Заполярная велоэкспедиция 2020
Очередное лето и очередная пора отправляться на встречу приключениям на крайний север.
В репортажах на "Моей планете" я уже писал о том, как влюбился в север и о том как это чувство удалось закрепить. Пришло время еще раз углубить наши отношения. И вот как это было в 2020 году.
Идея более подробно исследовать Кольский полуостров пришла осенью 2019 года. Среди непосещенных достопримечательностей оставались такие объекты как Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3), Швабская дорога и старая заброшенная железная дорога "Апатиты - Ревда". Эти объекты и послужили основным точками маршрута "Заполярной велоэкспедиции - 2020". А еще во весь этот маршрут отлично вписались Ловозерские тундры и Сейдозеро, для посещения которых пришлось бы на время оставить велосипеды. Потому приставку "вело-" из названия путешествия пришлось исключить.
В незапамятные доCOVID`ные времена планировалась примерно следующая программа в двух частях.
Часть 1:
- Прибытие в Мурманск с полным снаряжением и для велосипедной и для пешей части путешествия
- Выход на кольцевой велосипедный маршрут на велосипедах
- Возвращение в Мурманск и доброска на поезде до Оленегорска
Часть 2:
- Выход на веломаршрут до Ревды
- Оставить в Ревде где-нибудь велосипеды и уйти исследовать Ловозерские тундры пешком
- Вернуться с гор, пересесть на велосипеды и завершить свое путешествие в Апатитах.
Так же была продумана возможность пребывания участников в путешествии частично: либо на первой части, либо на второй, либо все полностью в зависимости от отпуска.
Костяк группы был сформирован уже зимой, коронавирусные реалии его не коснулись. Но из-за неразберихи с билетами на поезда и самолеты вирус полностью похоронил планы возможных участников на присоединение к нам только на вторую часть. Ее пришлось упразднить, но от этого мы лишь выиграли время в программе "по полной"
Помимо корректировки программы из-за расписания поездов, свои нюансы внес железнодорожный мост через реку Кола: его просто-напросто смыло летними паводками. Все эти события уже вызывали у нас улыбку: "если такое творится до старта, то что же тогда будет во время путешествия?".
Из-за особенного формата полуавтономного путешествия дополнительно мы взяли с собой:
1) Заплечные рюкзаки для горной части похода
2) Треккинговые палочки
3) Треккинговую пару обуви
4) Дополнительный комплект одежды для пешей части
5) Запас фольгированных консерв (легче и проще утилизировать нежели жестяные банки) и сублиматы овощей
Все это размещалось на багажнике велосипеда со значительным перегрузом. Но у нас был лайфхак: все ненужные на первой части вещи мы оставили в камере хранения ж/д вокзала в Мурманске. Это очень сильно облегчило нам ношу.
День первый. Бодрое начало.
Знакомство участников группы между собой началось в поезде Москва-Мурманск, следующего согласно измененному расписанию через Санкт-Петербург. За время многочисленных путешествий на длительных стоянках поезда отыскиваются любимые "точки притяжения". В Петрозаводске такой точкой послужила пекарня "Беккер". За время стоянки поезда можно неспешным шагом пройти до пекарни, купить различной свежей выпечки и кофе, и, также неспешно, вернуться в вагон для наслаждения покупкой. В Питере - это было кофе из Макдональдса, а в Мурманске... А до Мурманска мы не доехали =)
Маршрут для участников заполярной экспедиции начался в обеденное время на станции Выходной. Именно здесь происходит пересадка пассажиров поезда в автобусы, которые довозят людей до вокзала.
Грузить 10 велосипедов в автобусы для нас было не очень удобно и мы решились на следующий маневр: троих участников с их велосипедами и общим "лишним" снаряжением мы отправили на автобусе на вокзал Мурманска. Пока они сдают вещи для пешей части путешествия в камеру хранения, оставшиеся 7 человек неспешно собираются, докупают необходимые продукты и выдвигаются к ним на встречу.
Спустя час группа объединилась перед выездом на Кольской мост и продолжила свой путь в сторону Верхнетуломского. Изначально рельеф был с большими перепадами высот и для первого дня это было слишком резким началом. После обеда перепады высот перестали быть ощутимыми, и до места ночлега на реке Тулома недалеко от ГЭС мы добрались без проблем.
После постановки лагеря влил очень сильный дождь - это уже совсем перебор для начала путешествия. Девочки попрятались по палаткам, отказавшись от ужина. Пришлось мужчинам брать кухню на себя и подавать девочкам "ужин в постель". Некоторые смельчаки при всем этом бодром начале открыли "северный" купальный сезон. Проехали 86 километров.
День второй. Приграничные районы.
Первый день своими погодными капризами застал нас врасплох, и потому к прохождению маршрута второго дня мы как следует подготовились. За время завтрака развели костер и просушили промокшие вещи. Это того стоило, хоть выезд из лагеря немного задержался.
По плану было проехать порядка 70 километров по трассе "Лотта" до поворота на Никель и, собственно, свернуть с нее. Дорога была рельефной, но не сложной. По пути устроили обед.
На развилке нас ждал погранконтроль. Переписали наши паспорта, телефоны руководителей и тех, у кого оператором выступал Мегафон. Все остальные операторы связи удовлетворительно работали только в крупных населенных пунктах. После пограничного контроля дорога стала сильно набирать высоту. Качество асфальта упало. Заночевали на озере на песчанном берегу, чего даже не ожидали. Погода была существенно лучше, под дождь не попали.
Проехали 91 км.
День третий. От сложного к сложному.
Иногда в жизни бывают периоды, когда каждый следующий день тяжелее предыдущего. И этот день не стал исключением в нашей экспедиции, которая только набирала обороты.
После обычной утренней бытовухи мы вышли на маршрут. Ещё километров 10 мы набирали высоту (это плюсом к набору предыдущего дня). А потом внезапно кончился асфальт, но набор высоты продолжался и продолжался. Грунтовая дорога, как и полагается, была убита торопящимися в никуда "джиперами" и карьерными грузовиками. Благо на пути работал грейдер и ровнял "стиральную доску".
Подъем по грунтам высасывал силы уже к середине дня. На обед остановились на реке Печенга, ничем не примечательной реке с кристально чистой водой.
А вот после обеда, вытянув в перевал по грунтам, внезапно появился асфальт. То есть дорога (если смотреть на встречу нам) ведёт из Никеля в гору и всё. И конец, а там как хочешь. Этот перевал и асфальт мы выглядывали на снимках яндекс.карт очень долго, чтобы хоть как-то себя приободрить в этот непростой день. С перевала был затяжной спуск к Никелю. По пути заехали на водопады.
В городе мы повстречали местного жителя Алексея и пограничников, которые уже нас ждали. Пограничники как всегда интересуются "куда держите путь", а мы как всегда и не знаем что ответить, так как впервые в этих краях. А примерный маршрут мы им поведали ещё на погранконтроле накануне. Алексей нам подсказал отличное место для ночлега и даже отвёз на своей машине (чтобы поберечь свои силы) до магазина типа "рыбалка и охота" для закупки дополнительных баллонов газа. А ещё он поделился с нами двумя маршрутами к Кольской Сверхглубокой, которыми мы в свою очередь не поделились с погранцами, что на следующий день добавило перчинки в путешествие!
День четвертый. Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3)
Этот день начался с фразы "Сегодня велоэкспедиция только начинается". И это при том что нам нужно было проехать каких-то 50 км по асфальту с небольшим отклонением в сторону одной из наших главных целей - Кольской Сверхглубокой.
В тот день задача максимум - успеть во время пика отлива, который приходился на 20-00, перейти реку Каккурийоки вброд и заночевать у начала маршрута по Швабской дороге. Задача минимум - заночевать перед рекой и идти вброд во время утреннего отлива.
Невыполнимых миссии не существует. Есть только приказ руководителя. А его нужжно выполнить!
Первые 3 километра со старта - это прогревочный 6% подъем по дороге в объезд Никеля. Потом ещё 20 км по плато. Ну, а потом поворот на грунты в сторону Сверхглубокой. На горизонте высоченные терриконы, которые, порой, выше самим Кольских сопок. Масштабы разработки полезных ископаемых поражают.
Дорога внезапно нас привела на "щебнезавод". Работники разводят руками, говорят раньше "дорога дальше" на СГ-3 тут была, а сейчас, мол, нет. Мы успели расстроиться, пока не начали исследовать местность на предмет альтернативных путей. И вот чему мы удивились: нашли "ту самую дорогу", она оказалась завалена камнями, чтобы "не ездили тут всякие". Нас это точно не остановит. А потом эту дорогу также внезапно раскапывает этот самый "щебнезавод". И это стало видно только с высоты терриконов.
С "кратера щебнезавода" мы устроили приступ "велоальпинизма" и поднялись на остатки разрушенной дороги, после чего укатили в закат к Кольской Сверхглубокой. Работники карьера точно были в шоке!
Преодолевая все препятствия в виде заваленных дорог, мы-таки добрались до Кольской Сверхглубокой. Как и на других заброшенных объектах зрелище весьма удручающее. Полная разруха, мусор, ржавчина и разбитые стёкла. Благо крышка самой скважины не отказалась завалена мусором.
Вот такая она, небольшая. Человек упасть туда не может, звуков Ада оттуда не слышно. Хотя гайки кто-то хотел скрутить, сорваны грани. Либо их сорвали специально, чтобы у "туристов" не было возможности открутить.
После прогулок в сталкерском стиле мы отправились в Заполярный. Через все эти карьеры и терриконы ехать всего километров пять. Но дорога оказалась закрытой территорией комбината, кругом охрана. Пришлось возвращаться обратной дорогой.
Как только поймали связь - посыпались звонки от пограничников: "мы вас потеряли". И так они названивали нам пока мы не вкатили в Заполярный, а потом и в Печенгу. Как выяснилось потом пограничники передают наши контакты от одного "уполномоченного погранзаставы" к другому и вплоть до Титовки, пока мы не покинем приграничный район.
В Печенге на переправе через реку Каккурийоки мы оказались с опережением графика отливов. Так что с самой переправой не особо торопились. Но после брода решили подальше от греха поставить лагерь повыше. А то вдруг прилив будет сильным. День выдался супер насыщенным, проехали 86 километров.
День пятый. Швабская дорога.
Швабская дорога. Это вторая главная цель после СГ-3 нашей первой части путешествия. Этот день побаловал нас солнцем. Если спрятаться за сопки от ветра, то оно даже припекало. За день у нас неплохо подгорели лица.
Рассказывать подробности про этот день очень сложно. На Швабской дороге нужно просто побывать. Это бесконечные тундры, кристально чистые озера, нет человека, редкие животные и полуразрушенная немецкая дорожная инфраструктура. Передать атмосферу могут фотографии и только частично. Размещать их много в этом репортаже - не одобряется. Но можно найти в социальных сетях проекта Веломаршрут.ру.
За день проехали около 60 км, но устали на сотню. Ночлег устроили на ГЭС у Титовки.
День шестой. Выходной.
В этот день мы завершили первую часть нашего путешествия и посвятили отдыху. Хотя по плану у нас было два варианта: ехать до Мурманска 100 километров своим ходом или запросить эвакуацию на машине, как мы это сделали в 2018 во время первой Заполярной велоэкспедиции.
Большинство проголосовало за авто. До обеда мы наслаждались солнечным днём, а после - проводили на поезд участников первой части путешествия, забрали вещи для пешей части путешествия из камеры хранения и заселились в хостел.
А там, пользуясь случаем, зарядили гаджеты, отстирались, отмылись, отъелись и просто отдыхали. Впереди была ещё неделя не менее сложных маршрутов.
День седьмой. Старт второй части путешествия.
Начало второй части нашего вело-пешего похода. Глобальная задача - доехать на поезде из Мурманска до Оленегорска, потом собрать велосипеды и своим ходом прикатить в Ревду, откуда мы утопаем в Ловозерские тундры. А по возвращению опять садимся на велосипеды и окольными путями катим в Апатиты.
Ранний подъем, завтрак и выезд на вокзал. В отличие от поезда "Арктика" Питерский поезд отправлялся с вокзала Мурманска, а не со станции Выходной. Но на смену локомотивов и оборот состава все равно потеряли больше получаса. Успели даже пообедать в пути, чтобы не тратить время на маршруте.
В Оленегорск прибыли по расписанию. Сразу же собрали велосипеды и двинули в Ревду. Перепады высот тут всё ещё существенные, а вот пейзаж значительно изменился - деревья заметно "подросли" и стали разнообразнее.
Вечером прикатили в Ревду. Город из советского прошлого, в котором ничего не происходит. Закупились продуктами и двинулись на ночлег на ближайшие озеро. Погода все ещё не стабильная, прогнозы неутешительные, но отступать от маршрута мы не могли.
День восьмой. Штурм Ловозерских тундр
"Этот день был не прост", - сошлись во мнении почти все оставшиеся участники этого увлекательного путешествия. А ещё это был самый длинный день нашей экспедиции.
После сбора лагеря мы отправились в гостиницу, чтобы оставить там под ответственное хранение велосипеды и прочее снаряжение, которое нам не потребуется в горах. Погодка выдалась облачная с сильным порывистыми ветром, моросил дождь. А это, в свою очередь, обещало нам немало сюрпризов на высоте.
На всякий случай оставили уведомление о выходе на маршрут в МЧС. Кстати, накануне во время закупки, местные нам начали рассказывать байки про медведей и про 30 туристов, которые не вернулись с гор. Не то, чтобы это нас пугало, но случаи бывают разные.
Забравшись в облако, видимость упала до 20 метров. Внезапно из "тумана" возникали встречные туристы-одиночки и, даже, внедорожник. За несколько часов горного погодного безобразия нам удалось взять высшие точки Ловозер (Аллуайв, Кедыкварпахк, Агнвундасчорр), пообедать на скалах, попасть под дождь, град и даже снег. Накатывала мысль, что мы так и не увидим бесконечные лунные пейзажи Ловозерских тундр.
Когда снег окончательно нас замел, мы решили немного сократить маршрут и сбросить высоту, чтобы разменять снежную бурю на дождь. За историю наших горных прогулок выработалось правило "в горах срезать нельзя". Можно поплатиться временем или здоровьем. Его мы придерживаемся до сих пор.
Но опыт Хибин и наше сегодняшнее положение на "плато" Ловозер давали нам шанс по-настоящему срезать и без лишнего риска для себя. Мы рискнули. В результате схода с тропы нашего маршрута мы вышли к ущелью реки Мурнуай и начали спуск к Сейдозеру. Тут впервые открылись шикарные виды Ловозерских тундр, и несколько часов нас сопровождала радуга.
Навстречу нам шли первые организованные группы туристов. Ночлег устроили на "поляне", недалеко от "мемориала" погибшим лыжникам из Беларуси.
За день прошли 30 километров с суммарным набором высоты более 1 км.
День девятый. Кусочек рая на Земле.
Второй пеший день по Ловозерским тундрам. С самого утра погода нас не баловала, но грела мысль о том, что там, на верху, идет снег, а у нас его нет.
Выход к Сейдозеру на различного типа картах отсутствовал, а значит придется идти по неизвестным тропинкам или, что еще хуже, тупо по азимуту. Встреченная вчера группа успела поделиться с нами информацией, что эти 3 километра будут не очень простым, что тропа часто теряется и что будет труднопроходимый лес.
На счет леса и тропы они не соврали. Кстати, в лесу мы удачно спрятались от ветра, растительность поменялась на такую "северную тропическую". Много влажности, огромные папоротники и иван-чай. Ближе к "болотам" тропа повернула вправо и мы доверились ей.
Через топи, болота и десятки импровизированных мостиков и переправ, мы таки вышли на южный берег Сейдозера. К обеду погода прояснилась, участники сняли дождевики, на тропе стали регулярно появляться встречные группы туристов. Встретить людей на тропе вокруг Сейдозера в этом коронавирусном году - это как прогуляться по Арбату в Москве.
Кстати, о ягодах. Черники и брусники - вагоны, но еще ягода еще не созрела. А вот немногочисленная морошка встречалась и "зеленая" и созревшая. Ягода весьма специфичная. Мы сошлись на мнении, что самое годное из морошки - это настойка на морошке.
Лагерь поставили на берегу озера, самые отважные искупались в нем. Но самое главное - за этот вечер мы успели развести отличный костер и просушили вещи! Это был кусок рая на земле!
День десятый. Маленькие радости большому солнцу.
Это было самое насыщенное и радостное утро пешего похода.
Радостное, потому что высушили все вещи. А еще в этот день пришло понимание, что совсем скоро мы понесем потери снаряжения в виде изношенных и подгоревших носков, а еще в виде истоптанных берц и треккинговых ботинок. Но впереди еще два пеших дня, запасная обувь вместе с велосипедами в гостинице, так что идти в этом непотребстве придется до конца.
Насыщенное, потому что нас ждал очередной брод и была возможность опять все промочить.
На подходе к броду мы немного сбились с маршрута, и тропа нас вывела на болото с морошкой. Пришлось немного на нем задержаться для гастрономических изысков!
По пути к болоту, кстати, мы встретили на дороге большую наваленную кучу... "...кучу фиолетового цвета с вкраплениями непереваренной ягоды". Мысль о том, что это дружно сделали туристы, взявшись за руки, сразу отпала. Доступ в интернет отсутствовал, только он наверняка мог нам подтвердить, что это "следы медведя". Так и пришлось два дня идти до "перевала с интернетом" и негодовать. Но все приметы склоняли к тому, что это "проделки медведя". Как потом выяснилось - мы не ошиблись.
А потом был брод, островок и мостик. Брод легко преодолели по перекатам протоки (из одного озера в другое) в "аквашузах". Очень полезно иметь для такого рода препятствий сланцы, кроксы или корраловые тапочки.
Мостик из одного бревна заметно просел за годы своего существования. "Перила" шаткие, и шагать по нему приходилось очень и очень осторожно. Но каких-то глобальных затупов на нем не случилось. Если не считать время на фотографии.
После брода мы вышли на болота, через которые деревянный настил вывел нас к Кордону. Кордон - единственное место, которое дает возможность на авто подъехать поближе к Сейдозеру. Не исключаем, что его также используют МЧС для эвакуации пострадавших. Эта мысль пришла позже, когда мы вновь сели на велосипеды.
Вот тут и начался "Арбат". Толпища туристов. ТОЛПИЩА! Дедушки, бабушки, тёти, дяди, дети, внуки... Вот что "карантин" делает с человеком. Пока все наши знакомые "гостиничники" выкладывали одинаковые фотки из Крыма, мы были в шоке от наплыва туристов в столь суровые и дикие места.
Кстати, день был на 100% солнечным и ясным. В этот день мы решили максимально близко подойти к перевалу Эльморайок, чтобы на следующий день к обеду забрать велосипеды из гостиницы, двинуться на знакомое нам озеро и устроить полудневку. Тропа по северному берегу не оказалась проще несмотря на большую популярность у туристов. Опять были многочисленные импровизированные мостики .
За день прошли 15 километров и заночевали прямо под перевалом.
День одиннадцатый. Полудневка.
Этот пеший день начался со штурма нашего заключительного перевала Эльморайок, за которым находился отдых, велосипеды, магазины и интернет =)
Примерно 5 километров горной тундры и мы на территорий Ловозерского ГОКа. Еще 10 км по дороге - и мы забираем свои велосипеды из гостиницы. Шли эти остатки пешком, потому что общественного транспорта нет, только автобусы для персонала комбината.
Забрали велосипеды из гостиницы, доехали до озера, поставили лагерь и устроили полудневку со всеми причитающимися заполярными купаниями и отмечаниями завершения пешего маршрута. А еще сгоняли в магазин для закупки провизии на два заключительных дня всей экспедиции.
Мы были рады и одновременно не рады появившемуся интернету.
День двенадцатый. Очередной бесконечный день.
Бесконечным он вышел потому, что мы встали раньше обычного и потому, что планировалось проехать большую часть (около 70 км) из оставшихся 120 километров по маршруту "Ревда - Апатиты" по заброшенной железной дороге.
При подготовке этой части маршрута было прочитано много различных "отчетов" всяких джиперов и прочих квадроциклистов, которые без помощи ДВС не умеют перемещаться. Но не было найдено ни одного "отчета" от велосипедистов. Хотя владелец гостиницы, где мы хранили велосипеды, нам рассказывал, что эта дорога у велотуристов популярна. Наша логика простая: если проедет машина - значит проедем и мы. Тем более железная дорога - это всегда ровный горизонт дорожного полотна.
После старта 10 километров мы проехали по асфальтной дороге, которая вела к очередному ГОКу. Отлично! Значит осталось всего 60 км железной дороги.
Потом почти 10 км грунтовой дороги, которая вела параллельно ж/д. Качество ее было весьма неплохое, до определенного момента, когда ее стало заливать большими лужами. Значит по ж/д ехать всего 50 км. Еще лучше!
В конце концов мы вышли на насыпь заброшенной железной дороги. Рельс нет, шпалы догнивают свой век. Слева и справа от шпал - тропинки, по которым мы и двигались к своему заветному финишу. Минусы этих тропинок - ветки с обочины, которые так и норовят ударить по лицу. Реже - песок и щебень, который сильно замедлял движение.
Были моменты, когда шпалы нам надоедали, мы возвращались обратно на грунтовку. Для разнообразия. Но сильно упавшее качество дороги нас опять насильно гнало на ж/д-полотно. Мы перестали метаться и до обеда на территории гостевого дома Пунча катили по насыпи. Хотя пару бродиков на дороге мы собрали. Куда же без них в экспедиции?
Оставалось примерно 10 км до Октябрьского, как у нас начались поломки. От этой супердороги срезало винт крепления багажника у одной из участниц. Потратили минимум минут 30 на рокировку багажников с другим участником.
Пока ремонтировались, встретили двух ребят на квадроциклах. Они оказались спасателями из МЧС. Но сегодня у них выходной, и они гоняли вглубь полуострова, чтобы забросить себе в Кольские кейвы провизии, для того чтобы там провести свой будущий отпуск. Разговор они начали с приветствия и вопроса о регистрации маршрута в МЧС. Профессиональная деформация =)
Потом рассказали нам о том, что их коллеги кого-то тащат (туристов, всмысле) из Ловозерских тундр с травмой. Казалось бы: как там можно получить травму? Горы же просто элементарные. Но нет! Случаи бывают разные. Не пренебрегайте регистрацией в МЧС.
Хотелось узнать больше об их работе, но, к сожалению, они возвращались обратно нашему маршруту - один из них потерял куртку с навигаторами и прочими ценностями.
У этих же ребят мы узнали о более-менее удобном месте под лагерь. Финальная ночевка была на бурной реке Умба. Практически все герои этого путешествия искупались и в ней.
Тринадцатый день. Наконец-то конец.
Заключительный день всего этого незабываемого безобразия. В этот день нам никуда не нужно торопиться.
Самое главное в планах был доехать до Апатит и сесть на вечерний поезд до Москвы. К обеду мы уже были в городе. А потом планы шли по принципу "что хочу, то и творю". Обед в кафе? Пожалуйста! А потом баньку? Не вопрос! =)
Перед отправлением закупились продуктами в дорогу. Даже удалось наварить десяток яиц прямо на перроне. Уж очень по ним соскучились!
А дальше примерно 30 часов отдыха, общения и осмысления прошедшего. Суммарно проехали на велосипеде 600 км, прошли пешком 80 км
Вместо итогов.
Очередное велосипедное путешестве по северу России прошло на ура! Север никого из участнков не оставил безразличным. Все были в восторге и без ума от происходящего!
Поедем ли мы еще на север?