальника.

Алексей: Чаще всего путешественникам на Нордкапе не везёт с погодой, как и нам накануне вечером. Но иногда на севере выходит солнце, как у нас утром следующего дня! Ни облачка, ясное небо, яркое солнце и относительно тёплая погода. Пробуем снова подняться на Нордкап. Оказалось, в тумане мы не увидели столько всего! Памятники, монументы, люди — где вы все были вчера?

Мария: Глаза влюбляются в сочетание норвежских оттенков — песочного, лазурного, терракотового, изумрудного, охры и белого. От фьорда к фьорду меняется цвет воды, мы видели все — от чернильного до нежного голубого. Представьте, что всё это сопровождается щекочущими запахами горной лаванды, астильбы, сосны и каких-то незнакомых растений. Норвегия открывается нам постепенно, как застенчивая девушка. Вроде улыбнулась солнечным лучом, потом снова смущенно спряталась в дождях. Зато как приятна её улыбка!

День 6: Биртаварре — Эвенскьер, 297 км. Полярный круг.
Однообразная сочность природы. Одинаковые редкие домики. Бисквитный, бурый и охра. Поражающее одиночество. Магазины COOP. Город Bardu. Пиццерия Roma. Болгарин. Турецкий кебаб. Плохой кофе. Заправка. Японцы-кругосветчики. Снег вдоль дорог. Ледяная речка. Полярный круг. Наклейка Моя Планета. Холодно и радостно. Солнце. Морось. Опять задний тормоз. Дождь. Кемпинг Tjeldsundbrua. Поляк. Портовой контейнер. Разобранный аквапарк. Кухня. Душ. Виски. Усталость. Спальник.

Алексей: Забавный кемпинг. Вместо уже привычных нам деревянных домиков — железные морские контейнеры. Ни терминал для оплаты картой, ни интернет не работали. На ресепшн встречает поляк, который приехал в Норвегию зарабатывать. Рассказал, что паром Москенес — Бодё (Moskenes — Bodø) ходит каждые 4 часа, но билеты надо бронировать за сутки. Так как интернета нет, сделать это не получилось, едем наугад.
День 7: Эвенскьер — Бодё, 372 км. Дождливые Лофотены.
Дождевики. Лофотены. Бухты. Скалы. Туннели. Белый песок. Солнце. Радость. Вдвоем. Нежность. Чайка. Туннели. Купание Дениса в Норвежском море. Пирамидка из камней. Чай. Печенье. Ветер. Тепло. Счастье. Ягоды. Самый вкусный в жизни йогурт. Паром. Дождь. Испанцы на BMW GS. Билеты. Живая очередь. 19:30. Булочка с сёмгой и яйцом. Отдых. 4 часа в море. Разговоры. Опять испанцы. Чай. Причал. Ночь. Бодё. Фонари. Отель Opsahl Gjestegaard. Уютно. Тишина. Мягкая кровать. Глубокий сон.

Мария: Для Лофотенов пробег 350 км в день — это максимум. Здесь потрясающе, непередаваемо красиво! Ни один самый мощный объектив не передаст такие краски, линии и глубину. Пляжи с белым песком, невесомые мосты между островами, одинокие терракотовые домики с крошечными причалами и такими же одинокими белоснежными лодочками. Поэтому нужно много остановок — трогать воду, строить пирамидки из камней, вдыхать запахи моря, слушать звуки чаек и шум ветра в волосах. Денис даже окунулся в ледяную воду в районе Årnøya для полноты ощущений.
На поверхностях гор видны съеденные горными речками русла-морщинки. Много веков вода точит камень и ведь добивается своего! Я всегда говорила, что горы похожи на людей. Они умеют плакать водопадами, прихорашиваться, надевая шляпки-облачка, делать с помощью ножниц ветра прически из зелёной растительности. Вы замечали, что люди, которые много плачут, стареют раньше? Потому что от слез, как и у гор, на коже появляются русла-морщинки...

День 8: Бодё — Тосботн, 401 км. Экватор путешествия.
Утро. Душ. Овсянка. Кофе. Дорога Е6. Горы. Go Pro. Водопады. Зелень. Город Mo I Rana. Поиск ресторана. Дождь. Рыбный суп. Дорога E6. Поворот. Обочина. Канава. Авария. Земля во рту. Яркий свет. Нога. Скорая. Эвакуатор. Больница. Перелом? «Сильный ушиб и растяжение». Мотоцикл. Дорога до Тосботна. Колейность. Страх. Дрожь. Холод. Туннель длинной 6 км. Ямы. Грязь. Очень страшно. Кемпинг Tosbotn Camping & Cottages. Деревянный дом. Свет в окне. Тепло. Чай. Трава на крышах. Облегчение. Разговоры. Новый сюрприз — потеря фото и видео. Зачем? Перезагрузка. С чистого листа. Тревожный сон.

Алексей: Под моросящим дождем повороты, которые встречаются сразу после спуска, оказываются неприятными для гружёного мотоцикла с пассажиром. В нескольких километрах от города мы слетели с трассы. До приезда полиции обычные водители-норвежцы взяли на себя регулирование движения: надели светоотражающие жилетки и организовали коридор из машин, руководя движением. В проезжающей мимо машине оказалась медсестра, которая была рядом и задавала нужные вопросы, пока не приехала скорая. Невероятно высокая социальная ответственность.
В больнице почему-то не сделали рентген ноги. Убедили, что это просто ушиб, и отпустили. Приехав в Москву, узнал, что всю вторую неделю путешествия проехал с переломом лодыжки. Может, и хорошо. Знал бы, что перелом, вряд ли продолжил бы путь так спокойно.

День 9: Тосботн — Оркангер, 391 км. От дождя к солнцу.
Хмурое утро. Бутерброды с паштетом. Овсянка. Чай с печеньем. Дождь. Дорога. Быстрые речки. Задумчивые озера. Горы. Солнце. Цвета. Запахи. +15°C. Овцы. Лодки. Сети. Рыба. Километры. Заправка. Чай. Видео. Город Тронхейм. Пиццерия Pizza&Grill. Огромные порции. Улыбки. Сытно. Пицца за 2000 руб. Кемпинг Orkla Camping. Уютно. Чисто. Нет интернета. Аренда белья. Только наличные. Можно евро. Восстановление фото. Чай. Отражение. Фонари в озере. Перевернутый городок. Легкость. Свежесть. Счастье.

Мария: По дороге попадались редкие деревеньки с уже любимым норвежским колоритом, живописные холмы, озера и речки, вода в которых была цвета бутылочного стекла. Мы останавливались сделать фото и видео, радовались стремительному течению, сравнивая его с нашей жизнью. Вот порог, вода на нем возмущенно кричит, но перепрыгивает, игриво течет дальше, отдышавшись, к новым порогам. Это ли не жизнь с пугающими трамплинами и веселыми сюрпризами?

Алексей: Кемпинг в Оркле — вторая остановка на нашем пути, где не принимали карты и предательски не работал заявленный интернет. Здесь, как и в любом другом месте Норвегии, можно рассчитаться евро. За весь путь мы ни разу не поменяли наличные на местную валюту, хотя цены везде указаны только в норвежских кронах. Для путешествия по Норвегии евро и банковских карт достаточно. А еще в Норвегии ДОРОГО. Нордкап примерно 5 тысяч рублей — «за провал, чтобы не очень проваливался».

День 10: Оркангер — Андалснес, 293 км. Атлантическое разочарование.
Предвкушение. Путь. Навигатор. Ясное небо. Солнце. Удовольствие. Ретромобили. Мосты. Атлантическая дорога. Много туристов. Много чаек. Мало впечатлений. Разочарование. Традиционное место для фото. Флаг Моя Планета. Японцы. Рыбалка. Автобусы. Муравейник. Другие мосты. Красиво. Паром Åfarnes-Sølsnes. Плюшевые холмы. Закат. Розовые фьорды. Гармония. Безмятежность. Магазин. Город Андалснес. Ни звука. Поиск адреса. Лишние 50 км вокруг фьорда. Ошибка навигатора. Кемпинг Gjerdset Turistsenter. Водопад. Ужин. Вид на фьорд Romsdalsfjord. Овцы. Беседа. Соседи. Восторг. Второй ярус кровати. Смущение. Спальник. Дрёма.

День 11: Андалснес — Лиллехамер — Дал, 411 км. Наверх, к троллям!
Завтрак. Вид на Romsdalsfjord. Морось. Отличное настроение. Дорога Е63. Лестница Троллей. 5 почти вертикальных километров. Пешком 69 минут. На велосипеде 43. На мотоцикле 8. Подъем. 2 GoPro. Поворот. Ещё поворот. Ещё 9 поворотов. Водопады. Дождь. Мокрый асфальт. Обрывы. Разъезд со встречкой. Финиш. Выставка авто и мото. Ретроавтомобили. Магазин сувениров. Обед. Встреча с теми же испанцами 4 дня спустя. Солнце. Сухой асфальт. Спуск. Поворот. Ещё поворот. Ещё 9 поворотов. Водопады. Фото снизу. Запах соломы. Дорога Е6. Громкие болтушки-речки. Прозрачность. Легкость. Доверие. Город Лиллехаммер. Центр. Красивая ратуша. Поиск олимпийских колец. Подъём в гору. Коттеджи. Чистота. Велосипедисты. Скандинавская ходьба. Пшеница. Горнолыжный трамплин. Кольца! Фото. Просёлочная дорога. Неспешность. Воздух. Счастье! Трасса. Долгие поиски адреса. Отель Best Western LetoHallen Hotel. Жареная картошка и вино. Душ. Мягкие подушки. Любовь.

Алексей: Одна из достопримечательностей Норвегии — Атлантическая дорога. Оказалось, туристов и чаек здесь гораздо больше мостов, ради которых мы сюда ехали. Не впечатлило. Зато есть повод развернуть флаг «Моя Планета»!
А вот Лестница Троллей — совсем другое дело. Очень колоритное место, особенно для проезда на мотоцикле. Ждали, что будет страшновато, всё-таки повороты-шпильки на 180 градусов и спуски/подъёмы. Оказалось, спокойная дорога с большим трафиком, из-за него скорость не превышает 10 км/ч. Опять же про непостоянство климата: ехали наверх под дождём, через полчаса спускались вниз по высушенной робким летним солнцем дороге. Наверху в кафе есть норвежский суп, продавцы сувениров из Испании и официант из Лондона. Как и поляк, и турки, и болгары, приехали на заработки.

День 12: Дал — Осло — Стокгольм, 524 км. Возвращение в цивилизацию.
Вкусный завтрак в отеле. Интернет. Разделение экипажей. Дорога. Осло. Старые стены. Красивые фонари. Людная улица. Переход. Любопытство. Фото с Драконом. Мало времени. Трасса. Свобода. Глубокий вдох. Август. Солнце. Краски осени. Удовольствие. Будущее. Мысли. Разговоры. Планы. Улыбки. Радость. Неспешность. Наслаждение. Деревеньки. Любимый терракот. Поля. Восхищение. Красота. Город Стокгольм. Зелень. STF Zinkensdamm Hostel. Подземный гараж. Муравейник людей. Комнаты-каюты. Собственный с/у в подарок. Кафе. Веселье. Праздник. Сидр. Итоги.

Мария: Ещё несколько дней назад вокруг нас была удивительная нетронутая природа, словно из сказок про троллей, ветер сбивал нас с курса, там в заливах плавают киты, вода во фьордах напоминает соленое желе, а расстояние от одного дома до другого может быть не меньше 30 км. Мы вернулись в цивилизацию. Но что-то изменилось. Как будто глаза стали чётче видеть, а уши отказывались воспринимать гудение машин и крики прохожих. После простодушности норвежских горных дорожек удивляешься, насколько нелогичным кажется город.

День 13: Стокгольм — Рига, паром M/S Isabelle (Operated by AS TALLINK). Привыкаем к большому городу.
Хостел. Завтрак. Общая кухня. Скворчание бекона. Запах кофе. Каша. Сэндвичи. Суета. Свободный столик. Атмосфера. Веселье. Город Стокгольм. Стены из стекла. Мотопарковка. Стройка. Книжный. Торговый центр. Зарядка для ноутбука. Старбакс. Victoria’s Secret. Подростки. Танцы. Скандинавская красота. Время. Порт. Проверка паспортов. Паром. Каюта. Окно. Вид на море. Ужин. Разговоры. Грусть. Острова большие и маленькие. Поиск интернета. Бесполезность. Бар. Дискотека. Живая музыка. Коридоры-лабиринты. Ночь. Шум двигателя. Головная боль. Плохой сон.

Мария: Ленивый завтрак, приготовленный на коммунальной кухне, где десятки поваров из разных стран, каждый норовит стянуть поставленный тобой кофейник, воздух пахнет жареным беконом, уши разрываются от многоголосия разных языков — от чешского до японского. Потом небольшая экскурсия по городу в поисках мотопарковки (Стокгольм — один из немногих городов, где для мотоциклов отведен специальный паркинг, их нельзя ставить на машиноместа и тротуары, как во многих городах Европы). К пяти часам нужно явиться в порт.
Здесь наши экипажи разделились, один поехал в сторону Риги, другой — на Таллин.

День 14: Рига — Лудза, 263 км. Кофе с видом!
Утро на корабле. Вкусный завтрак. Прибытие. Встреча. Кафе. Душистый кофе. Десерты. Какао. Радость. Беседа. Много тем. Тепло. Старая Рига. Брусчатка. Древность. Фонари. Паркинг. Обед. Отличная треска. Ой, время! Заправка. Проводы. Пробки. Плохая дорога. Ремонт. Опасный щебень. Сумерки. Город Лудза. Отель Ludza Hotel. Банкет. Пьяная компания. Настороженность. Опасения. Местный байкер. Разговор. Крики до утра. Попытка поспать.

Алексей: Сразу с парома мчим на встречу с друзьями, которые живут в Риге уже несколько лет. Чаепитие в чудесном кафе Siena с видом на дом, построенный архитектором Эйзенштейном, отцом того самого режиссера «Броненосца Потемкина», плавно перешло в обед в Старом городе в ресторане Locale, одном из немногих, где за 7 евро кормят вкусным и сытным бизнес-ланчем.
Дорога до Лудзы просто усыпана ремонтными работами. За 50 км до города начинается «стиральная доска». Ехать нужно не спеша.
День 15: Лудза — Москва, 656 км. Дома…
Картофельные оладьи со сметаной. Яичница. Дорога. 30 км отличного асфальта. Граница. 3 часа на латвийской стороне. 15 минут на российской. Родной Лукойл. Осень. Поля. Серое небо. Псковская область. Плохой асфальт. Тверская. Комфортная дорога. Волоколамск. Слет субаристов. Больше 50 машин Subaru с наклейками. Опасные перестроения. Гонки. Шашки. Гудки. Игры. Страх. Подмосковный траффик. Нервы. Москва. Звенигородское шоссе. Садовое кольцо. Двор. Семья. Счастье. Тепло. Нежность. Ужин. Друзья. Рассказы. Помнить. Жить.

Алексей: От Лудзы до границы — отличный новый асфальт.
Российские пограничники пропустили по выделенной полосе и несколько минут расспрашивали про наклейки клуба Моя Планета, телеканал и наше путешествие. Отдельное спасибо начальнику погранпоста за его доброжелательность и заботливость.

Мария: Мы думали об этой поездке почти каждый день после нашего Заката за Европу.
Норвегия — невероятно красивая страна. Здесь обязательно нужно побывать один раз именно на мотоцикле, чтобы померяться силами с природой и вдохнуть все возможные запахи фьордов и Лофотенов. Но только один раз, потому что холод, дожди и скользкие дороги прилагаются бонусом к новым ощущениям. Это как прыжок с парашютом. После первого раза ты знаешь, что произойдет во второй, потому и решиться гораздо труднее. Наверняка, тот, кто решается, получает намного больше удовольствия, чем за первый прыжок, но мы, похоже, соберемся в Норвегию теперь ещё не скоро.
Читайте также